vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Иван Бегтин: "Уход с российского рынка не будет для Google фатальным"

Фото: Сергей Коньков / ТАСС / Forum

Google и Facebook могут оштрафовать еще на 20 млн рублей по требованию Роскомнадзора за отказ удалить запрещенную информацию. Twitter за это же нарушение грозит штраф в 24 млн рублей. Борьба ведомства против корпораций идет уже несколько лет, для Google, например, это может быть уже пятый штраф. Компанию обязывали в 2018 году заплатить 500 тыс. рублей, потом – 700 тыс., далее – 1,5 и 3 млн рублей. К чему может привести такое давление, «Вот Так» обсудил с основателем АНО «Инфокульутра» Иваном Бегтиным.

Для крупных корпораций штрафы Роскомнадзора не выглядят внушительно. Почему ведомство не требует больших сумм?

Для начала я приведу вам пример. Несколько лет назад Норвежское общество защиты прав потребителей проводило исследование приватности в приложениях для знакомств. Они взяли около десятка таких приложений. Смотрели, насколько они соответствуют европейскому регулированию, проверяли, каким партнерам они передают информацию и что при этом сообщают пользователям.

Нашли несколько приложений, которые передают сотням сервисов отслеживания информации данные в тайне от пользователей. Одним из них оказалось приложение Grindr, созданное для знакомств людей с различной нетрадиционной ориентацией. Его поймали на обмане и вломили оборотный штраф в несколько миллионов долларов. Важно понимать, что это маленький стартап. После этой истории приложение, разумеется, стало все оперативно исправлять.

Новости
Роскомнадзор составил 16 новых протоколов на Google, Facebook и Twitter
05.05.2021 10:34

Поэтому история с Роскомнадзором и его штрафами в отношении Google и остальных серьезно не выглядит. Когда Роскомнадзор вломит Google штраф, например, в миллиард рублей, тогда это будет серьезно. Правда, они никогда такое решение не исполнят.

Проблема очень простая. Европейское регулирование распространяется на все страны ЕС. А Евросоюз является одним из крупнейших потребительских рынков. Поэтому он может устанавливать собственные требования, в том числе по экстерриториальности применения нормативных документов, по локализации данных, по предупреждению пользователей и другие.

А то, что делает Роскомнадзор – это меньше похоже на защиту прав потребителей, а больше похоже на цензуру.

Потому что мы не знаем, какая часть этих запрещенных ресурсов относится к политическому воздействию Роскомнадзора на каналы распространения информации, а какая часть – это реальная защита интересов граждан. Потому что платформы в принципе достаточно сильно склонны к самоочищению. И их политика цензурирования гораздо жестче, чем то, что навязывает Роскомнадзор.

У меня есть подозрение, что Роскомнадзор просто не может назначать большие штрафы. Их обжалуют. А во-вторых, вместо того чтобы платить штрафы, эти платформы уйдут из России. И кто в этом случае потеряет больше – наши граждане или корпорации? Мне кажется, все же граждане.

Их уход из России возможен?

Я всегда привожу в пример компанию Microsoft с их заблокированным в России сервисом Linkedin. Российских пользователей было около 1,5% от всей платформы. Наверное, это существенно потерять 1,5% аудитории, это влияет на стоимость акций и капитализацию проекта.

Фото: Сергей Коньков / ТАСС / Forum

Но при этом Microsoft просто никак не отреагировал на действия Роскомнадзора. Linkedin до сих пор заблокирован на территории России, вы не можете поставить мобильное приложение или зайти без VPN. Но при этом никому ни горячо, ни холодно. То же самое будет и с Google. Здесь есть особенность. Если брать европейский, китайский или американский рынок, то для корпораций уход будет критичным.

Я, конечно, понимаю богоизбранность российского народа и наше ощущение, что мир крутится вокруг нас, но это далеко не так. Население Индонезии примерно в 1,5–2 раза больше, чем России. И есть множество стран, чей взнос в мировую экономику и развитие цифровых платформ гораздо значительнее. Поэтому уход с российского рынка станет некоторой потерей для того же Google, но далеко не фатальной. Для Twitter так вообще не фатальной.

Важно понимать: одно дело, когда наши власти пытаются играть в игру «а давайте мы заблокируем эти зарубежные платформы», и совсем другое дело, когда эти платформы сочтут в какой-то момент, что работать с российской аудиторией токсично. То есть что надо либо соглашаться на драконовские условия регуляторов, либо уходить. Вероятно, они сами просто заблокируют пользователей из России.

Google лучше уйдет, чем согласится на требования Роскомнадзора?

У Google не стоит вопрос, соглашаться или нет. Они просто игнорируют все эти требования. И будут игнорировать довольно длительное время. Надо понимать, что единственный способ воздействия на крупные международные корпорации – это быть встроенными в юридическую конструкцию, которая на них влияет. То есть надо либо быть заметным потребительским рынком, как например Евросоюз. Либо же являться частью этой конструкции, чтобы была возможность засудить в международных судах.

Могу привести пример – Австралия. Новостные издания там пролоббировали историю с тем, чтобы поисковые системы платили за ссылки на их статьи. И Google взбеленился, занял очень жесткую позицию и заявил, что лучше уйдет с рынка. Но тут же появился Microsoft и сказал, что у него есть классная поисковая система Bing, которая покроет все задачи. Поэтому пускай Google уходит. Сразу после этого Google оперативно договорился с властями Австралии.

Новости
«Это масштабная система слежки». Эксперт объяснил новую идею Роскомнадзора
05.03.2021 15:20

Но почему страна смогла так надавить на корпорацию? Во-первых, у Google был серьезный конкурент. Во-вторых, австралийский рынок не только значим, но встроен во все юридические конструкции. При необходимости власти страны дошли бы и до суда в Калифорнии и, скорее всего, выиграли бы его. В-третьих, со стороны австралийских властей была проделана масштабная исследовательская работа. Они могли совершенно четко обосновать и аргументировать, почему они вводят регулирование. У нас ничего подобного нет. Поэтому если Роскомнадзор начнет совсем жестко закручивать гайки, крупные цифровые платформы уйдут с нашего рынка.

А Роскомнадзор будет закручивать гайки?

Я не берусь комментировать политические решения. А в данном случае решения исключительно политические. Я еще раз подчеркну, что к потребительскому рынку и защите прав потребителей запросы Роскомнадзора никакого отношения не имеют. Наши с вами интересы должны защищать иные структуры, которых в стране не существует. Роскомнадзор – это архаичная служба, которая осталась еще с 50-х годов советского периода. С тех пор ее подходы не изменились. Роскомнадзор выступает как цензурное ведомство. И политические решения, которые будут им приняты, предвидеть невозможно.

Ирина Ананина

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное