«Просто запомним этот день». Артисты «Гоголь-центра» о его закрытии и будущем
Департамент культуры Москвы уволил руководителей «Гоголь-центра» — худрука Алексея Аграновича и директора Алексея Кабешева. Они были соратниками режиссера Кирилла Серебренникова, который эмигрировал из России после начала войны с Украиной. 30 июня, в конце спектакля «Я не участвую в войне», артисты и зрители попрощались друг с другом. Корреспондент «Вот Так» Варужан Саргсян поговорил с бывшими сотрудниками «Гоголь-центра» о закрытии площадки и рассказывает, что известно о будущем театра.
«Гоголь-Центр» появился в 2013 году на месте расформированного Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя, его художественным руководителем был режиссер Кирилл Серебренников. Помимо спектаклей российских и европейских режиссеров в ГЦ проходили кинопоказы, лекции, дискуссии, концерты и выставки. Театр функционировал по редкой для российских театров системе — в нем работали разные театральные группы, которые показывали собственные проекты.
«Гоголь-центр» очень быстро стал одним из популярнейших российских театров и завоевал мировую известность, почти все спектакли здесь проходили с аншлагом. В 2017 году в «Гоголь-центре» прошли обыски по уголовному делу в отношении Серебренникова, бывшего гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина и экс-генпродюсера той же студии Алексея Малобродского. Несмотря на преследование Серебренникова, театр продолжил работать, а его популярность росла.
В 2022 году новый худрук театра Алексей Агранович подписал письмо деятелей российской культуры против войны в Украине.
Максим Диденко, режиссер
На уровне слухов я достаточно давно знал о закрытии театра. На фоне того, что сейчас происходит, это очень печально, но совершенно не удивительно. За последние четыре месяца у меня притупились эмоции, я перестал их испытывать из-за войны. Слава богу, все живы, никто не арестован (из коллектива «Гоголь-центра». – Ред.), это уже хорошо.
Я считаю, что «Гоголь-центр» – это величайшее место, которое сформировало множество артистов, художников, режиссеров и зрителей. Это была абсолютно уникальная площадка в мировом масштабе. Мест с такой палитрой возможностей и при этом с таким высоким уровнем художественного качества в мире больше нет.
Учитывая всю историю «Гоголь-центра», который уже столько раз пытались закрыть, нахождение Кирилла под домашним арестом, во время которого театр продолжал жить очень продуктивно и талантливо, мне кажется, это можно назвать уникальным явлением в истории русской культуры.
Я поставил там одни из своих любимых спектаклей. Особенность театра в том, что в «Гоголь-центре» артисты очень пытливые, к тому же хорошо оснащенные музыкально, движенчески, работать там было огромным счастьем. Всё в театре способствовало тому, чтобы на выходе был крутой результат. Если выделять мои любимые постановки, то я отмечу «Кафку» и «Машину Мюллер» Кирилла Серебренникова, «Маяковский. Трагедия» Филиппа Григорьяна. В целом на все спектакли Кирилла я ходил с большим удовольствием, потому что это исключительно вдохновляющее зрелище.
Конечно, многие из артистов сейчас будут перед дилеммой – уезжать из страны или нет. Здесь ответа нет, он зависит от множества обстоятельств, в том числе от самого человека. Мне кажется, все люди в ГЦ талантливы, от сотрудников до актеров, и где бы они ни оказались, будут иметь успех, хотя в такое время говорить об успехе аморально. Сейчас какие-то другие вещи имеют значение – связанные с сохранением себя и близких, хотя бы просто физически.
Мне очень сложно высказываться относительно политики российской власти в отношении искусства, потому что происходящее и вне этого ни в какие ворота не лезет. В первую очередь это касается отношения к людям вообще. Я знаю, что кто-то еще находит позитивные стороны, но мне это не удается и, полагаю, не удастся никогда.
Андрей Ребенков, актер
У меня было какое-то внутреннее чувство, что в связи с последними событиями не все так гладко будет в культуре и искусстве, потому что теперь все должны идти под общим флагом. Было ощущение, что наш свободолюбивый театр, скорее всего, не будет в общей канве, так и оказалось в итоге.
Как я воспринял закрытие театра? Вы знаете, я девять лет с «Гоголь-центром», а теперь вдруг раз – и всё. Естественно, я очень тяжело это воспринимаю, до последнего была надежда. Хотелось верить, что «Гоголь-центр» в его прежнем виде оставят и он будет работать.
Скорее всего, теперь будет что-то другое, любой художественный руководитель привносит что-то свое, если это свое у него есть. Наверное, это все будет озвучено на сборе коллектива: его ощущение, его взгляд в будущее, как он себе это представляет на базе «Гоголь-центра». По всей видимости, того ГЦ уже нет и не будет при новом руководстве, потому что это такой штучный продукт, который будет сложно попутчику взять в руки и понести дальше. Скорее всего, будет другая форма. Возможно, это будет классический репертуарный театр, пока понятия об этом нет.
Что теряет российское искусство и театр? Площадку свободы, независимости, свежего воздуха. У нас почти всегда была 100%-я заполняемость, то есть люди голосовали билетами, и это о многом говорит. У театра была своя публика. Люди приезжали из других городов, чтобы смотреть спектакли. Всего этого, по всей видимости, уже не будет. Не знаю, оставят ли новые режиссеры спектакли старого репертуара и что будет дальше. Встречи с новым руководством еще не было, поэтому о дальнейших планах мы не знаем.
В «Гоголь-центре» не было ни одного спектакля, который власть смогла бы оценить как плевок в свою сторону. Не было и похабщины или пошлости.
Будущее? Есть какие-то варианты, но пока я не готов покинуть свой дом. Мне будет очень трудно расстаться с тем местом, которому я отдал столько времени и я уже не юнец, мне 54 года. Думаю, из видео и постов в соцсетях тоже видно, что это удар для всех, в том числе зрителей.
Что еще известно о закрытии «Гоголь-центра» и его будущем
О закрытии «Гоголь-центра» в его нынешнем виде разговоры периодически шли последние годы, а с новой силой они возобновились после нападения РФ на Украину. 29 июня Кирилл Серебренников, после начала войны уехавший из России, объявил о закрытии площадки.
«Они решили закрыть театр. За позицию. За честность. За попытку свободы. За то, что все месяцы, что идет война, в театре актеры, протестуя против войны, не выходят на поклоны, заканчивая каждый спектакль изображением голубя мира. За то, что не сняли с репертуара мои спектакли. За то, что остались порядочными людьми», – написал Серебренников.
Последним спектаклем в ГЦ 30 июня стала постановка Алексея Аграновича «Я не участвую в войне» по поэзии Юрия Левитанского, премьера которого состоялась еще до агрессии против Украины. В прощальной речи худрук назвал театр «собранием уникальных людей разных профессий, поколений и вероисповеданий, объединенных идеей совместного труда во имя идеалов гуманизма» и поблагодарил зрителей.
«Да, именно человек был всегда предметом внимания и изучения в нашем театре. Уникальность его внутреннего мира, его свобода и ответственность, его право на независимость суждений и потребность в самореализации. Вот те темы, которые сделали “Гоголь-центр” одним из самых актуальных и посещаемых театров страны. И он сейчас перед вами. Возможно, в последний раз. Сегодня мы закрываем сезон. Сегодня мы закрываем и сам проект под названием “Гоголь-центр”. Таковы реалии времени, но мы говорим вам: до свидания. Ведь мы все еще живы. Давайте просто запомним этот день», – сказал режиссер.
По решению департамента культуры Москвы должности Аграновича и директора ГЦ Алексея Кабешева теперь займут Антон Яковлев и Александр Бочарников соответственно. При этом власти заявили, что все эти годы «театр не прекращал быть театром имени Гоголя» и сменится в нем только руководство.
Кроме «Гоголь-центра» не были продлены контракты с еще двумя руководителями известных московских театров: из «Школы современной пьесы» «ушли» его основателя и художественного руководителя Иосифа Райхельгауза, а из «Современника» – Виктора Рыжакова.