vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Лауреат Нобелевской премии мира идет на войну. Что сейчас происходит в эфиопском регионе Тыграй

Ополченцы региона Амхара едут в регион Тыграй, чтобы противостоять Народно-освободительному фронту Тыграй (НФОТ). 9 ноября 2020 года. Фото: Tiksa Negeri / Reuters / Forum

Вооруженный конфликт между правительством Эфиопии и мятежным регионом Тыграй стал первой войной, одной из причин которой можно назвать пандемию коронавируса. С одной стороны ее ведет лауреат Нобелевской премии мира 2019 года премьер-министр страны Абий Ахмед Али, с другой – Народный фронт освобождения Тыграй (НФОТ) – это главная военная сила провинции.

В понедельник подтвердилась информация о том, что правительственные войска взяли под свой контроль столицу Тыграй город Мэкэле. Однако война продолжается – Народный фронт освобождения Тыграй объявил, что переходит к партизанской войне.

Этнический федерализм как эфиопский ящик Пандоры

Ключ к пониманию проблем Эфиопии – принятая в стране политическая система. Принцип этнического федерализма, закрепленный в Конституции 1994 года, превратил Эфиопию в «мультикультурную федерацию, основанную на этно-национальной репрезентации», а одним из создателей этой системы стал президент страны Мелес Зенауи (выходец из Тыграя).

Эфиопская девушка в пекарне городе Харар на востоке Эфиопии. Война в стране может привести к гуманитарной катастрофе — семь миллионов жителей Эфиопии зависят от продовольственной помощи ООН. Фото: Siegfried Modola / Reuters / Forum

Девять регионов, сформированных по этническому принципу, получили широкие полномочия вплоть до создания своих собственных вооруженных формирований. В Тыграй (доля народа тиграи в населении Эфиопии составляет 6%) основной военно-политической силой стал НФОТ.

По сообщениям ЦРУ, численность тыграйских вооруженных формирований может достигать 15 000 человек (при этом в случае возникновения вооруженного конфликта их количество может существенно возрасти за счет мобилизации местных жителей).

Более того, в связи с тем что НФОТ традиционно являлся революционно-марксистским движением, он не имеет поддержки со стороны соседних арабских стран (прежде всего Судана), а тыграйский национализм препятствует прочным связям с другими эфиопскими этническими группами.

Справка

Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед. Фото: Tiksa Negeri / Reuters / Forum

Реформы Нобелевского лауреата спровоцировали гражданскую войну

Боевые действия в самом северном из девяти регионов Эфиопии начались 4 ноября 2020 года, когда премьер-министр страны Абий Ахмед Али обвинил НФОТ в нападении на одно из базирующихся в Тыграй подразделений федеральной армии. Эфиопский лидер заявил о начале операции против мятежников.

Основной причиной вспышки насилия в Эфиопии стала попытка Абия Ахмеда Али изменить политическую систему в пользу большей централизации и интеграции регионов. Соответственно, существенно должна была вырасти роль федерального правительства. С этой целью 1 декабря он объявил о создании Партии процветания.

Незадолго до этого эфиопский лидер стал лауреатом Нобелевской премии мира «за усилия, направленные на достижение мира, и международное сотрудничество, а особенно за его решающую инициативу в разрешении пограничного конфликта с соседней Эритреей». Помимо этого Норвежский Нобелевский комитет признал его заслуги в достижения мира в Эфиопии, а также в регионе Восточной и Северо-Восточной Африки.

Автобус с эфиопами, бегущими из региона Тыграй из-за боевых действий. Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters / Forum

НФОТ стал единственным этническим образованием, которое, не желая терять власть и влияние в собственном регионе, отказалось вступать в Партию процветания. Более того, после переноса запланированных на 29 августа всеобщих выборов в Эфиопии в связи с пандемией коронавируса на 2021 год НФОТ заявил о непризнании Абия Ахмеда Али легитимным политическим лидером страны. Еще больше усугубило ситуацию проведение в сентябре в Тыграй собственных выборов, несмотря на крайне негативное отношение к ним со стороны Аддис-Абебы. Премьер-министр страны также не признал их результаты.

Подлили масла в огонь и неприязненные отношения между тиграи и эритрейцами (вся эфиопо-эритрейская граница находится на территории Тыграй). В то же время премьер-министру Эфиопии вменили в вину «беспринципную» дружбу с президентом Эритреи Исайясом Афеверки.

Непростые отношения между Тыграй и Эритреей сохраняются на протяжении уже нескольких десятилетий. История противостояния началась в 1970-х годах во время совместной борьбы против эфиопского коммунистического режима «Дерг». Однако в ходе войны между союзниками возникли этнические, идеологические и территориальные разногласия, которые со временем только усилились.

В последующие годы отношения между Эфиопией, во главе которой до 2012 года стоял выходец из Тыграй Мелес Зенауи, НФОТ и Эритреей, несмотря на несколько попыток примирения, оставались в целом напряженными. Кульминацией этой напряженности стала эритрейско-эфиопская война 1998 года, которая проходила преимущественно на территории Тыграй и унесла жизни десятков тысяч человек с обеих сторон.

Чего добиваются тыграйские мятежники?

Именно в связи с ракетными ударами по территории Эритреи со стороны Тыграй международные организации выразили беспокойство, что конфликт может приобрести региональный характер. 14 ноября взрывы были зафиксированы на окраинах эритрейской столицы Асмэра.

До конца месяца поступило еще несколько сообщений о такого рода нападениях (последнее – 28 ноября). А в понедельник информационные ресурсы НФОТ заявили о том, что в боевых действиях против них на территории региона принимают участие эритрейские военнослужащие.

 

Ситуацию в Тыграй прокомментировал Vot Tak TV один из руководителей базирующегося в Вашингтоне Центра стратегических исследований Африки Джозеф Сигле.

«Цели тыграйских лидеров никогда не были до конца ясны. По всей видимости, они стремятся к значительной автономии, при которой они не обязаны были бы прислушиваться к директивам федерального правительства. Однако политические лидеры данного региона никогда не объявляли независимость. В настоящий момент в ситуации отсутствия функционирующего правительства, признания со стороны соседних стран и жизнеспособной экономики, а также учитывая изолированное географическое положение, независимость Тыграй представляется крайне маловероятной».

Справка

Лидер НФОТ Дебрецион Гебремикаэль

В воскресенье премьер-министр Эфиопии заявил о полном взятии под контроль главного города региона Мэкэле, тем самым провозгласив победу правительственных войск во внутреннем конфликте. Однако практически сразу же появилась информация об уничтожении мятежниками истребителя ВВС Эфиопии, а лидер НФОТ Дебрецион Гебремикаэль выступил с обращением о том, что война еще не закончена.

Выйдет ли конфликт за пределы региона?

Региональный аналитик Эндрю Смит, как и ряд других экспертов, отметил большую вероятность продолжения НФОТ боевых действий уже в формате партизанской войны.

«НФОТ начинал как повстанческое движение, использовавшее партизанскую тактику боевых действий, и скорее всего, снова вернется к истокам. Конфликт может стать менее интенсивным, но ситуация в Тыграй ухудшится и даже может вызвать нестабильность в других регионах Эфиопии. Продолжение конфликта окажет также непосредственное и косвенное влияние на региональную безопасность. Эритрея уже втянута в конфликт, а эфиопские миротворцы вернулись из Сомали и Южного Судана».

Эфиопские мужчины, бежавшие от войны в регионе Тыграй, стоят в очереди за пайком в суданском лагере беженцев. 19 ноября 2020 года. Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters / Forum

В свою очередь, Джозеф Сигле весьма скептически оценивает вероятность выхода конфликта в Тыграй на региональный уровень. По его словам, региональные силы – прежде всего Судан и Эритрея – не рассматривают Тыграй в качестве ценного объекта инвестирования своих сил и средств. Тем не менее, если конфликт затянется, какая-либо из соседних стран может поддаться искушению посредством него оказать давление на Эфиопию.

«Стороной, которая может быть наиболее заинтересована в эскалации конфликта на территории Тыграй с целью ослабления Эфиопии, является Египет. Однако отсутствие в настоящий момент на территории региона прочных властных структур делает вероятность этого крайне низкой. Кроме этого в случае своего вмешательства Египет понесет большие политические издержки на международной арене. Тем не менее за Египтом стоит понаблюдать».

Десятки тысяч беженцев и этнические чистки

В связи с тыграйским кризисом остро стоят также гуманитарные вопросы. Границу с Суданом уже пересекли более 40 000 беженцев из Тыграй, а в течение ближайших шести месяцев, по оценкам ООН, их число может вырасти до 200 000. Пока эфиопские военные, которые взяли под свой контроль границу с Суданом, препятствуют движению беженцев.

Жители Эфиопии, бегущие в Судан из-за боевых действий в регионе Тыграй. 22 ноября 2020 года. Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters / Forum

Во время конфликта периодически поступала информация о массовых убийствах гражданских. Наибольший резонанс вызвала резня в городе Маи Кадра на северо-западе Тыграй, где, по сообщениям эфиопских правозащитников, тыграйские боевики убили не менее 600 представителей народов велкаит и амхара. Данную информацию подтверждает, в частности, международная организация Amnesty International.

Покидающие зону боевых действий беженцы сообщают, что убийства мирных жителей по этническому признаку совершают как повстанцы, так и солдаты правительственных войск. Счет жертв среди гражданского населения может идти на тысячи.

Евгений Чернухин / Vot Tak TV

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное