vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

10 конфликтов, за которыми нужно следить в 2023 году

Политический активист обращается к толпе во время акции протеста против высокой стоимости жизни и за прекращение бандитского насилия. Порт-о-Пренс, Гаити. 18 ноября 2022 года. Фото: RALPH TEDY EROL / Reuters / Forum

Международная кризисная группа (ICG) проанализировала ситуацию в мире и отметила, что, кроме шокировавшего мир вторжения России в Украину, в 2023 году мировому сообществу грозит еще несколько надвигающихся военных кризисов. Эксперты выделили 10 конфликтов, за которыми важно следить в новом году: два из них — на территории бывшего СССР. «Вот Так» коротко пересказывает основные тезисы аналитиков.

Украина

Украина сопротивляется российской агрессии благодаря яростной обороне и помощи стран Запада, но конца войне пока не видно. Из-за разрушения инфраструктуры и перебоев с электричеством огромные территории стали непригодны для жизни: в 2022 году каждый третий украинец сменил место жительства.

Эксперты отмечают, что ни Москва, ни Киев не собираются отступать, поэтому ситуация в войне близка к патовой. Путин надеется, что зима и высокие цены на энергоресурсы заставят Европу отказаться от помощи Украине, однако эти расчеты не оправдываются. Европа решительно поддерживает Украину и в поражении Киева видит угрозу себе.

Говоря о ядерной эскалации, ICG подчеркивает, что Запад и Россия приложили все усилия для избежания прямого столкновения: НАТО отказалось от бесполетной зоны над Украиной, а Россия не наносит ударов по странам-членам Альянса. Применение ядерного оружия не повлечет военного успеха, но спровоцирует вмешательство НАТО в конфликт, чего не хочет Кремль. Тем не менее ICG не отвергает вероятность ядерного удара, особенно если Путин почувствует, что его власть ослабевает.

По мнению экспертов, Запад не должен отказывать России в возможности мирного урегулирования. Для этого нужно разъяснить Кремлю выгоды от мирного соглашения, к которым можно отнести смягчение санкций. При этом поддержка Украины — даже с риском ядерной эскалации — для Запада предпочтительнее, чем победа России на штыках и ядерном шантаже.

Армения и Азербайджан

Война в Украине острее всего отразилась на Южном Кавказе. Спустя два года после 44-дневной войны 2020 года за Нагорный Карабах стороны движутся к новой эскалации. Россия исторически склонялась к тому, чтобы возглавлять миротворческие усилия в Карабахе, но сейчас из-за проблем в Украине ее влияние в регионе ослабло.

В результате прошлого обострения азербайджанцы изгнали армян с земель, которые удерживались непризнанной Нагорно-Карабахской республикой с 1990-х годов. Эксперты полагают, что новая война будет короткой, но не менее драматичной.

Справка
Нагорно-Карабахская республика — непризнанное государство в Закавказье, провозглашенное в 1991 году на фоне распада СССР. НКР образовалась на фоне нежелания армянского большинства в регионе входить в состав Азербайджана. Армения не признает НКР, но фактически оказывает поддержку непризнанной республике.

После прекращения огня в 2020 году российские миротворцы расположились вдоль армяно-азербайджанской границы: предполагалось, что Баку не будет нападать на Армению, опасаясь реакции Москвы. Но на деле российские миротворцы не остановили движение азербайджанской армии: в марте и августе ВС Азербайджана захватили новые территории в Карабахе, а в сентябре уже вторглись в международно признанные армянские земли.

При этом президент Азербайджана в декабре назвал сентябрьские столкновения на границе с Арменией страховкой «от больших проблем в будущем», обвинил армянские силы в распространении азербайджанофобии, назвал Ереван и Зангезур исторически азербайджанскими землями, а критику многих западных государств в адрес Азербайджана из-за перекрытия Лачинского коридора — антиазербайджанской истерикой.

Обзор
Нагорный Карабах на грани гуманитарного кризиса. К чему привела блокада Лачинского коридора
15.12.2022 20:10

Армянская армия не стала сильнее за последние годы, поскольку традиционно снабжавшая ее вооружением Россия сама сейчас испытывает нехватку оружия. Азербайджанская армия в разы превосходит армянскую, имеет лучшее оснащение и поддержку Турции. На руку Баку сыграл рост цен на газ.

Сейчас имеется два проекта мирного урегулирования конфликта: разработанный Россией, а также подготовленный Арменией и Азербайджаном при поддержке стран Запада. Однако эксперты опасаются, что переговоры ни к чему не приведут и Азербайджан возьмет силой те земли, которые сможет, в случае нового обострения.

Иран

Репрессии внутри страны и поставки оружия России сделали Иран еще более изолированным, чем когда-либо ранее. Аналитики ICG считают, что задача протестующих — привлечь на свою сторону пожилых иранцев из среднего класса, многие из которых хоть и сочувствуют протестующим, но боятся насилия и радикальных перемен. Репрессии не смогут подавить общественный гнев, но на данный момент признаков раскола режима в исламской республике не наблюдается.

Новости
В Иране казнили второго участника массовых протестов
12.12.2022 08:28

Осложняет ситуацию и заморозка переговоров по ядерной сделке. Перспективы урегулирования ядерного кризиса сейчас кажутся туманными, но, по мнению экспертов ICG, достижение взаимопонимания по ключевым вопросам поможет снять напряженность до тех пор, пока не появится больше возможностей для существенного дипломатического взаимодействия.

Йемен

После восьми лет войны в апреле 2022 года при посредничестве ООН повстанцы-хуситы и международно признанное правительство страны заключили двухмесячное перемирие. Оно продлевалось несколько раз, но в октябре переговоры провалились. Крупные бои пока что не возобновились, однако стороны при этом готовятся вернуться к войне.

Эфиопия

ICG называет войну в Эфиопии одной из самых кровопролитных в 2022 году. На данный момент Народно-освободительный фронт Тыграя (TPLF) и правительство Эфиопии пришли к мирному соглашению, но этот мир неустойчив.

Новости
Новая волна насилия захлестнула Эфиопию. Мирные жители сообщают о пытках и убийствах
10.10.2022 19:30

Остается нерешенным вопрос разоружения TPLF и отвода эритрейских войск (Эритрея в конфликте поддерживает правительство Эфиопии) к своей границе. Аналитики считают, что если стороны не смогут скоординировать свои действия, то начнут обвинять друг друга в нарушениях договоренностей тогда конфликт может вспыхнуть вновь.

Демократическая Республика Конго

Конголезская повстанческая группировка «Движение 23 марта» в 2022 году возобновила боевые действия на востоке Конго. Из-за боевых действий десятки тысяч людей вынуждены были покинуть дома, а сам конфликт может перерасти в более масштабную региональную войну. Сейчас повстанцы контролируют несколько регионов и окружает столицу провинции Северное Киву, город Гома.

Эксперты связывают возрождение «Движения 23 марта» с напряженностью между разными странами в регионе. Осложняют ситуацию и грядущие выборы в Конго: результаты голосования могут спровоцировать новую войну в стране. 14-тысячный миротворческий контингент ООН присутствует в основном в окрестностях Гома, но, по мнению аналитиков ICG, миротворцы неохотно вступают в бой с повстанцами.

Если дипломатического решения найти не удастся, то регион опять погрязнет в опосредованных войнах, которые уже были в Конго в 1990-2000-х годах.

Семьи, спасающиеся от боев между армией и повстанцами Движения 23 марта вблизи города Гома, Демократическая Республика Конго. 24 мая 2022 года. Фото: Alain Uaykani / Xinhua News Agency / Forum

Сахель

Неспокойная ситуация сохраняется и севернее Конго: Буркина-Фасо, Мали и Нигер не подавляют исламистские мятежи, а лидеры стран Запада не понимают, как реагировать на перевороты в Буркина-Фасо и Мали.

Джихадисты контролируют около 40% территории Буркина-Фасо, а в Мали в 2020-м и 2021 году произошло два переворота. В Мали воюют и боевики, связанные с Исламским государством и «Аль-Каидой», и повстанцы-туареги. На юге против боевиков малийская армия воюет вместе с ЧВК «Вагнер», но бои зашли в тупик и сейчас там отмечаются лишь нарушения прав человека с обеих сторон конфликта.

По мнению специалистов ICG, Запад сейчас обеспокоен продвижением джихадистов на юг региона к Гвинейскому заливу: важно, чтобы лидеры стран прикладывали усилия к налаживанию межобщинных отношений, а не отдавали приоритет сугубо военной силе.

Гаити

Нищая страна в Карибском бассейне находится в глубоком политическом кризисе после убийства президента Жовенеля Моиза в июле 2021 года. Страну охватил бандитизм: сотни банд контролируют север страны и блокируют дороги к столице, городу Порт-о-Пренс.

В Гаити разразилась гуманитарная катастрофа. Из-за нехватки чистой воды в стране вспыхивает холера, 4,7 млн человек столкнулись с голодом. Выходом для Гаити эксперты считают привлечение международной миссии для подавления банд, однако немногие государства готовы развернуть в Гаити свои войска.

Пакистан

На фоне грядущих досрочных выборов в парламент страна входит в 2023 год в глубоком политическом кризисе. По оценке ICG, это — последнее, что нужно южноазиатскому государству на фоне ряда других проблем. Наводнения в 2022 году затопили треть Пакистана и затронули каждого седьмого пакистанца, а 20,6 млн жителей до сих пор нуждаются в гуманитарной помощи.

На границе с Афганистаном возродились исламистские боевики: в провинции Хайбер-Пахтунхва участились нападения на правительственные силы. Всплеск их активности связывается как с укрывательством талибами пакистанских боевиков, так и с неудачной попыткой правительства страны заключить мир с боевиками при посредничестве талибов.

Тайвань

Остров остается главной проблемой в отношениях между США и Китаем. Тайвань нужен США для сохранения своего статуса в регионе, а Китай стремится подчинить остров себе. По словам официального представителя ЦРУ Дэвида Коэна, Си Цзиньпин поручил разработать план по взятию Тайваня под контроль к 2027 году.

Обострил ситуацию вокруг Тайваня визит на остров спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси. Этот шаг Китай расценил как отход Штатов от признания политики «одного Китая» и ответил полномасштабными учениями вблизи острова.

Обзор
Байден и Си Цзиньпин встретились на Бали
14.11.2022 19:20

Однако, как считает ICG, Пекин понимает международные и экономические последствия возможного вторжения на Тайвань, даже если США не решат вмешаться в конфликт напрямую.

Если внутренние проблемы Китая будут нарастать, а в Пекине будут видеть, что США наращивают свое влияние в Тайвани, то КНР может более напористо продемонстрировать свою решимость в этом вопросе. Такая эскалация не приведет сразу к войне, но может приблизить к ней две самые крупные экономические и военные державы мира.

Виктор Волков

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное