vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Свою главную статью я еще напишу». Как в России преследуют независимых журналистов

Игорь Хорошилов. Фото: Александр Хуруджи / Facebook

Пролетарский районный суд Ростова-на-Дону 2 февраля 2022 года приговорил журналиста Игоря Хорошилова к 300 часам общественных работ. Хорошилова признали виновным в хранении нескольких граммов семян и стеблей конопли, однако сам он считает дело против себя политическим давлением.

«Оправдание нацизма»

Игорь Хорошилов – автор громких антикоррупционных расследований в Ростове-на-Дону – попадает в поле зрения правоохранительных органов уже не в первый раз. Дважды он отбывал арест по административным делам, а также сам обращался в полицию после того, как неизвестные сожгли его автомобиль.

Коноплю нашли при обыске в апреле 2021 года, когда в квартиру к Хорошилову пришли оперативники. Они изъяли телефоны, компьютер, ноутбук и увезли репортера в качестве свидетеля на допрос по делу концерна «Покровский». Журналиста допросили и отпустили поздно ночью – технику ему не вернули до сих пор.

«Я написал за минувшее десятилетие свыше трех десятков антинаркотических статей. В частности, о том, как опера подбрасывали наркотики гражданам России, – сказал во время суда Хорошилов. – О том, как палки и семечки конопли оказалось у меня в квартире, я дал логичные и непротиворечивые показания. На придомовой территории я разбил сад с виноградом, грушами, яблонями и тюльпанами. Соседи время от времени на огород мне приносили семена, если меня там не было – складывали в сторонке возле лавочки. Семена я, как запасливый огородник, не выбрасываю, храню в шкафчике дома. В шкафчике вместе с другими семенами оказались и эти семена с палками конопли, которые в мое отсутствие и обнаружили оперативники в ходе обыска весной».

Новости
Журналист, который расследовал правонарушения силовиков, сломал ключицу в СИЗО
15.09.2021 19:11

Хорошилов на протяжении нескольких лет писал статьи о местной коррупции. В частности, о том, как в Цимлянском районе Ростовской области для детей-сирот построили непригодные для жилья дома. После угроз от фирмы-застройщика в феврале 2018 года журналисту ночью сожгли машину – соседи видели, как неизвестный кинул на капот автомобиля пакет с зажигательной смесью. Впрочем, виновных полиция так и не нашла.

Игорь Хорошилов в одиночном пикете с плакатом “ФСБ подбрасывает наркотики”. Ростов-на-Дону, 2019 год. Фото: Елена Калмыкова / Facebook

В прошлом году суд дважды привлекал Хорошилова по административным статьям. Журналист накануне выборов депутатов Государственной думы делал репосты логотипа «Умного голосования». Рапорты поступили из местного управления по борьбе с экстремизмом. В них, в частности, указывалось, что символика «Умного голосования» по своим очертаниям напоминает нацистскую атрибутику. Впрочем, адвокат журналиста Евгений Беркович нашел контраргумент. В суде он апеллировал к тому, что логотип принадлежит фирме, которая торгует овечьей шерстью.

Несмотря на доводы защиты, в сентябре прошлого года журналиста арестовали на 10 суток по статье о пропаганде нацистской символики. Когда Хорошилов вышел из спецприемника, его снова задержали сотрудники центра «Э» и отправили в тот же самый Пролетарский суд, который снова дал журналисту 10 суток ареста. Адвокат Беркович пытался доказать, что журналиста наказывают за одно и то же второй раз, однако судья не прислушалась к его аргументам.

Через несколько дней после выхода Хорошилова на свободу к нему снова пришли с обыском. На этот раз оперативники искали в квартире другого журналиста – Сергея Резника, который давно эмигрировал в Грузию. Оттуда он ведет телеграмм-канал, в котором рассказывает о коррупции в правоохранительных органах. С прошлого года Резник находится в федеральном розыске по обвинению в оправдании нацизма.

Сергей Резник. Фото: личная страница в Facebook

Несмотря на оказываемое властями давление, Хорошилов намерен и дальше делать расследования. «Свою главную антикоррупционную статью я еще напишу», – сказал он корреспонденту «Вот Так» после оглашения последнего приговора.

«Ведется работа по заказчику»

Аналогичное дело произошло в июне 2019 года. Тогда журналисту «Медузы» Ивану Голунову полицейские подбросили наркотики. Арест журналиста повлек за собой многочисленные митинги в разных регионах, за него вступилась уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова.

Протестующие держат газеты с надписью «ЯМЫ Иван Голунов» во время акции в поддержку журналиста. Санкт-Петербург, 12 июня 2019 года. Фото: Антон Ваганов / Reuters / Forum

«По моему делу исполнители осуждены – получили от 5 до 12 лет. Ведется работа по заказчику, – говорит корреспонденту «Вот Так» сам Голунов. – Преследование журналистов стало сегодня очень широким понятием. Есть Иван Сафронов, который больше полутора лет находится в тюрьме по непонятному обвинению. Но по тем крохам информации, которую мы знаем, это связано с его профессиональной деятельностью. Есть журналист из Красноярского края, которого убил чиновник, недовольный публикациями журналиста».

Обновлено
С сайта «Ведомостей» пропала статья обвиненного в госизмене Ивана Сафронова о следствии по «шпионским» делам
23.07.2021 12:43

Убийство главного редактора общественно-политической газеты Минусинска «ТОН-М» Дмитрия Попкова в мае 2017 года не могли раскрыть в течение нескольких лет. Только в ноябре 2020 года был задержан заказчик – депутат местного Минусинского райсовета Иса Хашиев, о котором журналист выпустил несколько разоблачительных статей. В публикациях речь шла о том, что Хашиев не выполнил госконтракты на несколько миллионов рублей.

Хашиева задержали в тот момент, когда он пытался улететь в Ингушетию. Следствие по этому делу еще не завершено.

Самосожженная журналистка

Трагедия Ирины Славиной из Нижнего Новгорода в октябре 2020 года облетела все федеральные СМИ. Перед смертью журналистка написала записку, обвинив в своей смерти Российскую Федерацию. Незадолго до самосожжения Славина получила угрозы от силовиков за статьи о городских проблемах, которые она публиковала на своем сайте «КозаPress».

Уголовное дело по доведению Ирины Славиной до самоубийства так и не возбудили. «Было четыре отказа, сделаны под копирку», – говорит корреспонденту «Вот Так» Маргарита Мурахтаева, дочь Ирины Славиной. Последний отрицательный ответ из следственного управления Нижегородской области пришел в октябре 2021 года.

Проект Славиной «КозаPress» попыталась продолжить ее дочь, но после волны очередных угроз сайт работать перестал.

Скриншот поста из фейсбука Ирины Славиной и ее портрет на месте, где она покончила жизнь самоубийством. Нижний Новгород, Россия. 2 октября 2020 года. Фото: Михаил Солунин / ТАСС / Forum

«Я помогала маме в “Козе” репортажами. Просто сейчас это имеет другой масштаб: за четыре месяца моей работы выходило несколько материалов, за которые “Козу” прессуют даже после закрытия, – говорит корреспонденту «Вот Так» Мурахтаева. – Я закрыла “Козу” не из-за угроз (я их не боюсь, тут дело не в этом), а потому, что морально тяжело в 20 лет тянуть такое СМИ. Я прекрасно понимаю, что не могу сравнивать свой и 15-летний мамин опыт».

По словам Мурахтаевой, средств, которые у нее были, хватило бы всего лишь на полгода работы издания «КозаPress». Из-за финансовых сложностей проект поставили на паузу, но сам сайт и связанное с ним ООО родственники Славиной пока не закрывают.

Каждую пятницу в день гибели Ирины Славиной около здания местного МВД активисты возлагают цветы, приносят ее портреты и зажигают свечи. Но каждый раз мемориал исчезает – обычно ночью его убирают коммунальщики.

Избит арматурой

Уголовное дело о нападении на журналиста газеты «Коммерсантъ» Олега Кашина до сих пор не закрыто. В ноябре 2010 года около подъезда дома к нему подбежал человек с букетом цветов, внутри которого находилась замаскированная арматура. В то же время к Кашину подошел второй неизвестный, вместе они напали на журналиста. Неизвестные проломили ему голову и сломали несколько пальцев.

Олег Кашин в больнице после нападения. 28 декабря 2010 год. Фото: Митя Алешковский / ТАСС / Forum

Пролежав несколько месяцев в коме, Кашин поправился и предположил, что его избили за публикации о псковском губернаторе Андрее Турчаке. Следствие по делу все время затягивалось.

«Сегодня статья 105 УК РФ исполнителям предъявлена. Суда не было. Исполнители уже успели отсидеть по три года по другому делу, связанному с моим (они похитили своего начальника и пытались заставить его взять вину на себя. – Ред.). Заказчика даже не допросили, поэтому дело до суда и не дошло. Исполнители – Веселов и Кавтаскин, был еще Борисов, но он убежал в Беларусь. Их начальник – Горбунов, заказчик – Турчак», – говорит в беседе с корреспондентом «Вот Так» Кашин.

По лезвию ножа

Несколько ножевых ранений в спину получил в марте 2016 года редактор независимой газеты «Новые колеса» из Калининграда Игорь Рудников. Журналист выжил, но после этого отсидел более полутора лет в следственном изоляторе по обвинению в вымогательстве. Дело против себя Рудников называет сфабрикованным.

Игоря Рудникова после покушения забирают сотрудники скорой помощи. 2016 год. Источник фото: Новый Калининград

Журналист, например, писал о коррупционных схемах застройки балтийского побережья в Светлогорске и о высокопоставленных калининградских военных, которые покупали себе роскошную недвижимость.

Новости
Из-за экономической и политической ситуации. В России закрылось издание NEWSru.com
31.05.2021 10:45

Несмотря на ранение, Рудников после выздоровления продолжил расследование. Полиция задержала двух нападавших, однако самого заказчика так и не нашла. По мнению Рудникова, сделать это не дал генерал СК, который руководил следствием по делу о покушении. Впоследствии журналист опубликовал материал, в котором рассказал, что генерал получил взятку от заказчика несостоявшегося убийства. После этого Рудникова арестовали во второй раз, но потом его дело неожиданно закрыли. Тогда журналист смог эмигрировать из России.

«Я вылетел в Нью-Йорк, чтобы встретиться с сыном – у него были каникулы. За границей я узнал, что после возвращения в Россию меня собираются задержать сотрудники ФСБ: этого добивался губернатор Калининградской области Алиханов, о махинациях которого я написал серию материалов», – рассказал Рудников корреспонденту «Вот Так».

Иллюзий – нет

53-летнюю журналистку Наталью Резонтову из Нижнего Новгорода обвиняют по статье 236 Уголовного кодекса России, которую еще называют «санитарной». Резонтовой вменяют нарушение санитарно-эпидемиологических норм во время митингов 23 и 31 января прошлого года. Сейчас дело журналистки передано в суд.

Наталья Резонтова. Фото: Мария Гарайс / Facebook

«Иллюзий у меня нет по поводу предстоящего решения суда. Дело моей мамы насчитывает порядка 30 томов, а само обвинительное заключение – внушительная пачка листов сантиметров десять. Следователи нам сказали, что первое заседание назначено на 11 февраля, но я пока не нашла официального подтверждения на сайте суда», – говорит корреспонденту «Вот Так» Мария Гарайс, дочь Натальи Резонтовой.

С марта 2021 года Резонтова не должна общаться с журналистами. По решению суда на нее наложен запрет на совершение определенных действий. Она, в частности, не может пользоваться телефоном и компьютером, посещать несанкционированные мероприятия и почтовые отделения, общаться с другими подозреваемыми по делу.

По данным “ОВД-инфо”*, сегодня в России заведено шесть уголовных дел в отношении журналистов, которые находились на митингах 23 и 31 января 2021 года в поддержку Алексея Навального. Это четверо журналистов студенческого журнала DOXA – Владимир Метелкин, Наталья Тышкевич, Алла Гутникова и Армен Арамян, а также Александр Степанов из Владимира, который в день акции 23 января, по версии следствия, написал пост с требованием расправы над членами «Единой России».

Журналисты студенческого издания DOXA Армен Арамян, Наталья Тышкевич и Алла Гутникова в Басманном районе суде. Москва. 14 апреля 2021 года. Фото: Владимир Гердо / ТАСС / Forum

Миллионные штрафы

Дело Светланы Прокопьевой началось с публикации журналистки о причинах теракта в здании Архангельского ФСБ, за это ее приговорила к 500 тысячам штрафа. Фамилия Прокопьевой до сих пор включена в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга.

Новости
В Пскове прошли одиночные пикеты в поддержку журналистов
22.08.2021 18:31

Нижегородского журналиста Александра Пичугина оштрафовали на 300 тысяч рублей за распространение информации, которую суд счел фейковой. Публикация Пичугина касалась условий самоизоляции во время пандемии.

Заочно арестованные

После обысков в июле прошлого года у главного редактора The Insider* Романа Доброхотова и его родителей журналист был вынужден без заграничного паспорта, изъятого при обыске, уехать в Украину. 23 сентября 2021 года его объявили в федеральный розыск.

Каким образом он перешел границу, журналист не рассказывает. «Это вопросы, на которые нельзя пока отвечать. Могу только сказать, что я не получал нигде политического убежища», – сообщил корреспонденту «Вот Так» сам Доброхотов.

Роман Доброхотов после допроса в отделении полиции. Москва, 28 июля 2021 года. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС / Forum

Александр Шварев из агентства «Росбалт»* в апреле 2019 года тоже был вынужден эмигрировать в Латвию после того, как бизнесмен Алишер Усманов подал против него иск о клевете. Шварева также объявили в федеральный розыск. Россия инициировала запрос о включении журналиста в международный розыск, но Интерпол выступил против этого.

«С начала 2017 года в России заведено 147 уголовных дел против журналистов», – сообщила «Вот Так» директор Фонда защиты гласности Галина Арапова, дважды признанная иностранным агентом в России.

Преследование независимых журналистов в России продолжается: с каждым месяцем список иностранных агентов – как СМИ, так и физических лиц – увеличивается. «Журналистику не ждет ничего хорошего», – резюмирует Доброхотов.

*Признан в России “иностранным агентом”.

Полина Ефимова для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное