vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Ливан будет полностью разрушен». Военный эксперт Сергей Ауслендер — о возможной войне Израиля против «Хезболлы»

Марджун, Ливан. Дым поднимается после израильского авиаудара. 27 февраля 2024 года
Фото: Ali Hashisho / Xinhua News Agency / Forum

Военные эксперты и политики в Израиле и западных странах все чаще обсуждают возможность полномасштабной войны израильской армии на территории соседнего Ливана. Оттуда боевики военнизированной организации «Хезболла» ежедневно обстреливают север Израиля, что вынудило бежать вглубь страны десятки тысяч мирных жителей. Израиль наносит ответные удары, но они не способны значительно подорвать возможности террористов. Действительно ли Израиль планирует вторгнуться в Ливан и как может выглядеть потенциальная военная операция против «Хезболлы» — об этом «Вот Так» поговорил с израильским военным экспертом Сергеем Ауслендером.

«“Хезболла” должна быть уничтожена»

В последнее время в СМИ появляется достаточно много информации о том, что Израиль планирует военную операцию на территории Ливана. Насколько она в настоящий момент реальна?

Она совершенно реальна. Информация об этом была неоднократно озвучена официальными лицами Израиля — в частности, министром обороны Йоавом Галантом. Буквально три дня назад Галант заявил, что руководство страны готовит военное решение “проблемы Севера” (на севере Израиль граничит с Ливаном. — Ред.) Это довольно известная информация. Израиль готовится к военной операции в Ливане с 2006 года. С тех пор, как закончилась Вторая ливанская война, в ходе которой проблема «Хезболлы» не решилась — «Хезболла» не была уничтожена, резолюция [Совета Безопасности ООН] 1701 не была выполнена, поэтому израильское руководство все время держало в голове военную опцию решения этой проблемы.

Справка
Вторая ливанская война продолжалась 34 дня в июле-августе 2006 года. Военный конфликт начался после того, как «Хезболла» обстреляла территорию Израиля. В ходе боевых действий подразделения израильской армии продвинулись на 20 километров вглубь территории Южного Ливана, но так и не смогли уничтожить «Хезболлу». 1 октября 2006 года армия Израиля окончательно покинула Ливан.

Каковы могут быть цели этой операции? Кроме уничтожения «Хезболлы»?

Другой цели и нет. Главная цель — это восстановить фактор безопасности и фактор сдерживания на северной границе. Потому что на данный момент, на исходе пятого месяца войны, мы фактически ее проигрываем. Это мы отступили от границы, а не «Хезболла» (речь идет о том, что Израиль в ходе текущей войны отвел свои военные базы от границы с Ливаном, чтобы те не попадали под обстрелы «Хезболлы». — Ред.) У нас на севере, на нашей территории, по сути, создана буферная зона, в которой нет гражданских. Все гражданские оттуда эвакуированы. Почти 70 тысяч человек только с севера стали внутренне перемещенными лицами. Для Израиля это совершенно неприемлемая история. У нас же нет стратегической глубины, как у Украины, и нет соседей дружеских, которые могли бы принимать у себя беженцев. Поэтому Израиль сейчас по-прежнему рассматривает всерьез военный способ решения проблемы.

Автомобиль, уничтоженный ракетами израильского беспилотника в Накуре, Ливан. 2 марта 2024 года
Фото: Ali Hashisho / Xinhua News Agency / Forum

А насколько эта цель достижима? Насколько реально в текущих условиях полностью уничтожить «Хезболлу», чтобы она больше не могла представлять опасность для Израиля?

Уничтожить «Хезболлу», на мой взгляд, невозможно. Это просто физически нереально. Это нужно было делать гораздо раньше, когда она была намного слабее, чем сейчас.

Ослабить, да, можно, но только в результате полномасштабной войны с Ливаном, в результате которой сам Израиль понесет абсолютно колоссальный ущерб. Потому что «Хезболла» на сегодняшний день — это самая мощная в мире негосударственная армия, которая насчитывает 100 тысяч человек и имеет гигантские ракетные арсеналы 9по самым скромным оценкам, в арсенале «Хезболлы» не менее 150 тыс. ракет различного типа. — Ред.). А Ливан в результате этой войны просто перестанет существовать как государство. Он будет полностью разрушен, уничтожен.

Израиль готовится именно к полномасштабной войне с Ливаном? Или это будет достаточно ограниченная военная операция?

Боюсь, что ограниченной военной операцией здесь дело не обойдется. Мы имеем опыт ограниченной операции 2006 года. Это Вторая ливанская война, когда Израиль вводил войска в Южный Ливан. Несмотря на тяжелые бои, Израиль в итоге вывел войска, так и не достигнув своих целей.

Хотя тогда, по итогам той войны, шейх Хасан Насралла, который возглавляет «Хезболлу», сказал, что если бы он знал, каковым будет ответ Израиля на провокацию, с которой все началось, он бы, наверное, этого делать не стал. Напомню, что тогда Ливан понес очень тяжелый ущерб. Сейчас уже так не получится. Сейчас, если война начнется, это будет уже действительно полномасштабный конфликт.

Анализ
Угроза с севера. «Хезболла» создала современную армию и может атаковать Израиль, если тот войдет в Газу
23.10.2023 16:14

«Будут сокрушающие удары»

Расскажите о наиболее вероятном сценарии этой войны.

Очень важный момент заключается в том, кто начнет первым. Если Израиль — это одно, если же «Хезболла» — совершенно другое. Для Израиля крайне выгодно было бы, если «Хезболла» начнет первой. Однако сейчас большой вопрос, что именно считать началом войны, которая фактически уже идет пять месяцев. То есть где находится та самая красная линия, пересечение которой будет означать полномасштабную войну.

Когда-то Галант, [израильский] министр обороны, обронил такую фразу, когда его спросили, где проходит эта красная линия. Он сказал, если мы бомбим Бейрут [столицу Ливана], значит, «Хезболла» эту линию перешла, но не сказал, где она проходит. Мы по сей день не знаем, где, по мнению израильского правительства, эта линия проходит.

Предположим, что это будет обстрел Тель-Авива тяжелыми дальнобойными ракетами или каких-то других объектов. Пока «Хезболла» максимум, что обстреливала, это Цфат — такой город на севере — и расположенную рядом с ним военную базу, штаб Северного военного округа. С нашей стороны были погибшие. Израиль ответил, конечно, мощно, но не на уровне полномасштабной войны.

Когда же она начнется, события, скорее всего, будут развиваться следующим образом.

Израиль будет наносить страшнейшие силы, абсолютно непропорциональные авиаудары по территории Ливана на всю ее глубину, будет бить по всей ливанской инфраструктуре, портам, электростанциям, мостам, дорогам, развязкам и прочему. Бейрут и все остальные города подвергнутся таким бомбардировкам, которых еще никогда не видели.

Израильские силы безопасности работают на месте ракетного обстрела из Ливана в Кирьят-Шмоне, север Израиля, 13 февраля 2024 года
Фото: Ayal Margolin/JINI / Xinhua News Agency / Forum

Естественно, будут бомбить объекты «Хезболлы», места хранения ракет, пусковые площадки, места скопления боевиков и так далее. Удары будут продолжаться беспрерывно несколько суток подряд, самолеты будут работать волнами, устроят так называемую карусель, когда одна волна разгружается, вторая ждет в воздухе, третья взлетает. Первая, отбомбившись, возвращается на базы — благо плечо короткое, расстояния маленькие. Вторая заходит на цели, третья ждет, первая загружается. И вот так по кругу это все будет продолжаться.

Плюс, по южному Ливану будут работать менее мощные средства поражения — например, артиллерия. Когда это все закончится, границу пересекут армейские подразделения.

Анализ
Война из-за телок. Почему ХАМАС боится рыжих коров
30.01.2024 13:45

По всей видимости, южный Ливан будет захвачен до реки Эль-Литани. Я предполагаю, что армия, учитывая опыт [войны] 2006 года, тактическими десантами захватит стратегические высоты вдоль этой реки, после чего зайдут сухопутные силы, и начнется масштабная зачистка юга Ливана с возможным последующим созданием там буферных зон. Как было с 1982 по 2000 годы, когда израильская армия находилась в южном Ливане. Там была так называемая зона безопасности.

Со стороны «Хезболлы» в ответ последуют массированные ракетные удары по всем целям на территории Израиля, на всю глубину Израиля. В первую очередь, подвергнутся ударам всякого рода инфраструктурные объекты, военные базы, аэродромы (естественно, аэропорт Бен-Гуриона), Тель-Авив и прочие большие города.

Возможно, [из Ливана] будут обстреливать ядерный реактор в [израильском] Димоне. Армии [Израиля] придется большую часть ПВО и ПРО оттянуть на защиту этих объектов. Соответственно, оголится тыл, в котором будут большие разрушения. Надо готовиться к большим жертвам среди гражданского населения. Какие жертвы будут в Ливане — предположить сложно. Понятно, что война приведет к гигантскому потоку беженцев, которым придется бежать, по всей видимости, в Сирию. Больше им бежать-то и некуда.

Еще раз говорю, что в результате этой войны Ливан будет полностью разрушен. Есть в израильском Генштабе так называемая «доктрина Дахия» (Дахия — это район в Бейруте, который контролирует «Хезболла», это как бы столица «Хезболлы» внутри столицы Ливана.). Эта доктрина была разработана в бытность генерала [Гади] Айзенкота, начальника Генштаба, в 2008 году. Он сейчас член Военного кабинета. И суть ее заключается в том, что в случае полномасштабной атаки «Хезболлы» на израильскую территорию Израиль нанесет непропорциональной силы удар. Не «баш на баш, вы нам ракету, мы вам ракету». А «мы в ответ разрушим Ливан». Суть этой доктрины, еще раз говорю, заключается в том, что ответный удар Израиля будет чудовищной и совершенно непропорциональной мощи.

Иранские ракеты 4 февраля 2024 года в Тегеране, Иран
Фото: Middle East Images/ABACA / Abaca Press / Forum

«Если в войну вступит Иран, США не останутся в стороне»

«Хезболла» имеет очень серьезных союзников. Это сирийский режим Башара Асада и Иран, которые поддерживают и тренируют, собственно, «Хезболлу». Насколько велика вероятность, что в случае начала полномасштабной войны они также в эту войну вмешаются и будут активно в ней участвовать?

Вероятность высокая. Речь идет даже не о режиме Асада, как таковом. Потому что он очень уязвим перед ответным израильским ударом. Речь идет о разного рода шиитских проиранских группировках в Сирии, каковых там просто великое множество.

Это различные так называемые шиитские милиции, которые базируются в Сирии, в том числе недалеко от границы с Израилем. Они тоже будут в этой войне, естественно, участвовать и, соответственно, подвергаться ответным бомбардировкам. И, с большой долей вероятности, йеменские хуситы также не останутся в стороне. Они будут обстреливать ракетами юг Израиля, город Эйлат.

Возможно, вмешается также Иран. Он сможет запускать со своей территории ракеты и беспилотники по Израилю. Что, по идее, должно означать втягивание в войну Соединенных Штатов. Вот это в Иране должны очень хорошо понимать. Надеюсь, это понимание удержит Тегеран от прямого вступления в войну. Потому что американцы, как мы помним, пообещали военную помощь своему союзнику в случае нападения Ирана. При определенных условиях им также придется воевать. Это будет совсем апокалиптический сценарий.

В случае начала полномасштабной войны в Ливане, какова будет реакция международного сообщества — в первую очередь, западных стран?

Трудно сказать. Вероятнее всего, единой оценки не будет. Понятно, что в большинстве своем мир осудит Израиль, как это, собственно, произошло во время войны в секторе Газа. Наверняка последуют резолюции ООН или что-нибудь в этом роде.

Иван Лысюк

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное