vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Кризис западнее Авдеевки, зачистка Красногоровки и «черный день» для украинского спецназа. Пять главных событий войны на минувшей неделе

Украинский солдат на боевой позиции в Донецкой области. Украина, 26 февраля 2024 года.
Фото: Diego Herrera Carcedo / Anadolu / Ea

Наступление российской армии к западу от оккупированной в середине февраля Авдеевки продолжается, ВСУ пока не в состоянии стабилизировать линию фронта. На прошлой неделе бои шли на окраинах города Красногоровка — западного пригорода Донецка, остающегося под контролем украинцев. Подразделения ВС РФ усиливают натиск на Часов Яр, в последние дни интенсивность боев на этом направлении выросла еще больше. На Тендровской косе погибла группа бойцов элитного 73-го морского центра специальных операций ВСУ — возможно, речь идет о крупнейших одномоментных потерях этого подразделения с начала войны. Россияне продолжают терять фронтовую авиацию — по сообщениям ВСУ, российские военные самолеты уничтожаются практически ежедневно.

Прорыв к западу от Авдеевки еще не остановлен

Ситуация к западу от Авдеевки остается для ВСУ максимально сложной. Из-за фактического отсутствия заранее подготовленной резервной линии обороны украинские бойцы пока не могут закрепиться на новых рубежах и вынуждены чередовать отступление с контратаками.

«Самое грустное, что если бы на уровне Оперативно-тактической группировки и Генштаба своевременно спохватились, мы остановили бы врага на линии Орловка — Бердычи. Там высота, и противник долго и с большими потерями штурмовал бы ее. Наверху не думают про укрепления, а внизу бросают все имеющиеся в наличии ресурсы отбивать потерянные позиции, или же решают удерживать перерытые КАБами (корректируемыми авиабомбами — Ред.) и артиллерией посадки до последнего. А резервы сжигают не потому, что дурные, а потому что за ними никого и ничего нет», — рассказал о ситуации лидер организации «Национальное сопротивление» и военнослужащий ВСУ Алексей Свинаренко.

Бои идут уже практически вплотную к первой линии естественных возвышенностей, вдоль которых проходит каскад водоемов. Она протянулась от Карловки до Бердычей. Если ВСУ не смогут удержать ее, то следующие высоты будут расположены более чем в пяти километрах западнее.

Пока же россияне штурмуют села Бердычи, Орловка, Тоненькое и Первомайское, позиции в которых постоянно переходят из рук в руки, иногда несколько раз в течение суток. Именно здесь российская авиация прямо сейчас проводит наиболее массированные бомбардировки, используя корректируемые авиабомбы (КАБ). Эти боеприпасы можно сбрасывать, не входя в зону поражения украинских систем ПВО, на расстоянии до 40 километров от цели.

КАБ-500.
Фото: Wikimedia Commons

По словам военно-политического обозревателя группы «Информационное сопротивление» Александра Коваленко, в феврале 2024 года российская авиация установила рекорд по количеству сброшенных по украинским позициям ‎КАБ — более полутора тысяч. Из них значительная часть пришлась по Авдеевке и ее окрестностям. Коваленко называет эти высокоточные авиабомбы «единственным инструментом вскрытия линий обороны и укрепрайонов ВСУ».

Сражающиеся под Авдеевкой украинские бойцы говорят, что для прорыва их обороны россияне задействовали «все имеющееся в их распоряжении оружие, за исключением ядерного».

Тем не менее с российской стороны пока не наблюдается эйфории по поводу ситуации на Авдеевском направлении. Z-блогеры пишут о тяжелых боях и стойком сопротивлении ВСУ.

«Враг держит рубежи и умело пользуется нашими ошибками: то наши мотострелки оказались без гранатометов против легкобронированной Bradley, то карты штабы рисуют, исходя из красивых видеодокладов с флагами в еще не зачищенных селах», — написал 3 марта провоенный телеграм-канал «Два майора».

О «жестоких встречных боях» на Авдеевском направлении пишет Семён Пегов, а также многие другие российские военкоры.

Бои за Красногоровку

Красногоровка — последняя часть Донецкой агломерации, которую контролируют ВСУ. Город с довоенным населением около 16 тысяч человек расположен в нескольких километрах к северу от оккупированной Марьинки. Окруженный водоемами и возвышенностями с кварталами многоэтажек и промзоной, населенный пункт дает много преимущество обороняющимся. После падения Марьинки россияне штурмовали Красногоровку c востока и юга, а в начале прошлой недели впервые с начала войны сумели прорваться в городскую черту.

Российские подразделения зашли в Красногоровку на бронетехнике, прорвавшись через минные поля. Их маневр застал защитников города врасплох.

Чтобы остановить продвижение подразделений ВС РФ и выбить их из населенного пункта, украинское командование задействовало бойцов 3-й отдельной штурмовой бригады, к помощи которых оно часто прибегает в кризисных ситуациях. В середине недели они отрапортовали о выполнении задачи и полной зачистке окраин Красногоровки от сил противника.

Бои в Красногоровке, снятые бойцами ВСУ. Видео: 3-тя окрема штурмова бригада / Telegram

«За короткий промежуток времени противник сумел подготовиться к длительной обороне, однако несмотря на сопротивление и тяжелые бои, штурмовые группы бригады нанесли противнику потери — около 100 оккупантов убитыми и ранеными», — говорится в официальном заявлении бригады.

По словам представителей украинского подразделения, россияне отказывались сдаваться в плен и были убиты в занятых ими домах.

Украинский военный обозреватель Богдан Мирошников считает, что в районе Красногоровки может решиться судьба боевых действий на Донецком направлении. По его словам, удержать город на текущем этапе боевых действий очень важно для Украины. Даже после вынужденного отступления из Красногоровки россияне продолжают ежедневно ее штурмовать.

Из Красногоровки продолжается эвакуация мирных жителей. В начале недели здесь их оставалось около тысячи человек. Часто они покидают родной город под обстрелами и с риском для жизни.

Бои на подступах к Часовому Яру

Часов Яр в Донецкой области остается одной из самых горячих точек на всей линии фронта. Подразделения российской армии постепенно продвигаются к этому стратегически важному для обеих сторон населенному пункту. Прямо сейчас основной удар ВС РФ сконцентрирован на селе Ивановское, которое расположено на автомобильной дороге Т0504. Его оккупация поставит под угрозу основной логистический маршрут, который связывает гарнизон Часового Яра с внешним миром.

За последнюю неделю россияне добились в Ивановском значительных успехов — им удалось занять около половины населенного пункта. Об ожесточенных боях за село пишут и российские военкоры. Это угрожает уже не только Часовому Яру.

«Очевидно, что если ситуация не стабилизируется в ближайшее время (а это, вряд ли), вполне серьезно встанет вопрос о дальнейшее удержание нашими войсками рубежа Клещиевка — Андреевка, на который они вышли в прошлом году в результате наступательных действий», — рассказал о потенциальных последствиях дальнейшего наступления россиян украинский военный аналитик Константин Машовец.

Бойцы 17-й танковой бригады Украины отдыхают в укрытии в Часовом Яре. Украина, 29 февраля 2024 года.
Фото: Ефрем Лукацкий / AP / East News

Начальник пресс-службы оперативно-стратегической группировки войск «Хортица» Илья Евлаш назвал штурмовые действия ВС РФ в направлении города «мощным рывком». Он отмечает, что россияне активно наступают широким фронтом, ищут слабые места в украинских оборонительных порядках, а как только находят — сразу бросают туда резервы для расширения прорыва.

По словам командира батальона ударных беспилотников 92-й отдельной штурмовой бригады ВСУ Юрия Федоренко, город Часов Яр расположен на господствующей высоте. Если россияне захватят его, то смогут обстреливать Константиновку, Дружковку и достать даже до Краматорска. Более того, Часов Яр может стать надежным и прочным плацдармом для дальнейшего наступления ВС РФ на другие города Донбасса, начиная с Константиновки.

Гибель элиты украинского спецназа

Минувшая неделя стала «черной» для украинских Сил специальных операций (ССО). При попытке высадки на Тендровской косе (песчаный остров в Черном море недалеко от западного побережья оккупированной части Херсонской области) бойцы элитного 73-го морского центра специальных операций попали в засаду и понесли большие потери. Даже если исходить из минимальных оценок, они составили не менее 4 человек убитыми, а один спецназовец был взят в плен — это видно (осторожно: по ссылке жестокие кадры) на опубликованных в сети фотографиях.

Захваченное оружие украинского спецназа.
Фото: @UKikaski / Twitter

Дерзкие операции на оккупированном Черноморском побережье в Херсонской области и Крыму стали визитной карточкой подразделений украинских ССО. Неоднократно ранее они высаживались на территории противника, выполняли боевые задания и возвращались домой. Видео некоторых операций можно найти в интернете. Практически после каждого такого боя российские СМИ сообщали о гибели украинских бойцов, однако смогли показать лишь одного пленного. Со своей стороны, украинское командование лишь один раз — в начале октября 2023 года — признало потери, но не назвало количества погибших.

В среду, 28 февраля, в украинских телеграм-каналах также начала распространяться информация о неудачной операции бойцов морского спецназа ВСУ в районе Тендровской косы. В Украине назвали произошедшее «черным днем для всех ССО».

Согласно официальной информации, спецназовцы прикрывали отход основных сил после выполнения боевого задания и приняли свой последний бой. При этом количество погибших украинское командование традиционно называть не стало.

По версии российской стороны, к Тендровской косе приблизилось пять лодок с бойцами Морского центра. Их расстреляли из пулеметов и минометов. Россияне утверждают, что подбили четыре лодки, а пятой удалось уйти. Одно из подбитых плавсредств прибило к берегу. На его борту было четверо погибших бойцов и один живой, его взяли в плен. По словам российских военкоров, в результате засады были убиты не менее 20 украинских спецназовцев, однако доказательств этому заявлению нет.

Уничтожение российских боевых самолетов

С середины февраля ВСУ значительно увеличили темп уничтожения российской авиации, которую командование ВС РФ в больших количествах используют для нанесения ударов корректируемыми авиабомбами по передовым украинским позициям. По официальным данным ВСУ, за две последние недели февраля были сбиты 13 российских самолетов — преимущественно истребителей-бомбардировщиков Су-34 и истребителей Су-35. В начале марта было заявлено об уничтожении еще двух Су-34.

Российский Су-34.
Фото: Сергей Севостьянов / ТАСС / Forum

По данным нидерландского проекта Oryx, который фиксирует только визуально подтвержденное уничтожение военной техники с обеих сторон, всего с начала войны российская армия потеряла 105 боевых самолетов, из которых 25 Су-34 и 7 Су-35.

Однако визуально фиксировать уничтожение самолетов гораздо сложнее, чем условной бронетехники, которую, как правило, поражают на передовой. Сейчас российская авиация сбрасывает КАБы на расстоянии примерно 40 километров от цели, не входя в зону поражения украинских систем ПВО (если не учитывать западные ЗРК — например, Patriot — доставка которых к линии фронта сопряжена с высокими рисками). Поражение самолетов на таком расстоянии с украинских позиций либо с дронов заснять практически невозможно.

Западные эксперты, в целом, признают факт значительно выросших в последнее время потерь российской боевой авиации. При этом аналитики американского Института изучения войны (ISW) обращают внимание на тот факт, что даже несмотря на значительно возросшие потери, россияне по-прежнему широко используют истребители и бомбардировщики в районе линии фронта, стремясь обеспечить высокий темп наступления наземных сил к западу от Авдеевки. На место уничтоженных они перебрасывают еще не задействованные в боевых действиях самолеты из России.

Старший научный сотрудник Королевского института оборонных исследований (RUSI) Джастин Бронк считает, что рост потерь российской авиации связан с тем, что украинское командование действительно пошло на риск и переместило ближе к линии фронта дальнобойные западные системы ПВО.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное