vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Последний из адвокатов. История юриста Михаила Беньяша, который противостоит российским судам, силовикам и Минюсту

Михаил Беньяш. Источник: @m_benyash / twitter

К 45-летнему адвокату Михаилу Беньяшу приходили с обысками, возбуждали против него уголовные дела, штрафовали, избивали, признали иноагентом, лишили адвокатского статуса, но так и не смогли заставить его замолчать и уехать из России. «Вот Так» рассказывает историю юриста, который живет под непрекращающимся давлением и демонстративно игнорирует все сигналы, исходящие от российского государства.

«Суд может быть неправ, а я — прав»

До 2010 года у Михаила Беньяша была относительно спокойная жизнь: в 1977 году он родился в Сочи, после школы отслужил в армии, затем закончил юрфак в родном городе и в 2003-м начал работать судебным приставом. Спустя два года он понял, что «работать на государство — плохая идея», сдал экзамен на адвоката и стал зарабатывать, защищая людей по гражданским и уголовным делам, не связанным с политикой — чаще всего работал с делами по экономическим преступлениям.

Накануне дня рождения, 1 сентября 2010 года, Михаила арестовали. Адвоката обвинили в вымогательстве 25 тыс. долларов у застройщика. Сам Беньяш объяснял преследование тем, что раньше он защищал скандально известного сочинского судью Дмитрия Новикова, который публично обвинял кубанских судей в коррупции. Самого Новикова тогда в ответ обвинили в мошенничестве и лишили судейского статуса.

По словам Беньяша, группа адвокатов «так бодро» защищала Новикова, что «дело стало рассыпаться». Вскоре Новикову предъявили новые обвинения — в получении взятки и превышении должностных полномочий, а Беньяш оказался в СИЗО. В итоге суд действительно снял с Новикова часть обвинений и освободил его от наказания из-за истечения сроков давности по делу.

Интервью
«Будешь качать права, уедешь на пятнашку». Адвокат Берман про «фейки о войне» и будущее права в России
03.04.2022 07:30

Михаил провел в изоляторе год, после чего получил 3 года условно и вышел на свободу. На тот же срок его лишили адвокатского статуса. Время, проведенное в СИЗО, по словам Беньяша, сильно повлияло на его мировоззрение. «Когда ты видишь все с другой стороны решетки, это меняет сознание. С тех пор я почти везде в Краснодарском крае посидел и очень много понял про пенитенциарную систему РФ», — объясняет он.

После выхода из СИЗО Беньяш столкнулся с тем, что, будучи условно осужденным, по закону он не мог выехать из страны. Михаил решил оспорить эту норму и подал заявление в ФМС, где ему ожидаемо отказали. Адвокат подал заявление в суд первой инстанции, второй инстанции, в Конституционный суд, а затем направил жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). ЕСПЧ рассмотрел жалобу за три года — это очень быстро по его меркам. В 2016 году суд удовлетворил ее, признав право условно осужденных на выезд из страны и назначив Беньяшу 5 тыс. евро компенсации.

«Тогда я понял, что я умею в право. Суды первой и второй инстанции, Конституционный суд могут быть неправы, а я прав», — говорит Беньяш.

Адвокат вспоминает, что этой победы хватило, чтобы год работать «бодро и весело». Сейчас у Беньяша девять удовлетворенных дел в ЕСПЧ, но ни одно последующее не вызывало таких эмоций, признается адвокат.

Адвокат для «навальнистов»

После освобождения в 2011 году Беньяш переехал в Геленджик, стал поддерживать политика Алексея Навального и распространять информацию о незаконных действиях кубанских судов, полиции и прокуратуры. После трехлетнего «бана» Михаил легко восстановил адвокатский статус и начал защищать оппозиционеров. Беньяш стал одним из немногих адвокатов в регионе, который бесплатно помогал «навальнистам».

В сентябре 2018 года штаб Навального провел в Краснодаре митинг против пенсионной реформы, на котором задержали 60 человек. В отместку Беньяш опубликовал адреса и телефоны полицейских, чиновников и провластных журналистов.

Михаил Беньяш во время митинга в Краснодаре. Россия, 2017 год. Фото: Елена Синеок / Юга.ру

Самого адвоката задержали до начала акции в центре Краснодара. Двое мужчин в штатском насильно посадили его в машину и отвезли в отделение полиции. Адвоката Беньяша Алексея Аванесяна не пускали к подзащитному несколько часов. Когда Аванесяну удалось прорваться, он обнаружил Беньяша в синяках и ссадинах.

Как рассказывал Беньяш, в машине его душили, давили на глаза и били головой о кресло. Михаил требовал от мужчин представиться, но они не отвечали. Позже в полицейском рапорте напишут, что Беньяш сам наносил себе «телесные повреждения по разным частям лица» и отказывался «прекратить самоистязание».

Михаил Беньяш после задержания в 2018 году. Фото: Алексей Аванесян

На Беньяша составили два административных протокола — за неповиновение требованиям полицейских и проведение публичного мероприятия без уведомления органов власти. На следующий день суд арестовал его на 14 суток за первое правонарушение и приговорил к 40 часам обязательных работ за второе.

Интервью
«Это просто абсурд». Адвокат Захватов – о нестыковках в «деле DOXA» и проблемах законодательства
30.03.2022 18:23

Через две недели, сразу после выхода из спецприемника, Беньяша повторно задержали и отправили в СИЗО по обвинению в применении насилия по отношению к полицейским. По версии Следственного комитета, Беньяша заметили на улице двое сотрудников уголовного розыска, предъявили ему удостоверения и сообщили, что ему необходимо пройти с ними в отдел. В дороге Беньяш якобы схватил и укусил одного полицейского за руку, а другого минимум трижды ударил локтем в лицо.

Вскоре выяснилось, что против Беньяша возбудили еще одно уголовное дело — о воспрепятствовании правосудию. Михаила обвинили в том, что за три месяца до митинга адвокат, защищая участницу акции против инаугурации Путина, перебивал судью, не реагировал на замечания и отказывался покидать зал, а потом продолжил «противоправное поведение» в холле.

Как объяснил Михаил, судья дал ему всего пять минут на ознакомление с делом и отказался пускать людей в зал. Когда Беньяш сказал, что это незаконно, двое полицейских вытолкали его в фойе. Он попытался зайти обратно, но его оттолкнули снова. Беньяш упал на пол, а на ногу ему упала сломавшаяся рамка металлоискателя. Через несколько месяцев это дело закрыли из-за отсутствия состава преступления.

«Совесть нельзя купить за 600 тысяч»

Из-за обвинений в насилии над полицейскими и воспрепятствовании правосудию Беньяш снова оказался в СИЗО. За него вступились коллеги, активисты и правозащитные организации — например, Amnesty International, «Мемориал», «Агора» и Совет по правам человека. Петицию в его защиту подписали больше 300 адвокатов, около 50 — направили в суд апелляционные жалобы.

Через месяц Беньяша освободили из СИЗО под залог в 600 тыс. рублей, который внесла за него адвокатская палата Краснодарского края. «Благо что денег у краснодарской палаты просто до жопы и 600 тысяч для них это вообще копейки», — говорит Беньяш и добавляет, что сумму залога адвокатской палате вернули из-за того, что суд сменил ему меру пресечения на подписку о невыезде.

Михаил Беньяш после выхода из СИЗО в 2018 году. Фото: Павел Чиков

Беньяша после этого часто упрекали в неблагодарности: говорили, что краснодарская адвокатская палата помогла ему, а он публично обвиняет ее в приспособленчестве и кумовстве.

«Я сказал “спасибо” и говорю до сих пор, но благодарность — это прекрасный способ закрыть кому-то рот. Сейчас мы сделаем тебе что-то хорошее, но потом мы будем творить плохие вещи, а ты будешь молчать, потому что благодарен. Мне кажется, это неправильно. Если человек делает хорошие вещи, я говорю, что он молодец; начал делать плохие — говорю, что он плохой. Это честно. А отводить глаза и затыкаться… Это нечестно. Совесть нельзя купить за 600 тысяч», — говорит Беньяш.

Интервью
«Следователь обещал меня посадить». Адвокат Иван Павлов о своей эмиграции
08.09.2021 19:18

В итоге суд отменил решения об аресте на 14 суток по административному делу о неповиновении полиции. По уголовному делу об «укушенном полицейском» адвоката признали виновным и оштрафовали на 30 тыс. рублей. Затем вышестоящий суд отменил приговор и вернул дело на новое рассмотрение, но в марте 2023 года адвоката снова признали виновным и оштрафовали на 30 тыс. Беньяш подал жалобу на решение суда, но признается, что у него уже не осталось ни сил, ни денег на дело, которое тянется пятый год.

«Страх пропадает, становится все равно»

К Михаилу трижды приходили с обысками. В первый раз — в 2010 году, по его первому уголовному делу. Во второй раз к нему домой пришли спустя 11 лет, но дело, в рамках которого проходил обыск, было не против него, а против сына хозяина квартиры, которую снимал адвокат — якобы он украл муляж пистолета.

Его не нашли, но зато после обыска и допросов Беньяша арестовали на пять суток по обвинению в нарушении правил проведения массовых мероприятий. Суд посчитал, что Михаил призывал к участию в митинге в поддержку Навального. Поводом стал пост Беньяша, где он попросил юристов бесплатно защищать протестующих.

В третий раз силовики пришли к Беньяшу в 2022-м — по делу о ложном сообщение об акте терроризма.

Квартира Михаила Беньяша после обыска в 2022 году. Фото: из личного архива

Во время обыска Михаила не было в квартире. Силовики сломали входную дверь, забрали ноутбуки, роутер и сувенирный флаг Грузии. Позже адвокату удалось обжаловать незаконный обыск в суде, вещи ему вернули, но «осадок остался»: пришлось менять квартиру.

Комментарий
Адвокат Владимира Кара-Мурзы Вадим Прохоров рассказал «Вот Так» о причинах своего отъезда из России
20.04.2023 15:52

С ощущением, что к нему в любой момент могут прийти с обысками, Беньяш живет последние пять лет. После выхода из СИЗО в 2018 году силовики взломали WhatsApp его жены, скачали фотографии их четырехмесячного сына и прислали их самому Беньяшу.

«После этого тревога меня не оставляла ни на день. Скорее, это даже не тревога, а настороженность, повышенная концентрация. Ты как канатоходец. Иногда отпускает, если в горы далеко уйти, а так — постоянно. Но в какой-то момент с этим свыкаешься и перестаешь замечать. Страх пропадает, становится все равно. Пять лет назад, когда я сидел в СИЗО, я бился изо всех сил, чтобы вернуться к семье и к сыну. Тогда я понял, что тот, кто боится, тот проигрывает», — говорит Беньяш.

«Если несколько человек не попали на войну, это хорошо»

На четвертый день полномасштабного вторжения российских войск в Украину краснодарское издание «Протокол» опубликовало антивоенный ролик, в котором снялся и Михаил Беньяш. Он назвал происходящее в Украине преступлением и призвал коллег-адвокатов объединиться в антивоенном сопротивлении.

Из-за этого ролика в апреле 2022 года на Беньяша составили административный протокол о дискредитации российской армии, но неожиданно суд прекратил дело из-за процессуальных ошибок. Полиция обжаловала решение, дело отправили на повторное рассмотрение, но суд снова его прекратил — из-за истечении срока давности.

Беньяшу этого показалось мало и он сам обжаловал решение, заявив, что суд не дал «оценку обстоятельствам невиновности лица». Суд не удовлетворил жалобу, а на следующий день полицейские составили на него второй протокол о дискредитации. На этот раз — за посты в телеграм-канале. Полиция насчитала около 30 упоминаний слова «война» в его публикациях. В феврале 2023-го суд признал Беньяша виновным и оштрафовал на 30 тыс. рублей.

В самом начале войны Беньяш бесплатно защищал 12 росгвардейцев, которых уволили после отказа ехать в Украину — силовики сочли увольнение незаконным и требовали восстановить их на работе.

«Так мы покажем другим росгвардейцам и бойцам, что есть альтернативный путь и что гражданское общество может протянуть им руку помощи, если они поступят как адекватные люди», — объясняет свое решение Беньяш.

Интервью
«Есть ощущение, что развязка будет неожиданной». Художница Саша Скочиленко дала «Вот Так» интервью из СИЗО, в котором сидит уже год
13.04.2023 06:00

Пока шел судебный процесс, Минюст признал Беньяша иностранным агентом. После этого суд отстранил адвоката от дела — потому что в нем содержится государственная тайна. При этом к тому моменту Беньяш уже ознакомился с материалами.

За время разбирательств девять росгвардейцев «сломались под давлением» и отозвали иски. Их судьба адвокату неизвестна, он считает, что их вполне могли мобилизовать. «Несмотря на все это, я более-менее удовлетворен. Мне кажется, что, если даже несколько человек не попали на войну, это хорошо», — говорит он. Окончательное решение по этому делу пока не вынесли.

«Минюст сосет»

Адвокат не знает, что стало триггером для признания его иностранным агентом — по его мнению, министерство «бьет туда, где светло» и признает иноагентами тех, кто на слуху в регионе. Михаил пытался оспорить статус и даже добился, чтобы до решения суда ему разрешили не ставить в публикациях иноагентскую плашку, но в итоге суд ему отказал.

Формальным основанием для включения в список стал репост из сатирического телеграм-канала Neural Meduza со словами «Кубань стала первой в истории женщиной-трансгендером». Скорее всего, человек, изучавший канал Беньяша, спутал аккаунт с изданием Meduza, которое на тот момент уже было СМИ-иноагентом. Беньяш предоставил в суд справку о том, что каналы не связаны, но это не помогло.

Другим поводом стало иностранное финансирование от правозащитных организаций-иноагентов «Сфера», «Мемориал» и «Апология», которые оплачивали услуги Беньяша. Например, «Сфера» оплатила защиту двух пострадавших от гомофобных нападений, «Мемориал» — правозащитников Олега Орлова и Александра Черкасова, которые требовали возбудить дело против главы Чечни Рамзана Кадырова из-за угроз в их адрес, «Апология» — защиту краснодарской активистки Татьяны Захаровой, которую обвинили в распространении фейков.

Позже Минюст обнаружил у Беньяша семь постов, оскорбляющих министерство, органы адвокатского самоуправления и судебную систему. Кроме того, ведомство решило, что в одном посте он сравнил Путина с Адольфом Гитлером. Ссылаясь на эти публикации, Минюст попросил лишить Беньяша адвокатского статуса.

Комментарий
«Никакие электронные повестки не являются законными». Адвокат и правозащитник объяснили, как реагировать на такое приглашение в армию
31.03.2023 15:18

В итоге краснодарская адвокатская палата рассматривала два текста Беньяша. В первом он прокомментировал признание его иноагентом фразой «Минюст сосет». Во втором написал, что российская адвокатура — «несменяемые и никем не выбираемые президенты с тайными окладами, сервильные конъюнктурщики в советах палат, с портретами Сталина в кабинетах и минетами за статус в туалетах».

«Правду говорить легко и приятно, а слышать — не очень. Если бы мы жили в демократической стране, реализация свободы слова не повлекла бы таких последствий. Да, это была стебная форма, но это не оскорбление. Невозможно оскорбить юридическое лицо, потому что оскорбление — это унижение чести и достоинства, они есть только у личности. Невозможно оскорбить министерство юстиции — оно не наделено ни честью, ни достоинством», — говорит Беньяш.

Он называет тот период тяжелым, потому что ему так часто приходилось ходить на суды по делам в отношении него самого, что не хватало времени и сил на защиту других. В феврале процессы Беньяша шли в режиме нон-стоп.

Утром 17 февраля должно было пройти заседание по делу об «укушенном полицейском», а затем — совет адвокатской палаты по вопросу лишения статуса. В тот день Беньяш был сильно переутомлен и надеялся на перенос собрания, но президент адвокатской палаты Светлана Васильева захотела провести его без Михаила.

Беньяш остался и произнес обличающую речь, которая заняла 20 бумажных листов. Он назвал совет «холуями» и «приспособленцами». Масла в огонь подлил и защитник Беньяша Александр Пиховкин, который напомнил, что должность президента в краснодарской палате переходит по наследству: от Владимира Чехова к его сыну Андрею Чехову, а от того — к его сестре Светлане Васильевой (Чеховой).

Михаил Беньяш во время заседания в Краснодарском суде. Кадр из видео со станицы Беньяша в Facebook

«Надо было просто смотреть на эти лица. Сидят, смотрят в пол, потеют, краснею, ненавидят», — вспоминает Беньяш.

В итоге совет лишил его адвокатского статуса на три года. Позже больше 200 адвокатов подписали обращение к президенту Федеральной палаты адвокатов с требованием пересмотреть это решение. «Когда есть бензин, машина едет, но сейчас меня подкосило лишение работы. Попробую докатиться, но, честно говоря, подустал, надоело это все», — говорит он.

«С мудаками мы посудимся»

«Что я буду делать? С мудаками мы посудимся. Не догнать, так согреться», — отвечает Беньяш на вопрос о дальнейших планах. Он подал жалобу на решение региональной адвокатской палаты в Федеральную палату. Михаил знает, что, скорее всего, ему откажут, но хочет, чтобы орган высказал позицию по этому вопросу.

«Пусть они публично скажут, что юридическое лицо можно оскорбить. Пусть сформируют норму поведения, чтобы адвокаты знали, что можно, а что нельзя, и в конце концов пришли к выводу, что нельзя им примерно все», — говорит он.

Беньяш не считает лишение статуса поражением и говорит, что «бой продолжается». Он уверен, что добьется восстановления адвокатского статуса и даже извинений. При этом адвокат считает, что российская адвокатура как независимый институт доживает последние дни. Беньяш уверен, что российских адвокатов ждут репрессии, а профессиональное сообщество разобщено — активных и неравнодушных адвокатов сажают или выдавливают из страны, запугивая этим остальных. «Защитников, которыми можно гордиться, в России остались единицы», — говорит он.

Несмотря на все проблемы, Беньяш утверждает, что покидать страну не собирается. По его словам, он «нигде не чувствовал себя настолько бодро, как в России».

Екатерина Соловьёва для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное