vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Застряла в болоте». Почему Россия вновь оказалась в списке самых коррумпированных стран

Иллюстративное фото: MAXIM SHEMETOV / Reuters / Forum

Россия в рейтинге самых коррумпированных стран оказалась на одном месте с Азербайджаном, Габоном, Малави и Мали. Страна заняла 129-ю строчку рейтинга, составленного Международным движением Transparency International. На него среди прочего ориентируются и крупнейшие мировые инвесторы.

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2020 год. На этот раз Россия набрала 30 баллов из 100 и заняла 129-е место из 180. Важно отметить, что в рейтинге страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий. По итогам прошлого года Россия поднялась на восемь ступеней, однако эксперты не склоны считать, что это успех.

«Россия много лет занимает далеко не самые высокие места в индексе, что отражает отсутствие системного противодействия коррупции. В нашем случае оно подменяется единичными уголовными делами и точечными изменениями в законодательстве», – говорится в заявлении Transparency International.

Лидерами рейтинга стали Дания и Новая Зеландия – они набрали по 88 баллов. «Индекс восприятия коррупции за 2020 год показывает, что коррупция подрывает систему здравоохранения по всему миру и приводит к нарушению демократических принципов, особенно на фоне пандемии COVID-19», – отмечают авторы исследования.

Тонкости подсчета

Исследование Transparency International – интегральное, оно включает в себя данные других исследований. Его готовят с 1995 года. В этом году в него вошло почти 200 стран, в то время как ранее было не более сотни.

«Изначально Россия могла находиться на значительно более выгодной позиции в списке только потому, что стран в принципе было меньше. Сейчас страна находится в условной нижней трети списка. Она характеризуется тем, что в стране с коррупцией у нас дела обстоят не очень благополучно по мнению внешних наблюдателей и экспертов», – объяснил Vot Tak TV генеральный директор Transparency International Россия Илья Шуманов.

Важно, что предыдущие исследования, которые легли в основу индекса восприятия коррупции, имеют некий шаг отставания, как правило, это один-два года. Поэтому те данные, которые мы видим сейчас, это те сведения, которые эксперты учитывали в конце 2019 года – начале 2000-го. Поэтому в нынешнюю оценку восприятия коррупции не легли события, которые происходили в Хабаровске, конституционная реформа, ситуация с Алексеем Навальным, расследование про дворец Путина за 100 млрд рублей и прочие. Все это мы увидим в следующем индексе.

Анализ
Хуже некуда. Почему приговор Навальному не отразится на российской экономике
03.02.2021 20:10

Илья Шуманов отмечает, что если брать в совокупности восприятие коррупции по странам постсоветского пространства, то Россия де-факто находится в одной из самых сложных групп – в ней остались три страны из Центральной Азии – Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Они ниже в рейтинге. А на одном уровне Россия находится с Азербайджаном.

«Это как в “Алисе в стране чудес”: “Чтобы стоять на месте, нужно бежать”. Россия каким-то сильным прогрессом, новыми антикоррупционными нормами, интеграцией новых антикоррупционных инструментов, использованием гражданского общества или вовлечением журналистов-расследователей похвастаться не может. Предыдущие три года мы вообще находились на одном уровне, как в болоте застряли», – говорит Илья Шуманов.

Уроки истории

В России всегда был довольно высокий уровень коррупции, рассказывает историк Лев Лурье. «Это объясняется разными обстоятельствами, в частности, Россия не страна протестантской культуры, где уровень коррупции всегда был меньше. Россия в хозяйственном и других смыслах равна Турции, Украине и Беларуси. Той культуре, к которой принадлежит Россия с огромными пространствами, трудностями управления, малой связанностью, коррупция свойственна также как, например, Османской или Персидской империи», – поясняет он.

В свою очередь, бывший заместитель руководителя администрации президента Евгений Савостьянов уверяет, что в руководстве страны еще 20 лет назад проблемы с коррупцией тоже были, но столь масштабного характера, по его словам, они не носили:

«Приведу вам несколько примеров из России 90-х. Я работал в верхушке московских органов управления, работал зампредом КГБ и других последующих спецслужб, и я работал заместителем руководителя администрации президента. За это время мне никто не предлагал взятку. Хотя я руководил кадровой политикой президента, от меня зависели все ключевые назначения».

Савостьянов также вспоминает, как боролись с коррупцией в 1990-х: «Однажды ко мне пришел начальник управления кадровой политики и говорит, что есть человек, который посягает на должность замминистра. И он проводит с ним собеседование, задает вопросы, и тут этот человек поворачивает к нему спичечный коробок, который принес с собой. А на нем написано “200 тысяч долларов”. Этого кандидата пинком под зад выгнали и включили в черный список».

Обзор
Коррупция как образ жизни. Топ-10 громких скандалов за последние 20 лет
21.11.2020 19:36

Коррупция как стоп-сигнал

Исследование Transparency International оказывает непосредственное влияние, в том числе, и на принятие решений о сотрудничестве крупных коммерческих компаний и глобальных институтов в проектах, связанных с теми или иными странами. Многие инвестиционные фонды и крупные коммерческие группы используют этот рейтинг как некую базу или шкалу для оценки так называемого country risk – оценки рисков в самих странах при взаимодействии с теми или иными контрагентами. То есть Дания или Новая Зеландия воспринимаются как страны с минимальными коррупционными рисками, а значит, надо меньше ресурсов потратить на проверку контрагентов и на отладку самих процедур. Чем страна ниже в рейтинге, тем больше рисков.

По мнению Савостьянова, питательной почвой для коррупции является, в частности, государственное имущество. С другой стороны – подконтрольное государству общество и способность государства «зашториться» от общественного контроля.

«С одной стороны, за прошедшие 20 лет значительно увеличилась доля государственного имущества и денег, а с другой – государство стало совершенно непрозрачным для общественного надзора, в том числе для средств массовой информации. Ничто не заменит возможности журналистов разгребать ведра грязи, вести работу и публиковать материалы. И главное – получать результативный отклик на свою работу. Сейчас этого нет», – уверен он.

«Коррупция – это проблема всех стран во все периоды. Проблема заключается не в наличии или отсутствии коррупции. Грязь на руках есть всегда, вопрос заключается в том, как часто моют руки», – считает Лев Лурье.

Ирина Ананина для Vot Tak TV

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное