vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

500 дней мобилизации. Как возложение цветов у Могилы Неизвестного Солдата закончилось задержаниями

Фото: «Вот Так»

В центре Москвы 3 февраля прошла очередная акция движения «Путь домой». Каждую субботу жены и матери мобилизованных россиян приезжают к Кремлю, чтобы возложить цветы к Могиле Неизвестного Солдата. В этот раз акция была приурочена к 500 дням с момента объявления «частичной мобилизации» в России. В мероприятии призывали участвовать Максим Кац и сторонники Алексея Навального, о нем также сообщила бывшая претендентка в кандидаты в президенты России Екатерина Дунцова. Один из задержанных на акции корреспондентов по просьбе «Вот Так» рассказал, как прошло возложение цветов и зачем силовики увезли журналистов в отделение полиции.

Утром в субботу у выхода из метро «Охотный ряд» на Манежную площадь всегда много людей: гости Москвы собираются на экскурсии, которые начинаются от «Нулевого километра» или Исторического музея. Но группа жен мобилизованных из движения «Путь домой», в отличие от зевак, держалась обособленно — вокруг них быстро собрались журналисты и крепкие молодые парни, снимавшие всех собравшихся.

В руках у каждой из женщин были гвоздики. Один из участников движения, Ярослав Рязанов, предложил перевязать цветы ленточками с надписью «Они отдали свой долг. Дембель их ждет». И показал надпись журналистам, простояв полминуты с развернутой лентой. В это время московская прокуратура выпустила официальное сообщение, в котором призвала не ходить на акцию и пригрозила ее участникам ответственностью.

Обновлено
Жены военнослужащих провели акцию, посвященную 500-му дню мобилизации. Силовики задержали 27 человек, среди них — журналисты
03.02.2024 12:40

Другие участницы движения давали интервью журналистам. Мария Андреева формулировала требования движения (указ о демобилизации и отправка домой всех мобилизованных), активистка по имени Антонина рассказывала про своего мужа — его забрали на фронт, несмотря на «непризывную» болезнь. Костяк участников не собрался: некоторых незадолго до акции запугали с помощью слежки силовиков и активистов провластной «Волонтерской роты», а также звонками военного командования.

Возложение цветов

Ровно в полдень глава движения «Путь домой» Мария Андреева пригласила всех к Могиле Неизвестного Солдата — возлагать цветы. Почетный караул был к этому готов: к активисткам подошел один из военных и объяснил процедуру. К могиле подходят по два человека, на церемонию должно уходить не более 30 секунд. Ленточки с гвоздик нужно снять, потому что они «не разрешены».

Первой на возложение прошла Андреева. Она постояла у Вечного огня, положила цветы и медленно вернулась за ограждение. Другие участницы церемонии делали это быстрее. Некоторые пришли к Могиле не с гвоздиками, а с белыми розами. Одна из таких участниц возложения показывала журналистам сумку с двумя книгами: «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и открытой на антивоенном обращении к итальянцам из «Нет войне!» Льва Толстого.

Фото: «Вот Так»

По мере возложения цветов силовиков в Александровском саду становилось больше. Два сотрудника полицейского спецполка наблюдали за церемонией, стоя в середине площади, силовики в штатском и крепкие юноши ходили в толпе и снимали лица всех участников и журналистов. Кроме того, за происходящим следило полицейское руководство, в том числе известный по политическим преследованиям замначальника московского центра «Э» Алексей Окопный.

Новости
«Чем наши мужчины провинились перед этой родиной?» Кандидат в президенты Борис Надеждин провел встречу с женами мобилизованных
11.01.2024 21:50

Тем временем к памятнику маршалу Жукову подъехал автозак. Стало понятно, что сразу после окончания церемонии начнутся задержания.

«Все самое страшное уже позади»

Через час после начала акции Мария Андреева объявила, что участницы движения отправятся к предвыборному штабу Владимира Путина на Покровке — в Центральный дом предпринимателя. Когда участницы движения вышли за ворота Александровского сада, им навстречу из автозака выбежали силовики.

Первым задержали оператора нидерландского телеканала NOS, который не говорил по-русски. Через минуту в автозаке оказался и я: силовик взял меня под руку, сказал готовить документы и освободить карманы. Полиция целенаправленно задерживала мужчин — журналистов и стримеров.

Фото: «Вот Так»

На входе в автобус потребовали сдать паспорт и положить на стол телефоны и камеры. В суматохе половина задержанных документы не отдала, а три-четыре человека смогли сохранить и телефоны. Один из них, фотограф «Коммерсанта» Евгений, начал снимать в автозаке видео. Полицейский в форме увидел это, зашел в автозак и силой вырвал телефон из рук журналиста.

Эксклюзив
«Раз ты псих, тебе самое место на передке». История штурмовика, который хотел убить себя, а теперь умирает от рук российского командования
30.12.2023 08:00

Пять минут спустя в автозак завели испуганного юношу, который явно не ожидал задержания и поездки в отдел. Роману 20 лет, сегодня он должен был встретиться с подругой в Александровском саду и пришел туда пораньше. Подруги он не дождался: к нему подошли полицейские, спросили документы и, не дожидаясь ответа, взяли под руки и повели в автобус, где к тому же отобрали телефон. Романа все начали успокаивать.

«Не переживай. Все самое страшное уже позади», — с интонацией знатока сказал ему один из журналистов.

В автозаке оказался и корреспондент издания Sota.Vision Михаил Лебедев: недавно он освободился из-под ареста — в декабре Лебедев попал в спецприемник на 20 суток за съемку одиночного пикета и встретил там Новый год. А теперь мог получить еще один срок: полицейские обещали, что у сотрудников СМИ-«иноагентов» проблем будет больше.

Фото: «Вот Так»

Сотрудники немецкого издания Spiegel, нидерландского NOS, AFP и Reuters пользовались одним телефоном на несколько человек, чтобы связаться с российским Министерством иностранных дел. Там обещали, что всех быстро отпустят, если с документами не будет проблем.

Когда автозак заполнился под завязку (задержали всего 27 человек), мы тронулись с места. Но далеко уехать не удалось — оказалось, что автобус заблокировала Мария Андреева, которая требовала отпустить их активиста Ярослава Рязанова. Силовики оттеснили женщину, и машина уехала с Манежной площади.

В отделе полиции

Через маленькие зарешеченные окна все пытались понять, куда едет автозак: по новогоднему убранству стало понятно, что едем мы по Ильинке, а значит, скоро попадем в отдел полиции «Китай-город», за которым закреплена Красная площадь. Тем временем участницы «Путь домой» добрались до Покровки и продолжили там акцию. Полиция задержала журналистов и там: корреспондентов японского телевидения отправили в ОВД «Басманный».

Заехав во двор отделения полиции, наша машина остановилась и чуть сдала назад. Знакомая уловка силовиков: пока ты в автозаке, ты формально не доставлен в отдел, а только туда едешь. Пусть и со скоростью ноль километров в час.

Полицейским выдали бланки документов, и они начали их оформлять. Документы были стандартными: рапорт о том, что задержанный что-то нарушал, и протокол о доставлении в отдел. Оформление затягивалось, задержанные стали жаловаться, что хотят в туалет. Им обещали, что сходить туда они смогут уже в отделе, но жалоб становилось больше — и полицейские пошли на уступки, выводя задержанных по одному.

В один момент полицейские поняли, что паспортов у них меньше, чем задержанных в автозаке — им пришлось снова открывать клетку, выводить несовершеннолетних и собирать документы. У некоторых вместо внутреннего паспорта был загранпаспорт, не ожидавший задержания студент Роман отдал студенческий билет. «Пойдет», — сказал силовик и тоже его забрал. После этого процесс приглашения в отдел пошел активнее.

Мнения
Обратный билет из ада. Протест родственниц мобилизованных как попытка восстановить человеческое достоинство
04.12.2023 06:00

Всех задержанных по одному провожали в небольшой актовый зал отделения и усаживали за парту. Напротив сидели три человека в штатском. Интересовались они анкетными данными и профессиональными интересами. Короткостриженый сотрудник центра «Э» в светлом свитере задавал вопросы об акции и о работе, второй — темноволосый оперативник в темном — переписывал ответы и смотрел за реакцией. Третий сидел в телефоне и никак в разговоре не участвовал.

Фото: «Вот Так»

После беседы с операми задержанных передавали в руки инспекторов отдела. Там предлагали подписать объяснение и предостережение об участии в акции. «Это ни к чему не обязывает», — говорили сотрудники. Но с такими предостережениями проще попасть на полицейский «профучет»: он слегка портит жизнь, и перед большими акциями к таким «попавшимся» ходят участковые, чтобы предупредить об ответственности за участие в митинге.

Сотрудники отдела полиции, женщина и мужчина в камуфляже с шевроном Z, оформляли не только задержанных в Александровском саду, но и обычных задержанных у Кремля. В клетке-«обезьяннике» на лавочке крепко спал один из таких людей. В отдел попал и много выпивший к обеду худощавый мужчина, который сильно тревожился по поводу пропажи телефона. Громкое возмущение, резкий ответ сотрудника отдела — и пьяницу уже приходится держать, чтобы не усугубить ситуацию.

Интервью
«Теперь мы — ЦИПСО, приспешницы Навального, спонсируемся Ходорковским». Жена российского мобилизованного — о попытках вернуть мужа домой
03.12.2023 17:15

Вскоре он нашел телефон, из-за которого попал в отдел, в рюкзаке. iPhone был разряжен, и мужчина расстроился — дома его ждет беременная жена, а он даже не может ей рассказать, где и как очутился. Мы тоже не могли: наши телефоны лежали в автозаке.

За пару часов нахождения в отделе с угнетающим светом и недружелюбной обстановкой мне стало плохо, но любая жалоба могла затянуть меня в отдел надолго. Наконец наши документы переписали, полиция не имела к нам вопросов и отпустила. Но перед этим снова завела в автозак — выдать технику.

Полицейский попросил разблокировать телефон и снова его забрал, чтобы отдать уже у шлагбаума отдела, куда пришли жены мобилизованных и где остались освобожденные журналисты.

К вечеру из отдела отпустили всех, кроме Ярослава Рязанова — мужчины, который предложил перевязать гвоздики ленточками и ради освобождения которого Мария Андреева пыталась остановить автозак. Суд по его делу состоится в понедельник. Рязанова могут арестовать на 15 суток.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное