vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Дело о «нуле промилле»: сажают за честность и профессионализм

Профессионально выполнять журналистскую работу и даже просто быть честным в Беларуси становится все более рискованно. Свежий пример тому — сегодняшний приговор сотруднице портала TUT.BY Катерине Борисевич и врачу Артему Сорокину. Журналистке дали полгода колонии и штраф в сто базовых величин, доктору — два года лишения свободы с отсрочкой на год и штраф в 50 базовых.

Да, сурово. Впрочем, все познается в сравнении. Недавно журналисткам телеканала «Белсат» Катерине Андреевой и Дарье Чульцовой влепили по два года лишения свободы за стрим с уличной акции.

Борисевич и же Сорокину по части 3 статьи 178 УК («Разглашение врачебной тайны, повлекшее тяжкие последствия») светило до трех лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности. Так что наказали не по максимуму.

Те, кто принимал решение, вероятно, даже считают себя большими гуманистами. Как в старом анекдоте про Ильича с добрыми глазами: а мог ведь и бритвой полоснуть!

Налицо элементарный алогизм обвинения

Суд над журналисткой и врачом был закрытым, на него не смогла попасть независимая пресса. Поэтому неизвестно, какие аргументы звучали со стороны обвинения. Однако с самого начала был очевиден политический подтекст «дела о нуле промилле».

Эта история завязана на взбудоражившую белорусов смерть защитника протестной символики Романа Бондаренко, которого 11 ноября прошлого года неизвестные в масках схватили во одном из минских дворов. Потом Бондаренко с тяжелейшей травмой был передан из милиции в реанимацию, где умер. Власти сразу стали упирать на то, что он был пьян. Понятно, это никак не оправдывало его смерть, но дискредитировало в пиаровском плане.

И тут вдруг в телеграм-канале «Белые халаты» появляется фото медицинского документа с заключительным диагнозом, в котором было указано, что этанол в крови Бондаренко составлял ноль промилле. Борисевич взялась проверять эту информацию, ее и подтвердил в итоге врач Сорокин. То есть была проделана обычная — и по идее очень нужная, учитывая общественный резонанс этой истории, — журналистская работа.

Прощание с Романом Бондаренко. Минск, Беларусь. 20 ноября 2020 года.
Фото: ТК / Белсат / Vot Tak TV

Что же касается якобы разглашения врачебной тайны, то родственники Бондаренко были не против обнародования этих сведений. К тому же налицо элементарный алогизм обвинения. Ведь если допустить, что Бондаренко и в самом деле был пьян, то получается, что врач и журналистка сообщили неправду. Но тогда никакой врачебной тайны они не разгласили. Если же они поведали истину, то получается, что врут власти (чего они ни за что не признают).

Власти ведут игру в одни ворота

Впрочем, у белорусских властей — своя логика. По версии Генпрокуратуры, деяния Борисевич и Сорокина «повлекли за собой тяжкие последствия, выразившиеся в повышении напряженности в обществе, создании атмосферы недоверия к компетентным государственным органам, побуждении граждан к агрессии и противоправным действиям».

То есть крайними оказываются журналист и врач, рассказавшие — судя по тому, что их обвинили в «разглашении», а не в дезинформации, — чистую правду.

Новости
Генпрокуратура Беларуси возбудила дело о гибели Романа Бондаренко
18.02.2021 12:47

В то же время блюстители закона до сих пор ни гу-гу о тех, кто схватил тогда Бондаренко, хотя эти люди прилично засветились. Само уголовное дело по факту его смерти Генпрокуратура возбудила только 18 февраля, причем поспешила подчеркнуть, что причастность сотрудников органов внутренних дел к причинению ему телесных повреждений не установлена.

Вообще такое впечатление, что игра идет в одни ворота. После начала прошлогодних протестов возбуждены тысячи дел против их участников, блогеров, журналистов, правозащитников и прочих крамольных с точки зрения режима элементов. Многие уже получили реальные сроки. Но при этом не наказан ни один силовик, хотя фактов, свидетельствующих, мягко говоря, о превышении ими полномочий при подавлении протестов — вагон и маленькая тележка.

Артем Сорокин и Катерина Борисевич. 2 марта 2021 года, Минск.
Фото: Reuters

Война против правды

Независимые же СМИ, и в частности крупнейший в Беларуси портал TUT.BY, оказались одним из главных раздражителей для властей, поскольку эти медиа своей информацией и комментариями разрушают мифологию режима. Например, пропагандистские байки о том, что ядро протестов якобы составляет всякое отребье — уголовники, наркоманы, проститутки, алкоголики и т.п.

Белорусские власти, конечно, и до прошлогодних событий не баловали негосударственные СМИ, но все-таки некие правила игры соблюдались. Сейчас независимую прессу просто уничтожают, поскольку четко определили ее как врага, якобы раскачивающего устои режима, подогревающего протесты. Режим же ныне ведет беспощадную борьбу за выживание, так что действует в парадигме «на войне как на войне».

Удары наносятся один за другим. Тот же TUT.BY через суд лишен статуса СМИ. Ряд газет уже полгода не могут печататься и распространяться (им отказывают типографии и почта). Десятки сайтов просто заблокированы по решению Мининформа. После обыска опечатан офис Белорусской ассоциации журналистов.

Обыски в редакциях, аресты журналистов и блогеров стали, увы, печальной обыденностью нынешней Беларуси. Под стражей в ожидании суда ныне находятся медиаменеджер Андрей Александров, основательница «Пресс-клуба Беларусь» Юлия Слуцкая и ряд ее коллег. Так что «дело о нуле промилле», увы, не последнее на этом конвейере преследования прессы, свободного слова.

Режим ставит на устрашение. Но эта война против правдивой информации все равно будет проиграна. А герои нашей сегодняшней независимой журналистики — Андреева, Чульцова, Борисевич и другие — станут хрестоматийными фигурами для студентов факультетов журналистики в новой Беларуси.

Александр Класковский, политический обозреватель — для “Вот Так”

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное