vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Эти люди будут объявлять ядерную войну всему миру тоже в виде просовывания поправки». Политолог Екатерина Шульман — про законопроект «о дискредитации участников СВО»

Екатерина Шульман. Фото: Евгения Новоженина / Reuters / Forum

Госдума РФ 2 марта приняла во втором чтении законопроект об ответственности за «дискредитацию участников СВО» — в том числе воюющих на стороне РФ «добровольцев». В качестве наказания предусмотрен тюремный срок до 15 лет. «Вот Так» поговорил с политологом Екатериной Шульман о том, почему документ принимается так спешно и кому он на самом деле нужен.

1 марта спикер Государственной Думы Вячеслав Володин написал в телеграм-канале, что он вместе со своими коллегами «сегодня» внес в Госдуму на рассмотрение законопроект о «дискредитации участников СВО». Однако в реальности документ был внесен еще 21 октября 2022 года, а 15 декабря 2022 года его приняли в первом чтении.

Речь идет о поправках в Уголовный кодекс, которые изначально касались ответственности за незаконное проникновение на охраняемый объект. Именно этот документ законодатели дополнили пунктом об ответственности за дискредитацию добровольческих отрядов.

«Эти люди будут объявлять ядерную войну всему миру тоже в виде просовывания поправки ко второму чтению, чтобы никто не заметил, что происходит на самом деле», — отмечает в разговоре с корреспондентом «Вот Так» политолог Екатерина Шульман.

Не по регламенту

Внесение поправок в Уголовный кодекс предусматривает определенную процедуру. Во-первых, каждая из поправок должна идти отдельным законопроектом — этого так и не было сделано.

«Это нормы, затрагивающие фундаментальные права и свободы граждан. При внесении необходимо получить отзыв от правительства и от Верховного суда. Всё это выполнимо, хоть немного и затягивает процесс принятия. Но в данном случае срочность рассмотрения не оправдана ничем», — поясняет Шульман.

Она добавляет, что в последнее время депутаты Госдумы часто добавляют в принятый в первом чтении законопроект правку, которая вообще не относится к его изначальной теме.

«С точки зрения законотворческой и регламентной — это разврат и безобразие. Это противоречит думскому регламенту и нормам о принятии изменений УК», — говорит политолог.

По ее словам, по такой же схеме ранее депутаты пытались принять так называемый закон Димы Яковлева (он запрещает гражданам США усыновлять российских детей, вступил в силу 1 января 2013 года. — Ред.). Однако тогда документ вызвал широкий резонанс, и депутаты в итоге решили соблюсти регламент — его вынесли на рассмотрение отдельным проектом.

Вот так
Спикер Госдумы Володин предложил отбирать у уехавших россиян имущество
13.01.2023 23:12

«Это происходит каждый раз, в основном для ускорения принятия или отвлечения общественного внимания. Хотя сейчас ни то, ни другое законодателя не волнует. Тем не менее рефлекторно это регламентное жульничество продолжает происходить. Таким образом действуют застройщики, люди, которые заинтересованы в строительстве мусоросжигающих заводов, в ослаблении норм экологического законодательства. Кроме того, это делается и в репрессивных законопроектах», — подчеркивает Екатерина Шульман.

Вторая инициатива из пакета Володина — это действительно поправки в административный кодекс, которые должны уточнить ответственность за самовольное проникновение на особо важные режимные объекты: первые несколько раз нарушение считается административным, потом — уголовным. В этот документ после первого чтения никакие поправки не вносились: депутаты будут рассматривать его вместе с поправками в УК.

В своем телеграм-канале Володин написал, что законопроект о «дискредитации участников СВО» предполагает наказание в виде штрафа до 5 млн рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо исправительные или принудительные работы до 5 лет, либо лишение свободы сроком до 15 лет.

Екатерина Шульман отмечает, что в самом же документе — другая информация. За распространение под видом достоверных сведений заведомо ложной информации предусмотрено наказание в виде штрафа от 700 тыс. до 1,5 млн рублей или в размере заработной платы, либо исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Отдельно прописано наказание за публичные действия, направленные на дискредитацию добровольческих отрядов. Нарушителя грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, принудительные работы до трех лет, арест от четырех до шести месяцев, лишение свободы до пяти лет. Если эти действия повлекли по неосторожности смерть, то максимальное наказание составит семь лет заключения. То есть ни о каких 15 годах речи не идет.

Вячеслав Володин. Фото: Icana News Agency / Zuma Press / Forum

Легализация ЧВК

Екатерина Шульман говорит, что с политический точки зрения это поправка уравнивает в правах любых добровольцев с вооруженными силами РФ. Дело в том, что понятия ЧВК (частных военных компаний) не существует в российском законодательстве. В России есть только две статьи Уголовного кодекса, под которые они попадают. Это «Наемничество» (ст. 359 УК) и «Участие в незаконном вооруженном формировании» (ст. 208 УК).

«У всех ЧВК есть только одна правовая позиция, согласно которой они все совершают преступление: и организаторы, и руководители, и участники. И они об этом знают. Ввести их в законодательство можно, назвав добровольцами», — уточняет она.

Репортаж
Недолго музыка играла. Корреспондентка «Вот Так» побывала на кладбище ЧВК «Вагнер» в Краснодарском крае
26.12.2022 12:05

Минобороны РФ до сих пор препятствовало легализации ЧВК: в правительстве законопроекты о частных военных компаниях называли противоречащими Конституции. В случае с инициативой «о дискредитации участников СВО», говорит Шульман, нужно обратить внимание на авторов проекта — это, помимо Володина, депутаты Ирина Яровая, Василий Пискарев и Андрей Картаполов. Последний — председатель думского комитета по обороне.

«Состав звездный. А присутствие Картаполова может свидетельствовать о том, что на этот раз Минобороны РФ не против попытки легализации ЧВК», — отмчает Шульман.

Впрочем, говорить о рассмотрении законопроекта как о победе Пригожина нельзя, настаивает политолог. В скором времени ситуация может коренным образом измениться, считает Шульман.

«Если мы посмотрим на формулировку поправок, мы увидим, что речь идет не вообще о каких-то добровольцах, а о тех, кто помогает ВС РФ. То есть возможно, что в итоге все ЧВК станут подразделениями Минобороны, все добровольцы будут добровольцами Минобороны. Тогда никакого самостоятельного ЧВК “Вагнер” не будет. Это возможно. Так что через некоторое время это может быть уже не поправка в пользу Пригожина, а в пользу министерства обороны», — объясняет Екатерина Шульман.

Репрессии на уровне закона

Нынешний законопроект представляет собой крайне размытую правовую норму, принятую с нарушением регламента. Это неизбежно приведет к нарушению прав тех граждан, которых будут судить по этой статье на основании чрезвычайно невнятных формулировок, подчеркивает Шульман.

Она добавляет, что до сих пор неясно, что такое публичное распространение заведомо ложной информации под видом достоверной и что такое публичные действия, направленные на дискредитацию. В чем они могут выражаться? Является ли возложение цветов дискредитацией, или написание слова «вобла», или плакат с тремя и пятью точками? Все это остается на усмотрение правоприменителя: полицейский напишет в рапорте, эксперт подтвердит, судья утвердит.

«Это размытые нормы военного времени, репрессивные нормы. Свойство репрессивной нормы в отличие от нормы сколь угодно жестокой, но правовой, состоит в ее неопределенности. Репрессия — это не когда вешают за шею (но жесток закон – как у Пушкина), а когда вешают не пойми за что. За что захотят, за то и повесят. Это называется русским словом произвол», — резюмировала Екатерина Шульман.

Третье чтение законопроекта запланировано на 14 марта 2023 года.

Ирина Ананина

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное