vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Никто никогда не ценил жизнь этих людей». Попавших в плен российских военных вносят в списки пропавших без вести

тюрьма для военнопленных украина

Российские военнопленные в Украине. Фото: AA/ABACA / Abaca Press / Forum

Российских солдат, попавших в украинский плен, не вносят в списки военнопленных. Вместо этого им присваивают статус пропавших без вести. Статус «военнопленный» родственникам приходится доказывать самостоятельно. На это их жены, матери и сестры пожаловались в своих видеообращениях. «Вот Так» рассказывает, почему пропавшие выгодны государству, а пленные — нет.

Ищите сами

19 июля 2023 года сослуживец российского военного Алексея Яковлева позвонил его жене Лолите и сообщил о гибели мужа селе Клещиевка. Позже командир 11-й бригады поехал на опознание и не нашел среди погибших рядового Яковлева. Дальше началась запутанная история, о которой его сестра Валентина рассказала в том же видеообращении:

«24 июля сослуживец сообщил, что 11-я бригада вытащила погибших [с поля боя] и командир поехал на опознание в Луганск. Через пять дней сослуживец сообщил, что Алексея там не было. Когда мы обратились в национальный проект “Своих не бросаем”, куратор позвонила в часть, включила на громкую связь и мужчина сообщил, что Алексей находится в плену. 9 августа воинская часть сообщила, что мой брат объявлен без вести пропавшим и сказали нам: “Ищите его сами”».

Единого реестра без вести пропавших российских военнослужащих нет. Своих мужей, сыновей и братьев родственники пытаются найти в многочисленных группах вконтакте и телеграм-чатах. Такие сообщения с фотографиями, именами, позывными и другими данными профессиональных военных и мобилизованных появляются каждый день. Члены семьи пропавших жалуются, что их близких заносят в списки пропавших без вести, но не ищут.

Эксклюзив
Ненависть к русским и оккупация «ДНР». За что в России судят 18 бойцов «Айдара»
27.07.2023 18:20

Бездействие военного руководства подтверждает Дмитрий Кузнецов, представитель правозащитной организации в сфере военно-гражданских отношений (эксперт попросил изменить его имя и не указывать название организации из соображений безопасности. — Ред.):

«Все остальные статусы — раненый, погибший, пленный — предполагают определенные действия. А статус пропавшего без вести очень удобен государству. В этом статусе человека можно держать бесконечно, пока его не найдут живым или мертвым. Судя по обращениям к нам, командование не принимает никаких, даже формальных, усилий по розыску. Они просто вносят человека в список пропавших без вести, и все, дальше можно ничего не делать: не брать на себя никаких обязательств ни по розыску, ни по выплатам и льготам».

Российские военнопленные в камере Лукьяновской тюрьмы в Киеве, Украина. 21 июля 2022 года. Фото: Сергей Супинский / AFP / East News

Смена статуса

Доказать российской стороне, что человек попал в плен очень сложно. Даже когда командиры частей все же просят родственников предоставить документы, которые подтверждают статус, солдата в части просто не поверяют, откладывая на потом.

«На самом деле [поиск военнослужащих и подтверждение их статуса — это] ответственность командиров частей, — говорит Дмитрий Кузнецов, — только они не сильно хотят ее на себя брать. Поэтому и записывают как без вести пропавших. Поэтому семье важно добиваться, чтобы часть и командование округа подтвердили статус военнопленного. Без этого он не попадет в списки на обмен».

Лишь немногие родственники добиваются получения желаемого статуса, самостоятельно подтверждая фотографиями и видео из украинских пабликов, что их близкий находится в плену, а не дезертировал или погиб. Это удалось Наталье Мороз, матери рядового Дениса Мороза. Он оказался в плену 3 июля 2023 года.

У женщины есть видео, подтверждающее, что ее сын в плену. На записи Дениса узнали его друзья, родственники и знакомые. Мать и жена Мороза самостоятельно добилась того, чтобы мужчину включили в списки на обмен. Для этого они обращались в военную часть Уссурийска и военную прокуратуру Уссурийского гарнизона, в Следственный комитет города Хабаровска и в Министерство обороны. На все это у них ушло три месяца.

Эксклюзив
Россия начала возвращать депортированных украинских детей. К процессу подключилась омбудсмен Мария Львова-Белова
14.08.2023 18:10

Рядовой 102-го мотострелкового полка Денис Богапов попал в плен июле. Однако официальный статус до сих пор не получил. Об этом рассказала его мать. В видеоролике она сказала, что обращалась в главную военную генпрокуратуру, к депутатам и в Миноброны. В ответ — «везде тишина» и «отписки».

Директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко говорит, что в Минобороны нет специальной службы, которая занимается поисками пропавших без вести. Эту информацию подтвердил «Вот Так» и правозащитник Кузнецов:

«Пропавших без вести должно искать Министерство обороны. Должно быть какое-то подразделение, но нам о нем ничего неизвестно».

Выгода и привычка

Официальный статус «пропавший без вести» не выгоден самому военному и его родственникам, но удобен российскому государству: семьи перестают получать финансовую поддержку с момента установления факта исчезновения человека.

3 февраля этого года глава Совета по правам человека Валерий Фадеев попросил правительство исправить эту ситуацию: «Нельзя приостанавливать выплаты таким семьям. Если о бойце ничего неизвестно, его семья должна продолжать получать какое-то время положенные средства». Сроки Фадеев не уточнил.

Обновлено
Штаб Черноморского флота в Севастополе подвергся ракетному удару. В Минобороны заявили об одном пропавшем без вести военном
22.09.2023 13:49

За него это сделала глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. Она считает, что выплаты должны производить до выяснения судьбы военнослужащего. Говоря о суммах, она попросила правительство платить таким семьям половину денежного довольствия.

По официальным данным, с 1 октября этого года размер ежемесячного довольствия увеличили на 10,5%. Теперь оно составляет 6659 рублей для рядовых, 10 654 для прапорщиков, максимальную выплату будут получать полковники — 17 313 рублей.

Эта сумма состоит из оклада и дополнительных выплат, которые составляют от 5 до 100%. В своем обращении премьер-министру России Михаилу Мишустину Останина отметила, что семьи с детьми пропавших без вести «поставлены на грань выживания» и «особенно нуждаются в поддержке со стороны государства».

«Статус “пропавший без вести” для семьи во всех смыслах очень тяжелый и не предусматривает выплат и льгот. Но думаю, что государство это делает не из соображений какой-то выгоды, а просто потому что им так привычнее. Никто никогда не ценил жизнь этих людей», — говорит Кузнецов.

Ирина Новик

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное