«Получит от двух до трех процентов». Зачем Алексей Арестович заявил о президентских амбициях и на какую поддержку он может рассчитывать
Бывший внештатный советник Офиса президента Украины Алексей Арестович объявил о намерении баллотироваться в президенты и представил свою политическую программу. В ней он первым среди украинских политиков предложил отказаться от вооруженной борьбы за оккупированные территории в обмен на вступление в НАТО. «Вот Так» рассказывает, есть ли у Арестовича шансы занять значимое место на выборах — при условии, что он предлагает пойти на временные территориальные уступки России.
Проведение выборов в Украине во время полномасштабной войны — под большим вопросом. Голосование в украинский парламент должно было состояться еще в конце октября, а выборы президента по плану должны пройти в марте 2024 года. Но закон Украины запрещает проводить президентские выборы во время военного положения.
С другой стороны, потенциально закон про правовой режим военного положения, который регулирует этот вопрос, можно изменить во время войны, в отличие от Конституции. Сенатор США Линдси Грэм также рекомендовал украинским властям провести выборы, несмотря на войну. А 3 ноября министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что президент страны Владимир Зеленский взвешивает плюсы и минусы проведения президентских выборов во время боевых действий.
Однако, несмотря на всю неопределенность по поводу выборов, Арестович уже заявил, что готов баллотироваться в президенты вне зависимости от того, когда они пройдут, а также намерен создать свою партию под названием «Партия Арестовича». Но заниматься подготовкой к выборам политик, по всей видимости, собирается из-за рубежа.
По словам источников «Страны», сейчас Арестович находится в одной из стран Евросоюза, на прошлой неделе его видели в Австрии. Как утверждает издание, он ведет в Европе «активные консультации с украинскими политиками и бизнесменами» по поводу реализации своего будущего политического проекта.
В недавнем интервью «Медузе» Арестович подтвердил, что покинул Украину из-за опасения перед возможным преследованием со стороны властей. «Возможно, мне придется побыть оппозиционным политиком в изгнании и даже выборы проводить из-за границы», — говорил он.
В правящей партии Зеленского «Слуга народа» отказались комментировать «Вот Так» возможное выдвижение Арестовича в президенты. «Я хайпожоров не монетизирую», — заявила «Вот Так» замглавы депутатской фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук. «Не вижу предмета для обсуждения: моя работа состоит в том, чтобы бороться с фейками, а не стимулировать их», — сказал «Вот Так» об Арестовиче нардеп от «Слуги народа», председатель комитета по информационной политике Никита Потураев.
Член оппозиционной фракции Верховной Рады «Европейская Солидарность» Алексей Гончаренко в беседе с «Вот Так» назвал заявления Арестовича о готовности баллотироваться в президенты «похожими на подрывную деятельность».
«Во время войны все должны быть сосредоточены на победе над врагом, а не на победе на выборах. [То, что делает Арестович,] деструктивно. Я не являюсь сторонником президента Зеленского и никогда им не был, к президенту Зеленскому у меня масса вопросов и претензий. Но пока боевые действия идут, каждый должен делать что может для нашей победы. Я не могу сказать, что Арестович делает все, что может, для нашей победы», — полагает Гончаренко.
«Нам нужно прекращать войну»
Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, Арестович опубликовал свою предвыборную программу, которая состоит из 14 пунктов. В ней идет речь и об экономических, и военно-политических вопросах. Например, политик предлагает ввести чрезвычайное положение в экономике, снизить процентную ставку до 7%, уменьшить давление на бизнес со стороны надзорных ведомств, допустить частных предпринимателей в оборонное производство, а также предоставить налоговые и таможенные льготы для инвесторов.
С военной точки зрения предложения Арестовича состоят в том, чтобы встать в стратегическую оборону на фронте (то есть он фактически предлагает прекратить наступление с целью освободить оккупированные территории), поменять систему мобилизации, а также заменить кадровую политику в армии на «человекоцентричную», чтобы «больше жизней сберечь» и «больше специалистов вырастить».
Наиболее резонансным пунктом в программе Арестовича оказался восьмой. В нем политик предлагает Украине согласиться на вступление в НАТО при том условии, что часть украинских территорий останется под оккупацией России. В этом случае Киев, по мнению Арестовича, должен будет обязаться не отвоевывать захваченные земли вооруженным путем и возвращать их только политическими методами.
Арестович неоднократно сравнивал такой сценарий с историей Германии, которая большую часть второй половины XX века была разделена на два государства, — ФРГ и ГДР, — но в итоге смогла воссоединиться в 1990 году.
Арестович объясняет свою готовность к временному территориальному компромиссу с Москвой так: украинская армия не смогла взять Токмак и, возможно, в скором времени потеряет Авдеевку. В таких условиях говорить о возвращении к границам 1991 года с Донбассом и Крымом, подконтрольными Украине, — невозможно. Поэтому лучшее решение, как считает Арестович, состоит в отказе от военных действий, так как это в том числе позволит сберечь сотни тысяч жизней украинских солдат.
«Даже если мы дойдем до границ 1991 года, что абсолютно невероятно, кто гарантирует, что война на этом закончится? Война может продолжаться и дальше. Нам нужно прекращать войну. А по границам можно поговорить. Я предлагаю не просто сдать России оккупированные территории, а вступить в НАТО, получить политические и военные гарантии от блока, возможность для мирного развития, [роста] экономики, культуры. И потом спокойно дождаться, пока в России изменится режим», — говорил Арестович.
Нынешние украинские власти, в том числе президент Украины Владимир Зеленский, настроены более бескомпромиссно: они отказываются менять свои территории в обмен на членство в НАТО и настаивают на возвращении к границам 1991 года.
Социальный опрос, проведенный в сентябре 2023 года социологической группой «Рейтинг», также показал: 68% украинцев считают, что в результате войны Украина вернется к международно признанным границам 1991 года. Как отмечает «Страна», Арестович стал первым украинским политиком, который призвал к переговорам с Россией о прекращении войны без возврата оккупированных земель.
Какие шансы у Арестовича на выборах
«Я сильно сомневаюсь, что Арестович будет одним из фаворитов. Никакой реальной конкуренции [Зеленскому] он составить не сможет. Если он войдет в первую пятерку, это будет для него большим достижением», — сказал «Вот Так» директор Центра прикладных политических исследований «Пента», украинский политолог Владимир Фесенко.
Такой вывод Фесенко делает на основании официальных данных рейтингов доверия. По словам политолога, эти рейтинги — очень важный индикатор, который показывает шансы кандидата на президентских выборах. И «по этому показателю у Арестовича очень плохая ситуация», замечает эксперт. Так, согласно данным опроса Центра Разумкова, который проводился в конце сентября 2023 года, 71% украинцев не доверяют Арестовичу.
«Это означает, что никаких шансов на победу у него нет. Выше 50% [недоверия] лишают политика шансов на победу. В 2019 году такая ситуация была у [экс-президента Петра] Порошенко, он проиграл [на президентских выборах]», — отметил Фесенко.
Кроме того, у Арестовича замечена негативная динамика по этому показателю: в феврале-марте Арестовичу не доверяли только 59%, замечает эксперт.
Фесенко считает, что негативно повлиять на репутацию Арестовича могли его непродуманные прогнозы (например, в середине марта 2022 года он говорил, что при определенных обстоятельствах война может закончиться через «две-три недели» или затянуться до конца апреля того же года. — Ред.), а также скандальный уход из Офиса президента в январе, который произошел из-за высказывания Арестовича о том, что ракету, которая упала на жилой дом в Днепре, могла сбить украинская ПВО.
Политолог Евгений Магда в беседе с «Вот Так» отметил, что на публичный образ Арестовича может негативно повлиять и его отъезд за рубеж.
«Арестович сегодня находится за границей, а это для офицера Вооруженных сил Украины — а в публичном пространстве говорилось, что он подполковник ВСУ (так себя называл и сам Арестович. — Ред.), — очень уязвимый момент», — считает Магда.
Еще один крайне важный показатель, по которому можно оценивать шансы того или кандидата на выборах, — число тех, кто полностью доверяет политику, сказал Фесенко.
«Как правило, показатель полного доверия очень близок к электоральным рейтингам. То есть это число тех, кто может проголосовать за политика», — объясняет Фесенко. Согласно опросу того же Центра Разумкова, полностью доверяют Арестовичу только 2% украинцев.
«Получит он [на президентских выборах] в диапазоне от двух до трех процентов. И с таким рейтингом от него отвернется часть потенциальных инвесторов, которые могли бы в него вложиться на потенциальных парламентских выборах», — прогнозирует политолог.
Как полагает Фесенко, Арестович встал в оппозицию Зеленскому, поскольку увидел, что рейтинги президента падают: «Арестович решил — для него шанс в том, чтобы перейти в атаку на президента. Критические настроения в обществе растут, рейтинги Зеленского снизились, но некритично — сейчас ему доверяют 75%, по Центру Разумкова».
Эксперт также считает, что Арестович мог покинуть Украину и объявить о своих планах баллотироваться на выборах из-за рубежа, чтобы выставить себя «жертвой», которая «от политических преследований вынуждена скрываться за границей». «И это должно вызывать симпатию [у электората]», — говорит политолог.
Кто будет голосовать за Арестовича
Эксперты, с которыми поговорил «Вот Так», сходятся во мнении, что Арестович будет делать ставку на условно «пророссийский» электорат. Экс-советник Офиса президента периодически вступается за людей, которых в Украине преследуют за использование русского языка. По словам Фесенко, аудиторией экс-советника Офиса президента могут стать бывшие избиратели партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», которая считалась пророссийской и теперь запрещена в Украине.
«Но я не думаю, что он [эту публику] перевербует на свою сторону. Какая-то часть из этих людей перешла на сторону Зеленского, какая-то часть пророссийских людей не будет участвовать в выборах», — говорит собеседник.
Евгений Магда обращает внимание, что значительная часть пророссийского электората, которая была в Украине до начала полномасштабного вторжения, находилась на юге и востоке страны. А именно на эти регионы пришелся основной российский удар, из-за чего «многих людей там технически нет, они находятся за рубежом, поэтому проголосовать они вряд ли смогут».
В то же время избиратели в западных регионах Украины будут воспринимать Арестовича негативно. «Для западно-украинской публики, где сильны националистические настроения, где фактор языковой идентичности очень важен, Арестович — раздражитель. Основная масса [на западе Украины] — те, кто ему полностью не доверяет и очень негативно к нему относится. Арестович будет собирать голоса по фактору личной симпатии к себе, кому он очень нравился. Это русскоязычная аудитория, кто против России, но кто критически относится к Зеленскому, кому импонирует критика коррупции. Это будет сборный электорат. Возможно, Арестович делает также ставку на тех, кто не хочет воевать, хочет мира», — отмечает Фесенко.
Слава Труфанов