vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Жизнь на свалке. Как жителей Белореченска травят мусором из Сочи

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС / Forum

В 2017 году рядом с городом Белореченском в Краснодарском крае открыли мусорный полигон. Власти обещали, что сюда будут привозить только прессованный в брикеты сухой мусор, однако вскоре полигон превратился в огромную гниющую и зловонную свалку. Больше всего от этого страдают жители населенного пункта МТФ-1, который находится буквально в 800 метрах от полигона.

Олимпийский проект

В 2010 году власти Сочи объявили о старте олимпийской системы «ноль отходов». Планировалось, что она поможет уменьшить количество мусора в городе. В Сочи тогда закрыли все действовавшие свалки, а отходы с октября 2012 года начали отправлять на полигон в Белореченск, в хутор Верхневеденеевский.

Иван Имгрунт, бывший тогда главой Белореченского района, заявил, что принимать мусор из Сочи «приказала Москва». Власти уверяли, что на полигон будут свозить только прессованные и упакованные в специальные контейнеры отходы, которые прошли предварительную сортировку на сочинском мусороперерабатывающем заводе. Но местные жители начали жаловаться на невыносимый запах и неправильные условия хранения мусора. Не рассчитанный на такую загрузку полигон начал быстро наполняться, а место на нем — заканчиваться.

Самосвалы подъезжают к «телу» свалки и выгружают мусор, который почти беспрерывно должны пересыпать бульдозеры. Фото предоставлено Анастасией Панченко

Из-за этого в Белореченске решили построить новый полигон. Власти в очередной раз заверили жителей, что там также предусмотрено использование всех современных технологий для экологически безопасного захоронения отходов. Но история повторилась: на полигон начали свозить неотсортированный, мокрый и гниющий мусор — с батарейками, мертвыми животными и другими отходами. Сейчас полигон обслуживает три района — Туапсинский, Апшеронский, Белореченский, а также два города — Сочи и Горячий Ключ.

«На полигоне есть сортировочная лента, но на ней работают по 11–15 человек, и то не всегда. С таким количеством работников невозможно обработать весь тот мусор, что идет к нам из других районов, особенно из Сочи — всего ежедневно приезжают по 30–40 самосвалов», — рассказал общественный активист Белореченска Дмитрий Островлянчик.

Он добавил, что в Белореченске создали рабочую группу из депутатов, активистов и экологов, которая начала фиксировать нарушения на полигоне. Они обнаружили, что на его территории нет противопожарной системы и труб для отвода газа, которые собирали бы опасные вещества из воздуха. Из-за этих нарушений в городе неприятный запах усилился, а у местных жителей начались проблемы со здоровьем: першение в горле, высыпания, заложенность и кровотечения из носа, кишечные инфекции и диарея.

130 жителей МТФ-1

В 800 метрах от полигона находится МТФ-1. Это совсем небольшой населенный пункт, где живет всего 130 человек, 37 из них — дети. МТФ-1 оказался в санитарной зоне свалки. По закону, здесь не могут проживать люди — власти обязаны закрыть полигон или расселить семьи. Но местные жители говорят, что оба исхода маловероятны, потому что чиновники не замечают их проблемы.

Власти 10 раз отказывали активистам в согласовании митингов, но в апреле все же разрешили. Правда, местных жителей отправили протестовать на окраину города. Фото предоставлено Анастасией Панченко

У местной жительницы Кристины (свою фамилию женщина попросила не указывать) четверо детей, и все они вынуждены проводить большую часть времени дома — садик далеко, а во дворе почти все время стоит ужасный запах.

«Летом моя дочка попросилась погулять на улице, после этого у нее все лицо обсыпало. Мы вообще практически не гуляем по улице и не открываем окна в доме даже летом, потому что запах стоит невозможный, как будто протухла огромная куча мяса и яиц», — говорит Кристина.

Недавно рядом с ее домом случился пожар. Около 4 часов утра загорелась сухая трава у дорожки за забором. Женщина полагает – ее пытались запугать, чтобы она прекратила вместе с другими активистами писать жалобы в Роспотребнадзор и ходить на митинги за закрытие мусорного полигона.

Еще одна жительница МТФ-1, Любовь (она также пожелала остаться анонимной), рассказала, что ее старший сын и внук кашляют так, что начинают задыхаться, но врачи разводят руками и не могут понять, в чем дело.

«Мы не знаем как жить дальше. Нас постоянно обещают расселить, но мы уже ничему не верим. Губернатор [глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев. — Ред.] говорил, что со свалкой должны что-то сделать, чтобы нам не воняло, а недавно мы узнали, что рядом собираются открыть новый полигон», — сказала Любовь.

У Флоры Саргсян из МТФ-1 – трое детей, и все они тоже часто болеют. «Из симптомов — постоянная диарея, кровь из носа, высыпания. Нам обещали, что будут проводить медосмотры детей, но никто этим не занимается. Приходится самим водить детей к врачам, но они не говорят, что это напрямую связано со свалкой. А мы это точно знаем, потому что в МТФ-1 болеют абсолютно все дети, таких совпадений не может быть», — считает Флора.

В МТФ-1 живут 38 детей. Они редко играют на улице — от свалки доносится невыносимый запах. Фото предоставлено Анастасией Панченко

У маленького сына Флоры васкулит – это патология, из-за которой у ребёнка воспаляются стенки кровеносных сосудов. Семье приходится тратить почти все средства на лечение мальчика.

История
«Этих мин заложено очень много». Как в Челябинске борются против очередной попытки застроить сосновый бор
09.10.2021 12:49

По словам активиста Ивана Жогова, ужасный запах доносится даже до противоположной стороны Белореченска, расположенного в трех километрах от полигона. «От этой свалки не просто неприятный запах, из-за которого многие люди вынуждены проводить большую часть времени дома с закрытыми окнами. Белореченский воздух отравлен свалочным газом, а им дышат наши дети. Чиновники пытаются убедить нас, что свалка безопасна, никакого вреда нет. А экологи утверждают, что на полигоне выделяется фильтрат (свалочный фильтрат относят к отходам первой категории опасности — чрезвычайно опасные. Он оказывает токсическое действие на все живые организмы. Ред.). Почему-то больше я верю вторым», — говорит Жогов.

Он также обращает внимание, что местные жители вынуждены жаловаться на полигон тому же, кому он принадлежит, то есть администрации Краснодарского края.

Горожане, которые устали от обещаний чиновников, объединились и начали писать обращения президенту Владимиру Путину, проводить акции по сбору батареек, организовывать пикеты и митинги.

Ядовитая свалка и белореченская клубника

В феврале 2020 года районный суд Белореченска привлек руководство полигона к административной ответственности за нарушение требований СанПиН. Тогда концентрация сероводорода на границе санитарной зоны превышала норму в 1,4 раза. Еще один ядовитый газ, метилмеркаптан, обнаружили в концентрации, превышающей норму почти в 15 раз. За эти нарушения, а также за то, что мусор на объекте не пересыпали грунтом, как этого требует закон, полигон закрыли на 10 суток.

Ветер разносит мусор по прилегающей к полигону территории. Фото предоставлено Анастасией Панченко

Тогда же активисты заметили, что со свалки в поля с пшеницей и подсолнечником, а затем и в местные реки течет черная жидкость неизвестного происхождения. За специальной экспертизой местные жители не обращались, однако они уверены, что в воду попадает фильтрат (жидкость, которая образуется, когда атмосферные осадки проходят через толщу твердых бытовых отходов на полигоне). Между тем рядом со свалкой находятся теплицы, где выращивают знаменитую на весь край белореченскую клубнику.

Зимой 2020 года глава края Вениамин Кондратьев пообещал, что вторую очередь полигона возле МТФ-1 не начнут строить без согласования с жителями.

«Теперь этап, когда мусор просто вываливается. В лучшем случае – пересыпается, а в худшем — вообще не пересыпается. И просто растет этот Мамаев курган, и все. А потом начинает пахнуть, потом начинает цвести, начинает раздражать жителей», — сказал Кондратьев.

В июне 2021 года стало известно, что старый полигон закроют из-за переполненности. Регион посетил лично глава Министерства природы России Александр Козлов.

«Лимиты свалки уже превышены в полтора раза. Куда больше-то? Мы говорим о том, что полигон нужно закрывать. Времени на создание альтернативных и лицензированных мест захоронения для приема отходов от пяти муниципальных образований фактически нет. Давайте думать, что будем делать и как исправлять последствия длительного бездействия ответственных людей на местах», — сказал он чиновникам на одном из заседаний.

Фотография с квадрокоптера. Рядом видны сельскохозяйственные поля. Фото предоставлено Анастасией Панченко

Вторая очередь полигона

Пока власти не рассказали о том, как и когда планируют закрыть свалку. По словам эколога Дмитрия Шевченко, для того чтобы остановить работу полигона, нужен грамотный проект по рекультивации, который предусматривает сбор фильтрата и газа, образующихся внутри свалки.

Губернатор предложил найти место под полигон «в лесах, где никто не пострадает». Но Министерство ТЭК и ЖКХ посчитало, что строительство дороги туда обойдется очень дорого, поэтому новый полигон, который будет в четыре раза больше первого (25 га), построят рядом. Строительство новой очереди начнется уже в 2022 году, а пока в Белореченске в дополнение к уже существующему полигону откроют еще один – временный. Краевые власти утверждают, что люди, живущие поблизости, не против этого.

Между тем инициативная группа из местных жителей записала видеообращение к Владимиру Путину. По словам активистов, информация о том, что общественность не против нового строительства, – это провокация и ложь. Горожане напомнили, что помимо действующего полигона твердых бытовых отходов в городе работает химический завод и карьеры по добыче гравия и щебня. Они уверены, что с учетом всего этого Белореченску грозит полноценная экологическая катастрофа.

«Мы уже устали бороться, но сдаваться не собираемся. У всех людей должно быть право на благоприятную экологическую обстановку. Мы просто хотим дышать чистым воздухом. Если начнется строительство второй очереди полигона, то мы выйдем и будем живой стеной закрывать дорогу, чтобы они не смогли продолжать строительство», — говорит жительница Белореченска Наталья Гораева.

Анастасия Панченко

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное