vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Ничего хорошего». История Бориса Шпигеля и его арест как сигнал для отрасли

Борис Шпигель, владелец фармацевтического холдинга «Биотэк» и бывший член Совета Федерации, обвиненный в даче взятки губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву, на слушаниях в Басманном районном суде Москвы. 22 марта 2021 года.
Фото: пресс-служба Басманного суда / ТАСС / Forum

Борис Шпигель – основатель компании «Биотэк», одной из крупнейших фармацевтических групп России, а также бывший продюсер Николая Баскова и один из авторов закона об оскорблении чувств верующих. Предприниматель оказался под арестом по обвинению во взяточничестве, а на прошлой неделе его срочно госпитализировали в связи с ухудшением здоровья. Сам Шпигель отрицает факт взятки и настаивает, что дело связано с попыткой лишить его бизнеса. Однако нечестная конкуренция и коррупция вполне могут идти в этом деле рука об руку. И две эти версии не противоречат друг другу. «Вот так» вспомнил историю бизнесмена, а заодно обсудил с экспертами состояние отрасли и перспективы компаний Шпигеля.

Басманный суд Москвы арестовал Бориса Шпигеля 23 марта . Его обвинили в даче взяток в особо крупном размере (часть 6 статья 291 УК) губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву. По версии следствия, Белозерцев получил наручные часы Breguet стоимостью 5,75 миллиона рублей, автомобиль Mercedes-Benz V250D и 20 миллионов рублей наличными. За это принадлежащая Шпигелю группа фармацевтических компаний «Биотэк» рассчитывала получить госконтракты на поставку лекарств в больницы региона, считают следователи. Обвинения также предъявлены Белозерцеву, жене бизнесмена Евгении Шпигель, директору компании «Фармация» Антону Колоскову, а также посредникам при передаче взятки Геннадию Маркову и Федору Федотову.

Суд заключил Шпигеля под стражу до 20 мая. 31 марта правозащитники сообщили о госпитализации предпринимателя. По словам Шпигеля, у него серьезные проблемы со здоровьем. Он жаловался на боли в сердце и животе, одышку и низкое давление. Бизнесмен не может спать без специального аппарата, поддерживающего дыхание. Шпигель рассказывал, что у него обнаружили опухоль в брюшной полости и высказал уверенность, что умрет в СИЗО.

Евгения Шпигель выступает на слушаниях в Басманном районном суде Москвы как фигурант дела о взяточничестве с участием ее мужа, Бориса Шпигеля, и губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева. 22 марта 2021 года.
Фото: пресс-служба Басманного суда / ТАСС / Forum

Свой арест Шпигель назвал заказным. Он считает, что уголовное дело возбуждено с целью отобрать его бизнес. В интервью «Коммерсанту» Шпигель заявил, что к нему по просьбе полковника ФСБ приходил оперативник и предлагал «крышу».

«То, что со мной происходит — это чистый заказ. Мне намекали на то, чтобы я поделился бизнесом. Я думаю, что никому не нравилось, что мой бизнес растет и выручка растет. И меня просто решили выкинуть с рынка. Следователь мне говорит: все равно ты сядешь, все равно поедешь в зону. Но я просто боюсь, что я умру. Потому что это самый простой для них вариант: я сгнию тут, а они просто заберут мой бизнес», — сказал Шпигель.

Защита Шпигеля не отрицает, что он передавал Белозерцеву деньги – около 20 миллионов рублей. Но, по словам защиты, они должны были пойти на строительство неврологического санатория. А часы, подаренные Белозерцеву, Шпигель назвал новогодним презентом.

«Биотэк» – история взлета и перспективы падения

Компанию «Биотэк» Шпигель основал в 1991 году. За 30 лет она выросла в один из крупнейших фармацевтических холдингов в России. В ее состав входят производственные площадки в Московской области и в Йошкар-Оле, а также крупные аптечные сети в Пензе, Ростове, Нижнем Новгороде и Кирове.

«Биотэк» Бориса Шпигеля – крупнейший поставщик лекарств, направленных на борьбу с коронавирусом – например, препаратов «Авифавир» и «Арепливир».
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС / Forum

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2019 году выручка «Биотэка» составила 17 млрд рублей. Сама компания сообщала в начале марта, что по итогам 2020 года ей удалось увеличить выручку почти в 2 раза. Компания вошла в топ-3 ведущих поставщиков в государственном сегменте фармрынка и стала крупнейшим поставщиком лекарств и медицинских изделий, направленных на борьбу с коронавирусом. В том числе препаратов «Авифавир» и «Арепливир». Противовирусные препараты на основе фавипиравира компании Шпигеля поставляли как в федеральные ведомства, так и медучреждения в регионах: в Москве, Самаре, Оренбурге, Краснодаре, Екатеринбурге и в аннексированном Крыму.

В 2020 году «Биотэк» оказался в центре скандала в связи с поставками тестов на коронавирус. Оказалось, что тесты, которые продает «Биотэк», производят не в Нидерландах, как заявлялось, а в Китае, выяснили «Важные истории». При этом их точность, по данным расследования, была ниже заявленной. В самом «Биотэке» настаивали, что поставляют на рынок только качественную продукцию.

Новости
Власти Москвы купили сотни тысяч китайских тестов на коронавирус под видом голландских
06.05.2020 14:10

Действительно ли Шпигель был замешан в коррупции, предстоит выяснить следствию, игрокам рынка и сторонним наблюдателям это неизвестно, но произошедшее с бизнесменом вызвало беспокойство в отрасли, рассказал «Вот Так» руководитель крупной медицинской компании, пожелавший сохранить анонимность. Он отметил, что 2020 год, когда мир столкнулся с новыми вызовами из-за коронавируса, показал необходимость и эффективность совместной работы государства и бизнеса. «Без этого сотрудничества мы не справились бы с кризисом. Государство без бизнеса не справилось бы. А происходящее с “Биотэком”, который в этом активно участвовал, не может не вызывать тревогу», – сказал собеседник.

На вопрос, что будет с «Биотэком», если суд признает Шпигеля виновным, он ответил: «Ничего хорошего».

Здравоохранение как зона риска

Здравоохранение в России остается сферой с высокими коррупционными рисками, считает гендиректор «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов. Причем коррупция в этой сфере встречается на разных уровнях. Это и бытовая коррупция, когда граждане видят, что получить какую-то услугу, пройти вперед очереди можно за коробку конфет. Поскольку люди постоянно контактируют с врачами и медицинским персоналом и им кажется, что такая возможность есть, люди воспринимают здравоохранение как сильно коррумпированное.

«Биотэк» Бориса Шпигеля входит в большую тройку ведущих поставщиков в государственном сегменте фармрынка в России.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС / Forum

Есть административный уровень и верхушечная коррупция: различные проявления лоббизма при назначениях и снятиях, а также когда крупные государственные компании поглощают более мелкие, рассуждает Шуманов. Именно на административном уровне коррупции «цветет тысяча цветов», полагает эксперт. В частности, идет серьезная аппаратная борьба компаний за возможность попасть в список лекарств, которые закупает государство.

«У фармы есть два основных пути дистрибуции: через аптечные сети и через государственную систему здравоохранения. Разумеется, выгоднее попасть в систему государственную, потому что она обеспечивает стабильный сбыт. На этом можно спокойно зарабатывать миллиарды рублей, один раз хорошо организовав эту работу», – говорит Шуманов.

Он отметил, что фармацевтический рынок в России – высоко конкурентный, на нем есть несколько больших игроков, которые активно борются за госконтракты. Крупнейшие из них – «Фармстандарт» Виктора Харитонина, «Р-Фарм» Алексея Репика и «Биотэк» Бориса Шпигеля. Каждая из этих компаний представляет из себя не только частные предприятия, но и серьезные группы лоббистов, которые за ними стоят, рассуждает Шуманов. В отрасли есть и сильный государственный игрок – корпорация «Ростех», которая производит и поставляет лекарства и медицинское оборудование, а также имеет доли в частных компаниях.

«Мне кажется, что ситуация, которая произошла на этом рынке – поглощение “Биотэка” или вывод его из игры – это был вопрос времени, когда это могло бы произойти», – говорит Шуманов.

Оскорбление чувств верующих и борьба с нацизмом. Что делал Шпигель в Совете Федерации

С 2003 по 2013 год Шпигель был членом Совета Федерации от Пензенской области. Акции «Биотэка» он передал своей жене Евгении Шпигель. Сейчас ей напрямую принадлежит 77% в уставном капитале компании, и еще 23% – через МФПДК «Биотэк».

В марте 2013 года Шпигель внес в Госдуму законопрект, ужесточающий наказание за реабилитацию нацизма и отрицание Холокоста. Согласно предложенным поправкам в Уголовный кодекс, обвиняемые могли получить до пяти лет тюрьмы и до 500 тыс. рублей штрафа. Однако в такой редакции документ принят не был.

Также Шпигель был в числе соавторов законопроекта об оскорблении чувств верующих, который перевел оскорбление религиозных чувств из разряда административных правонарушений в уголовные преступления с наказанием до года лишения свободы.

Мнения
«Но убивать тоже нельзя». Михаил Эдельштейн о чувствах верующих и абстрактных сущностях
01.11.2020 19:30

Из верхней палаты Шпигель ушел досрочно по собственному желанию. Он объяснил это тем, что был избран президентом международной правозащитной организации «Мир без нацизма» и не может совмещать две эти должности. После ухода из парламента Шпигель вернулся в бизнес и стал председателем совета директоров компании.

Продюсирование Баскова и борьба с нацизмом

Помимо фармацевтического бизнеса, Шпигель успел поработать в шоу-бизнесе. В конце 1990-х он учредил продюсерский центр «Музыка. Совершенство. Красота», который раскручивал и тогда начинающего певца Николая Баскова. В 2001 году Басков даже женился на дочери Шпигеля Светлане. Но в 2007 году супруги развелись.

Врачи скорой помощи в сопровождении полиции выносят Бориса Шпигеля из здания Басманного районного суда Москвы. 22 марта 2021 года.
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Forum

Борис Шпигель возглавляет Всемирный конгресс русскоязычного еврейства. Он выпустил исследование о проявлениях радикального национализма в разных странах «Белая книга нацизма». А также был среди инициаторов подписания международной Антинацистской хартии. Ассоциация уже обратилась к президенту России Владимиру Путину с просьбой о «правосудии и справедливости», сообщило РБК.

«Последние события, связанные с арестом господина Шпигеля, не могут оставить равнодушными сотни людей, включая его коллег и партнеров по общественной и благотворительной работе. Нам достоверно известно, что Борис Шпигель — тяжелобольной человек. Сейчас его жизнь находится под смертельной угрозой. Пожалуйста, помогите сохранить ему жизнь», — говорится в обращении.

Елена Вавина / «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное