vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Чаевничал — экстремист! Белорусские власти криминализируют протестную движуху, работу независимых СМИ

На днях в книге «Белорусская национальная идея» экспертная комиссия обнаружила «признаки проявления экстремизма». В этом есть своя мрачная символика: белорусам становится опасно даже свободно размышлять о судьбе страны.

А вообще такими темпами скоро всех, кому не по нраву нынешние порядки в Беларуси, могут сделать экстремистами, преступниками. Власти ужесточают и без того драконовские законы, стремятся криминализировать неподконтрольную им активность общества.

В первый же день весенней сессии, 2 апреля, Палата представителей приняла в первом чтении несколько законов, явно заточенных против «крамолы», в том числе независимых СМИ. Режим спешит напустить страху на протестную часть общества, предотвратить новую волну уличных акций.

КАФКА И ОРУЭЛЛ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

При этом и нынешнего арсенала законов властям хватает, чтобы выкатывать суровые обвинения по политическим мотивам. Ольгу Золотарь, мать пятерых детей из поселка Ждановичи, как сообщил ее адвокат, обвиняют по уголовной статье о создании экстремистского формирования (до семи лет лишения свободы). Женщину задержали, когда она везла десятилетнюю дочь на музыку.

В милиции считают, что Золотарь администрировала дворовый чат, была организатором «так называемых чаепитий, прогулок, концертов». Да-да, сегодня в Беларуси можно попить чайку на семь лет неволи, если это делается «в окружении протестной символики».

Чаепитие в Беларуси приравняли к экстремизму.
Фото: Василий Федосенко / Reuters / Forum

Экстремизм же стал для державных мужей ходовым ярлыком, пугалом. Эту формулировку делают резиновой. Авторы книги «Белорусская национальная идея» недоумевают: что такого можно было найти в сборнике интервью с интеллектуалами о поиске духовного стержня нации? Может, все дело в бело-красно-белой обложке?

Исторический бело-красно-белый (БЧБ) флаг стал в прошлом году символом мощнейших протестов после выборов 9 августа, результаты которых многие белорусы сочли сфальсифицированными. И теперь за БЧБ маниакально преследуют. Доходит до абсурда: штрафуют или сажают на сутки за шторы, забор, табличку с названием улицы, даже носки в БЧБ-цветах.

Не исключено, что БЧБ тоже признают экстремистской символикой. Или даже пристегнут к реабилитации нацизма (мол, этот флаг использовали коллаборационисты). На пропагандистском уровне такая манипуляция уже в ходу: тех, кто протестует против полицейского режима, выступает за честные выборы, пытаются изобразить фашистами.

Да, а жителя Минского района Егора Старовойтова судят за то, что — оцените формулировку — «осуществил хранение» той самой «Белорусской национальной идеи». При том что бедолага легально купил сборник в столичной «Академкниге» еще до того, как в этой печатной продукции нашли «признаки проявления экстремизма». Это уже Кафка и Оруэлл в одном флаконе.

ШТАМПУЮТСЯ РЕПРЕССИВНЫЕ ЗАКОНЫ

В начале марта тогдашний председатель Следственного комитета Иван Носкевич сообщил: с момента постэлекторальных событий августа 2020 года в Беларуси возбудили 2407 дел экстремистской направленности.

Правозащитники считают, что в основном это именно политические дела. Лишенный регистрации правозащитный центр «Весна» насчитал уже более тысячи человек, уголовное преследование которых связано с событиями избирательной кампании и после нее. 324 человека признаны политзаключенными, а конвейер судов с показательно суровыми приговорами не останавливается. За решеткой находятся 12 журналистов.

Дело Андреевой и Чульцовой
Журналистки «Белсата» Катерина Андреева и Дарья Чульцова в суде Фрунзенского района в день оглашения приговора по делу о стриме с «Площади Перемен». 18 февраля 2021 года.
Фото: АВ / Белсат / Vot Tak TV

При этом на весенней сессии Палаты представителей спикер Владимир Андрейченко заявил: «Наше законодательство слишком либерально, чтобы давать симметричные ответы на новые формы экстремизма и информационной агрессии. Устранить этот пробел — прямая обязанность депутатов».

И депутаты засучили рукава. Приняты в первом чтении поправки в законы по вопросам противодействия экстремизму, закон о массовых мероприятиях, законодательство о СМИ.

Как сообщил генпрокурор Андрей Швед, по новому закону дела об экстремистских организациях будут рассматривать в судах по ускоренной программе — максимум за месяц.

Вообще суть законодательных новаций, если коротко — ужесточение. Например, отменяется заявительный принцип проведения массовых мероприятий (который, впрочем, и так не работал). Такие акции могут проводиться только на основании разрешения местных органов власти, которого, если это не провластная акция, не допросишься. А выйдешь на несанкционированный марш — попадешь под уголовку. Власти загоняют недовольных сограждан в ловушку, делают преступниками за попытку реализовать конституционное право на свободу собраний.

ЧИНОВНИКИ ВООРУЖАЮТСЯ РЕЗИНОВЫМИ ФОРМУЛИРОВКАМИ

Да, и еще новация: согласно законопроекту, запрещается освещение в СМИ, интернете «в режиме реального времени массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка, с целью их популяризации или пропаганды». Это уже очередной удар по независимой журналистике и блогерству.

Впрочем, и по нынешнему законодательству по два года колонии влепили журналисткам «Белсата» Екатерине Андреевой и Дарье Чульцовой за стрим с уличной акции.

Сейчас неугодные СМИ хотят зажать еще жестче. Против них де-факто развязана война на уничтожение. О чем депутат Геннадий Давыдько, возглавляющий провластную организацию «Белая Русь», не стесняется говорить открытым текстом:

«Любое СМИ — это уже огневая точка или противника, или союзника. И подавление огневых точек противника — это один из постулатов боевых действий».

В риторике державных мужей стало нормой делить СМИ на свои и «вражеские», при том что даже далеко не идеальная белорусская конституция предусматривает многообразие идеологий, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, а также право граждан получать и распространять полную информацию обо всех сферах жизни.

Чтобы попасть в автозак, белорусам не обязательно принимать участие в несанкционированных маршах: милиция может сделать преступником любого прохожего.
Фото: ТАСС / Forum

Особенно напрягает власти интернет. Поправки в законодательство о СМИ расширяют возможности отказать в государственной регистрации или перерегистрации СМИ, ограничить доступ к интернет-ресурсу или сетевому изданию. Теперь давать отмашку на блокировку сайтов смогут, в частности, прокуроры, если сочтут, что распространяется информация, направленная «на пропаганду экстремистской деятельности, и другая информация, способная нанести вред национальным интересам Беларуси».

Как видите, и здесь всплывает это резиновый экстремизм. «Вред национальным интересам Беларуси» — еще одна коронка чиновников, воюющих против неподконтрольной им политической, информационной активности. Ведь право определять этот вред отдано на откуп представителям режима, который сейчас, судя по многим симптомам, потерял изрядную долю легитимности. И угрозу своим креслам разного рода деятели трактуют как угрозу Отечеству.

Вообще диву даешься, как в стране, которую Александр Лукашенко и его пропаганда много лет выставляли островком невиданной в мире стабильности, вдруг словно грибы после дождя стали появляться экстремисты да террористы.

БЕЛОРУССКИЙ ГОРДИЕВ УЗЕЛ ЗАТЯГИВАЕТСЯ ВСЕ ТУЖЕ

Да, криминализация политических оппонентов, бешеные репрессии способны на какое-то время погасить уличную активность, приглушить протесты. Но власти не в силах совладать с экономикой, не могут предложить обществу элементарную программу развития. Они как огня боятся открытых выборов.

А между тем Лукашенко анонсировал референдум по новой конституции, который может быть совмещен с недалекими уже местными выборами. И что, их будут проводить под дубинками, дулами автоматов?

Но тогда проблема легитимности для режима только усугубится, международная изоляция усилится, при том что его ресурсы будут таять. Заряд же массового недовольства накапливается, ждет своего часа. При нынешней политике властей хороших путей выхода из внутриполитического кризиса не предвидится. Драма Беларуси продолжается.

Александр Класковский, политический обозреватель — для «Вот Так»

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное