vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Крым и ядерное оружие: Лукашенко уступает Москве

Александр Лукашенко сдался в вопросе признания Крыма и выразил готовность разместить российское ядерное оружие. Таковы самые громкие заявления белорусского вождя в интервью директору МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. И они говорят о том, что Лукашенко вынужден во все большей степени жертвовать национальными интересами в угоду сохранению личной власти.

Еще один гвоздь в крышку гроба многовекторной внешней политики

В свое время дистанцирование от Москвы в ее конфликте с Украиной по поводу Крыма и Донбасса позволило Лукашенко развить многовекторную политику, улучшить отношения с Западом. Но после скандальных президентских выборов 2020 года в Беларуси эти отношения практически уничтожены. И белорусскому вождю ничего не остается, кроме как раз за разом уступать Кремлю в обмен на его поддержку в условиях своей сомнительной легитимности и усиления западных санкций.

В частности, Москва в последнее время целенаправленно подталкивала Лукашенко к признанию Крыма частью РФ. И вот в интервью Киселеву прозвучало: «Крым де-факто — это российский Крым. После референдума и де-юре Крым стал российским».

Александр Лукашенко и Дмитрий Киселев после интервью агентству «Россия сегодня». 30 ноября 2021 года. Фото: president.gov.by

Более того, Лукашенко пообещал посетить Севастополь вместе с Владимиром Путиным и заявил, что этот визит на полуостров фактически и будет означать признание его частью России: «Если президент уже туда приехал с президентом России, слушайте, какие еще могут быть признания?»

Понятно, что и это заявление Лукашенко, и тем более анонсированная поездка в Крым вызовут бурю негодования в Киеве, еще сильнее испортят белорусско-украинские отношения. Но хотя в Минске понимают их важность, в ситуации выбора руководство режима предпочитает идти в фарватере Кремля. Потому что он остался кредитором последней надежды.

Что же касается многовекторности белорусской внешней политики, то теперь тот этап, когда речь идет лишь о вбивании очередного гвоздя в крышку ее гроба.

Какие «сараи» сохранил белорусский вождь?

Киселев также задал Лукашенко вопрос относительно недавнего заявления генерального секретаря НАТО Йенса Солтенберга о возможности размещения ядерного оружия в Восточной Европе. В ответ прозвучало: «Тогда я предложу Путину вернуть ядерное оружие в Беларусь». О каком именно оружии идет речь, Лукашенко не уточнил, лишь метафорически заметил: «Я как рачительный хозяин ничего не разрушил, все сараи стоят на месте»

О каких сараях речь? Белорусский военный эксперт Александр Алесин, с которым я связался, пояснил: речь идет, скорее всего, об ангарах для подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь».

Чаще всего в 2021 году Лукашенко встречался с силовиками. На снимке – во время совещания о ситуации на границе 5 августа 2021 года. Фото: Николай Петров / БЕЛТА / ТАСС / Forum

Впрочем, Алесин сомневается, что «Тополя», последние из которых был выведены из Беларуси в 1996 году, сейчас сюда вернутся. По словам эксперта, в России их уже снимают с вооружения. Более вероятно, что в Беларусь могут быть переброшены несколько бригад, вооруженных «Искандерами-М».

При этом, полагает собеседник, Лукашенко вряд ли пойдет на нарушение безъядерного статуса страны. Выход заключается в том, чтобы создать под «Искандеры» с ядерной начинкой российские базы, которые будут иметь экстерриториальный статус.

Вроде бы изящное решение, да только вот это тот самый случай, когда бьют не по паспорту, а по физиономии. Иначе говоря, на белорусской земле станет больше мишеней для ядерных ударов НАТО в случае войны. Ныне, по словам Алесина, такими мишенями являются два российских военных объекта — РЛС «Волга» под Ганцевичами и узел связи ВМФ под Вилейкой.

К чему белорусам такое добро?

Лукашенко, придя к власти в 1994-м, сокрушался, что не может отменить договоренности о выводе ядерного оружия из Беларуси, и ругал за это решение «националистов» (имея в виду прежде всего первого руководителя страны Станислава Шушкевича). «Если бы у нас было это оружие, с нами бы сейчас по-другому разговаривали», — подчеркивал белорусский вождь, вскоре после своего избрания вступивший в конфронтацию с Западом.

Теперь вот мечта о возврате адских цацек может сбыться. Но не совсем. Печалька в том, что это будет российское оружие, и команду на его применение, если что, дадут из Москвы. И белорусы могут сгореть в адском пламени, даже не успев понять, что случилось.

Александр Лукашенко во время совещания в центре стратегического управления Министерства обороны. 29 ноября 2021 года. Фото: president.gov.by

В советское время БССР была нашпигована ядерным оружием и, естественно, находилась под прицелом натовских ракет. В июле 1993 года молодая независимая Беларусь присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия и добровольно отказалась от ядерного наследия СССР.

И когда этот арсенал вывели, многие белорусы вздохнули с облегчением. Нации и так доставалось с лихвой в чужих войнах. И вот вам опять двадцать пять: вождь готов вернуть ядерные ракеты.

Зачем раздувается тема войны?

Между прочим, в ныне действующей Конституции записано: «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным». Сейчас Лукашенко и его окружение готовят к намеченному на февраль референдуму проект нового Основного закона, из которого положение о нейтралитете, судя по всему, вычеркнут. Может, теперь замахнутся и на безъядерность?

Лукашенко долгое время был популистом, но теперь, похоже, делает заявления, от которых не в восторге даже его твердый электорат. Гибнуть на войне никому ведь не хочется. Между тем в речах вождя военная тема звучит все громче. Например, 29 ноября Лукашенко заявил, что готов воевать на стороне России против Украины, если та затеет заварушку на Донбассе. Хотя Донбасс — это часть украинской территории, и при чем тут вообще Беларусь?

Владимир Путин и Александр Лукашенко после переговоров в Кремле 9 сентября 2021 года. Фото: Шамиль Жуматов / Reuters / Forum

Дело в том, что темой войны белорусский вождь пытается подменить тему фальсификации выборов-2020, жесточайших репрессий против оппонентов режима, необходимости честных выборов. Кроме того, Лукашенко всячески стремится засвидетельствовать свою преданность России. Ну и как бы между делом втянуть ее в свою конфронтацию с Западом.

Однако по факту именно Кремль получает выигрыш от этой конфронтации. Его военная авиация под маркой усиления натовской угрозы уже патрулирует воздушное пространство Беларуси. Теперь вот, глядишь, и российские базы с «Искандерами» на ее территории появятся.

Впрочем, не исключено, что белорусский вождь таким хитрым способом шлет сигнал Западу: не захотите со мной вести переговоры, признавать меня президентом — вам же хуже будет: российскую армию к себе пущу. Но Евросоюз и США не в той фазе, не в том настрое, чтобы начинать переговоры с Лукашенко на его условиях. Напротив, готовятся новые пакеты санкций. Выпускать же политзаключенных, прекращать репрессии и устраивать демократические выборы вождь режима категорически не хочет.

В итоге, как видим, Лукашенко, чтобы удержаться, волей-неволей вынужден идти на уступки Москве — и в крымском вопросе, и в вопросе усиления ее военного присутствия. Однако при этом жертвуются куски суверенитета страны. А сами белорусы рискуют попасть под прицел чужих ракет.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное