vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Флаг, под которым присягал Лукашенко, могут объявить экстремистским

Женский протест
Участница женского марша в Минске. 12 сентября 2020 года.
Фото:АВ / Vot-tak.tv

Генпрокуратура Беларуси готовит пакет документов о признании экстремистским исторического бело-красно-белого флага, который в 2020 году стал символом белорусской революции. Власть таким образом затачивает законодательство против новых протестов.

Пикантность ситуации в том, что с 1991 по 1995 год этот флаг был государственным, под ним после победы на выборах 1994 года принимал первую президентскую присягу Александр Лукашенко.

Но когда после прошлогодних выборов возмущенные фальсификациями белорусы стали массово выходить на улицу под БЧБ (аббревиатура от белорусского «бел-чырвона-белы»), вождь режима стал называть эту символику фашистской, о том же стала долбить государственная пропаганда.

Рвать фото, чтобы не расстреляли?

В доказательство пропагандисты приводят тот факт, что в годы Второй мировой войны БЧБ использовали коллаборационисты. Но то же можно сказать и о российском триколоре, и о флагах еще ряда государств. В общем, аргумент слабенький.

Знаменитый белорусский лыжник Сергей Долидович написал в Фейсбуке с горькой иронией:

«Если признают БЧБ-флаг экстремистским (ничему не удивлюсь), значит ли это, что я фашист, раз выступал в Лиллехаммере в 1994 году под этим стягом? И что делать с архивными фото с той Олимпиады — рвать и сжигать, чтобы не расстреляли?»

БЧБ появился в 1918 году как флаг Белорусской Народной Республики — это была первая попытка создать независимое белорусское государство. А вообще это сочетание цветов в виде флажков на пиках конница Великого княжества Литовского, в котором жили предки белорусов, использовала еще в XVI столетии. К слову, в 2018 году власти позволили оппозиции легально отпраздновать столетие БНР в центре Минска, и у Большого театра тогда было море БЧБ.

Марш героев
Марш героев в Гродно. 13 сентября 2020 года.
Фото: Belsat.eu

В то время Лукашенко, находясь в сложных отношениях с Кремлем, дал отмашку на конъюнктурную белорусизацию, и никому из чиновников не приходило в голову назвать тот митинг разгулом фашизма. Но сейчас конъюнктура совсем иная.

БЧБ, который до прошлогодних событий был сакральным для сравнительно узкого слоя «старой» национально ориентированной оппозиции, обрел феноменальную популярность, когда восставшим против режима Лукашенко белорусам понадобился яркий, эстетичный символ борьбы, маркер уличного сопротивления.

БЧБ стал антиподом официального красно-зеленого полотнища, которое противники режима считают колониальным символом, поскольку им была наделена в сталинские времена не имевшая реального суверенитета Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Лукашенко вернул этот флаг в слегка перелицованном виде (равно как и герб БССР) по итогам референдума 1995 года. Этот ренессанс «совка» совершался во многом в угоду Москве, где тогда снова озаботились «собиранием земель», с расчетом на ее экономические субсидии (сейчас, к слову, эта потребность только обострилась).

Мнения
Если Москва раскошелится, Лукашенко готов лететь на одном крыле
18.11.2020 20:44

С началом прошлогодних протестов красно-зеленое полотнище было окончательно дискредитировано, когда какая-то светлая чиновничья голова придумала вешать его на автозаки — машины, в которых перевозят (и нередко жестоко избивают) задержанных на уличных акциях.

Законодательную секиру заточат еще острее

Власти понимают силу символики в политической, идеологической борьбе. Поэтому яростная война против БЧБ развернулась с самого начала протестов. Чтобы унизить их участников, силовики специально расстилали отобранные БЧБ на полу автозаков, на входе в свои учреждения, заставляя схваченных людей топтаться по этим символам.

Потом белорусов стали наказывать штрафами и административными арестами даже за флаги на балконах, более того — за бело-красно-белое сочетание цветов одежды. Мол, это незарегистрированная символика или несанкционированный пикет. Но такие обвинения совсем уж белыми нитками шьются. Да и особо сильно не накажешь по таким статьям. То ли дело — экстремизм. Тут уж можно законопатить надолго.

Причем эта законодательная дубина может быть использована и для того, чтобы добить независимые СМИ, освещающие протесты: ага, пропагандируете экстремизм!

Мнения
Белорусские депутаты храбро вступились за свободу слова. В Латвии
28.01.2021 18:00

Параллельно власти готовят закон о недопущении героизации нацизма. И очень вероятно, что он тоже коснется БЧБ-символики. Таким образом, режим Лукашенко, лицемерно призывая к национальному согласию (2021-й даже объявлен Годом народного единства), готовит клин для еще более серьезного идеологического раскола в обществе.

БЧБ станет государственным флагом новой Беларуси

Между тем БЧБ за последние полгода прочно внедрился в массы. Эти флаги изготавливают подпольно, эту символику молодежь рисует на стенах, сочетанием белых и красных ленточек по ночам украшают ограды и прочие сооружения. И даже под угрозой более жестоких репрессий настроенные на продолжение протеста белорусы наверняка не откажутся от БЧБ.

Более того, как дружно заявляют обозреватели, готовящимися решениями власть невольно поспособствует сакрализации БЧБ, который и так уже воспринимается многими как символ мученичества за идею, крови, пролитой в борьбе против деспотии.

Белорусский аналитик Артем Шрайбман подчеркивает:

«Такая политизация символа и его привязка к конкретной позиции — путь к тому, что уход власти будет означать уход и ее атрибутов вместе с ней <…> Запрещая БЧБ, власть гарантирует, что он будет государственным, поскольку это теперь не субкультура».

«Запрет национальной символики превращает протест в национально-освободительное движение», — считает политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, власти таким образом, сами того не желая, помогают завершению формирования белорусской политической нации. Обычно она формируется в борьбе с внешним врагом, например империей, парадокс же белорусской революции в том, что нация формируется в схватке с собственным режимом, отмечает Карбалевич.

Между тем новый массовый выход противников режима Лукашенко на улицы может случиться уже скоро — 25 марта, в День Воли. Так поэтично называют политизированные белорусы годовщину создания БНР, отцы-основатели которой и учредили БЧБ.

Поэт Владимир Некляев в одном из своих произведений назвал БЧБ белым от боли и красным от крови. Увы, боли и крови будет еще немало. Но теперь уже нет сомнений, что в итоге БЧБ станет официальным символом новой Беларуси.

Александр Класковский, политический обозреватель — для vot-tak.tv

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное