Вашингтон представил Киеву обновленный документ соглашения по совместной добыче полезных ископаемых. Это уже третий известный вариант сделки, больше похожий на первоначальную версию, ту самую, которую в середине февраля власти Украины отвергли. Теперь США снова требуют денег за военную помощь ВСУ и претендуют на полный контроль над украинскими ресурсами и инфраструктурой. При этом в новом документе по-прежнему нет четких гарантий безопасности для Киева, а президент Украины Владимир Зеленский заявил, что его страна не готова воспринимать поддержку США как долг. Рассказываем, что известно об очередном предложении американцев.
На этой неделе сразу несколько источников сообщили, что украинское правительство получило от США новый проект соглашения по полезным ископаемым. Первым об этом в четверг написал в своем телеграм-канале депутат Верховной рады Украины Ярослав Железняк. Парламентарий рассказал, что украинские чиновники передали ему для изучения 58-страничный документ. Новый вариант сделки, как утверждает Железняк, датирован 23 марта, но когда именно Киев получил его, не уточняется.
Депутат раскритиковал обновленный проект и назвал его «ужасом». Он сообщил, что в документе теперь речь идет обо всех украинских полезных ископаемых, на которые претендуют Соединенные Штаты. Управление добычей, согласно инициативе, будет находиться практически под полным американским контролем, а гарантии безопасности для Киева по-прежнему не предусмотрены. При этом Железняк уточнил, что это не окончательный вариант соглашения, и дипломаты еще будут его прорабатывать.
Позже The Financial Times, Bloomberg и «Европейская правда» опубликовали подробные разборы документа. Из них ясно, что США вернулись к большинству требований, которые были исключены из второго варианта соглашения — его президент Украины Владимир Зеленский и президент США Дональд Трамп должны были подписать 28 февраля во время встречи в Белом доме. Подписание сделки сорвала публичная перепалка между лидерами двух стран. Впоследствии Зеленский говорил, что сожалеет об этой ссоре. Трамп же в начале марта заявил, что сделка «не мертва», а 24 марта пообещал, что соглашение будет «скоро» подписано. Однако этого так и не произошло.

Чем новый проект соглашения отличается от старого
Новое соглашение США и Украины охватывает все минеральные ресурсы, включая нефть, газ и основные энергетические активы, а также связанную инфраструктуру — трубопроводы, дороги, железные дороги, порты и перерабатывающие заводы. При этом Вашингтон пересмотрел принципы управления украинскими недрами в сторону увеличения контроля над ними. Впрочем, в этом пункте нет серьезных изменений: предыдущий вариант сделки тоже включал не только редкоземельные металлы, как об этом говорилось в начале февраля, но и другие украинские активы.
Ключевым условием обновленного документа также стало обязательство Киева компенсировать США стоимость всей военной, гуманитарной и бюджетной помощи, предоставленной после 2022 года. По данным Независимого института Киля, которые приводит «Европейская правда», эта сумма составляет около 123 млрд долларов. При этом предполагается, что долг Украины будет расти на 4% ежегодно в случае задержек выплат.
Подобного механизма предыдущий договор не предусматривал. Изначально Трамп заявлял, что украинцы должны компенсировать 350 млрд долларов американской поддержки. Но Зеленский настаивал, что его страна получала помощь от администрации экс-президента США Джо Байдена на безвозмездной основе. В итоге Вашингтон и Киев в феврале договорились, что в соглашении не будет упоминания о долговых обязательствах Украины.
Февральский вариант соглашения также предусматривал создание специального фонда, который будет отвечать за распределение доходов от добычи украинских полезных ископаемых. В новом проекте договора появились уточнения по этой теме.

Так, Вашингтон по-прежнему предлагает создать Американско-украинский инвестиционный фонд реконструкции и развития, но ожидает, что США получат три из пяти мест в его совете директоров. Два других места займут украинские представители, но только по согласованию с американской стороной. А управлять фондом, как утверждается, будет Международная финансовая корпорация по развитию (International Development Finance Corporation, или DFC).
Фонд будет пополняться за счет будущих доходов Украины: в него будут поступать 50% монетизации природных активов — об этом говорилось и в предыдущем соглашении. Однако теперь США предполагают, что вырученные средства не будут храниться на территории Украины — они будут конвертироваться в иностранную валюту и направляться за границу. Кроме прочего Киев будет компенсировать задержки переводов в случае, если они возникнут из-за разногласий.
Фонд, как и предполагалось, будет направлять средства на послевоенное восстановление и развитие Украины. Однако позиции Киева в новом соглашении значительно ослаблены. США получают «право первого предложения» на участие во всех украинских инфраструктурных и ресурсных проектах, а также эксклюзивное право рассматривать инвестиционные инициативы в этих сферах. Вашингтон будет извлекать всю прибыль из таких проектов и дополнительно получать 4% годовых до полного возврата инвестиций.
Кроме того, Украина сможет привлекать сторонних инвесторов только после официального отказа американских участников. Вдобавок украинское правительство будет обязано предоставлять США полный доступ к информации о переговорах с другими инвесторами, включая конфиденциальные детали. При этом вводится ограничение. Украина в течение года после отказа США инвестировать в конкретный проект не сможет предложить другим инвесторам условия, более выгодные, чем предложенные Вашингтону.
Для уже разрабатываемых месторождений США по просьбе Киева сделали уступку: они не будут включены в сделку, чтобы сохранить существующие доходы в украинском госбюджете.
Как пишет FT, новое соглашение заменит предыдущий договор, который Украина и США обсуждали ранее, но так и не подписали. В текущей версии документ не включает положения о праве собственности США на украинскую ядерную инфраструктуру. Однако, как отмечает издание, в Киеве опасаются, что Вашингтон может поднять этот вопрос позже. Речь может идти в том числе о контроле над Запорожской АЭС, которая сейчас находится на оккупированной Россией территории.
Помимо прочего во всех вариантах договора, включая обновленный, не прописаны гарантии безопасности для Украины, хотя для администрации Зеленского это по-прежнему ключевой вопрос. Трамп же говорил, что само присутствие американских интересов на украинской земле может считаться «страховочным механизмом» для Киева. Позже госсекретарь США Марко Рубио заявлял, что сделка по ископаемым не может рассматриваться как гарантия безопасности.

«Это рабочая версия, отражающая позицию американских советников»
Новое соглашение между США и Украиной по добыче полезных ископаемых вызвало острую реакцию среди украинских чиновников, которые опасаются потери экономического суверенитета и усиления зависимости от Вашингтона, пишет The Financial Times.
Министр финансов США Скотт Бессент в интервью Fox News заявил, что сделка может быть подписана уже на следующей неделе. Однако три высокопоставленных украинских чиновника сообщили FT, что это маловероятно. Один из них назвал предложение США «несправедливым», другой сравнил его с «грабежом». Для подготовки встречного предложения правительство Украины, как утверждается, уже привлекло юридических консультантов.
Опрошенные FT собеседники также выразили разочарование позицией Трампа. Они считают, что президент США наращивает давление на Киев, требуя от Украины компромисса, тогда как Москва не проявляет никакого стремления к миру.
Президент Украины Владимир Зеленский, выступая в Париже в четверг, отметил, что США «постоянно» меняют условия соглашения, но подчеркнул, что Киев не хочет противостоять Вашингтону. В то же время другие украинские официальные лица, как передает The Times, резко раскритиковали новые требования США, заявив, что они выходят далеко за рамки прежних договоренностей и фактически превращают Украину в вассальное государство.
Комментируя новый вариант соглашения, первый вице-премьер Украины Юлия Свириденко заявила в Верховной раде, что украинское правительство рассматривает текст нового соглашения, но обнародованный документ носит предварительный характер.
«Это рабочая версия, которая, по сути, отражает позицию юридических американских советников. Мы формируем свою позицию, и сейчас процесс также формализован. Когда будет необходимо, мы, конечно, выйдем для консультации в Верховную Раду. Любые публичные дискуссии сейчас по тексту этого соглашения только наносят вред переговорам и мешают вести конструктивное обсуждение с американскими партнерами», — сказала Свириденко.
В пятницу, 28 марта, инициативу Соединенных Штатов также прокомментировал Зеленский. Он подтвердил получение нового варианта соглашения и заявил, что Киев не будет признавать долгом военную помощь, полученную от США.
«Мы благодарны за поддержку, но это не кредит, и мы этого не допустим», — сказал президент Украины.
Сергей Рыбалкин