vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Милосердие и справедливость». Кто такая Женя Беркович и почему ее обвиняют в оправдании терроризма за антитеррористический спектакль

Женя Беркович

Женя Беркович. Фото: соцсети

4 мая в Москве режиссерку Евгению Беркович задержали как подозреваемую по уголовному делу об оправдании терроризма. Поводом для возбуждения дела стал ее спектакль «Финист Ясный Сокол» о россиянках, которые выходят замуж за исламских боевиков. Вместе с Беркович по этому делу задержали автора пьесы Светлану Петрийчук. 5 мая Замоскворецкий суд Москвы постановил отправить Беркович в СИЗО до 4 июля. «Вот Так» рассказывает о Беркович, ее театральном проекте «Дочери СОСО» и спектакле «Финист Ясный Сокол».

Кто такая Женя Беркович

Беркович — театральная режиссерка, участница «Седьмой студии» режиссера Кирилла Серебренникова. Она родилась в 1985 году в Петербурге. В 2013 году закончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Один из первых ее спектаклей — «Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским» — показывает суд над поэтом, разыгрывающийся в воображении школьников, которым рассказывают об этом событии на уроке.

Другой спектакль — «Считалка» — история о двух тринадцатилетних девочках, оставшихся в одиночестве в грузинской деревне в разгар грузино-абхазского конфликта. Еще одна известная ее постановка — спектакль «Солнечная линия» по пьесе Ивана Вырыпаева. В центре пьесы — диалог мужа и жены, проживших в браке семь лет.

Женя Беркович — внучка известной писательницы и правозащитницы Нины Катерли и дочь правозащитницы Елены Эфрос, создательницы проекта «Сказки для политзаключенных». К 88-летней Нине Катерли и ее дочери Елене Эфрос, живущим в Петербурге, тоже пришли с обыском 4 мая.

Режиссерка открыто придерживается антивоенной позиции. 24 февраля 2022 года, в первый день войны России с Украиной, она вышла с одиночным пикетом, после чего ее задержали и арестовали на 11 суток. Она пишет стихи, в том числе на антивоенные темы. На церемонии вручения премии «Сноб» в ноябре 2021 года Беркович выступила в поддержку «Мемориала».

Женя Беркович о феминизме и проекте «Дочери СОСО»

Активная феминистка. Почти каждое интервью с ней начинается с выяснения «режиссерка» она или «режиссер». Она называет себя режиссеркой. «Ну да, я феминистка. Это осознанная, мотивированная позиция, которая хорошо подкрепляется тем, что я не настолько серьезно к себе отношусь, чтобы страшно запариваться. Я в конце концов женского пола. Но есть масса обстоятельств, когда я на этом не настаиваю. Если, например, общаюсь с людьми старшего поколения, с которыми мне важно заниматься делом, а не доводить их до приступа. Это важный вопрос, но мне не кажется, что он каждый раз требует кровавой бойни. Я вправе называть себя так, как хочу, — моя личная дурь, от которой точно никому не плохо», – объясняла она в интервью изданию «Такие дела».

В октябре 2018 года под руководством Беркович был создан независимый театр «Дочери СОСО». По словам Беркович, такое название проект получил почти случайно:

«Мы участвовали в детской “Золотой маске”, надо было быстро сказать, как мы называемся. Было два варианта: ВИА “ЛибидО” и “Дочери СОСО”. Мы придумывали название для группы, с которой мы будем чесать по ресторанам, когда доучим грузинские песни. Поскольку это была детская программа “Золотой маски”, я решила, что ВИА “ЛибидО” немножко слишком. А “Дочери СОСО” вообще непонятно, что за хрень. Я не знала, что Сосо — одна из кличек Сталина. К счастью, этого уже никто скоро не будет знать. Вообще, у нас вокально-инструментальный ансамбль “Дочери СОСО” имени Сосо Павлиашвили. Максимально идиотское решение».

В проекте «Дочери СОСО» участвуют только женщины. Единственный мужчина там — директор проекта Александр Андриевич.

Почему «Финист Ясный Сокол» — антитеррористический спектакль

Спектакль «Финист Ясный Сокол» был поставлен в 2021 году. Он рассказывает о женщинах, завербованных «Исламским государством», решивших онлайн заключить брак с представителями радикального ислама и уехать к ним в Сирию. Пьеса драматурга Светланы Петрийчук основана на реальных историях россиянок, которые вышли замуж за террористов. По разным данным, таким образом в Сирии оказались от двух до семи тысяч российских женщин. В отношении многих вернувшихся завели дела о терроризме.

«Я прочла пьесу, не думала об этом никогда. Я знала историю Варвары Карауловой… Это пьеса, в которой уже была попытка разобраться, почему это происходит с этими женщинами. Не плохо это или хорошо. Ну конечно, плохо вербовать женщин, увозить их в ИГИЛ, надевать на них пояса верности… Вопрос, почему они вербуются и какое отношение это имеет к тебе, ко мне… Откуда эта потребность, этот голод, который женщина в итоге удовлетворяет так», — рассказывала Беркович в интервью журналистке Екатерине Гордеевой.

По ее словам, из попытки разобраться в причинах этого явления в спектакле появились монологи женщин, которых не было в пьесе. «Мы их [монологи] стали искать, сочинять, собственный опыт, искать еще материалы, брать интервью и прямо влезать в эту шкуру», – объясняла она.

Героини спектакля рассказывают о своем одиночестве в патриархальном обществе, о том, как они искали любовь и нашли этих мужчин, почему полюбили их и, как Марьюшки из сказки, отправились к своим Финистам Ясным Соколам в Тридесятое царство. Они учатся готовить халяльные блюда и правильно завязывать платок. В конце пьесы некоторым приходится учиться завязывать платок уже в колонии.

«Вообще история с этим “Финистом Ясным Соколом” суперроссийская. Про эту бесконечную жертвенность.., про то, что нужно сапоги железные глотать, износить три пары, замучаться, и вот тогда — это настоящая любовь. Это очень христианская мысль. Это православие. Жизнь есть жертва, жизнь есть страдание, жизнь есть бремя. И тогда ты достигнешь чего-то. Что ничего не должно даваться просто. Вот как у нас говорят: “Вы что-то слишком хорошо жить хотите! Вы хотите, чтобы все легко было”. — “Да”. — “Нет, неправильно. Надо страдать”», — говорила Беркович в другом интервью о спектакле.

«Если человек совершил преступление, а многие из этих женщин совершили преступление, как минимум соучаствовали, то это очень сложный разговор. Нужно ли им сочувствовать? Не знаю. Нужно ли понимать? Обязательно. Если ты не понимаешь этого механизма, ты просто сам там окажешься. Должны ли пособники террористов или люди, совершившие или готовившие террористический акт, быть наказаны по закону? Обязательно. Потому что это закон. Но тут нет или — или. Вот как сегодня меня Гордеева спрашивала: милосердие или справедливость? Милосердие и справедливость».

Галерист и искусствовед Марат Гельман в эфире «Вот Так» предположил, что истинная причина возбуждения дела не связана с конкретным спектаклем:

«Я с трудом представляю себе, что прокуратура озабочена сегодня пьесой, которая была поставлена три года назад. Скорее я поверю, что это какой-то заказ и прокуратура нашла возможность… Никто бы не удивился, если бы ее взяли за стихи, за антивоенную риторику, потому что за это берут, уже даже за твит, не то что за целый стих. Нет, мне кажется, что это демонстративное дело, и задача его — показать, что наступил новый момент. Дело в том, что Женя — это такой удивительный человек. Как она считала, она сохраняла возможность жить в России, работать для тех россиян, которые живут в России, и не идти при этом на компромиссы со своей совестью. Она была в каком-то смысле таким подвижником, который пытался всем сказать, что еще можно в России что-то делать. И это сигнал, что нет, нельзя. Что придут другие люди. Что ставить надо Захара Прилепина, Проханова. Что вот этот момент сохранения лояльности для людей уже прошел».

Спектакль «Финист ясный сокол» проекта «Дочери СОСО»

Спектакль «Финист Ясный Сокол» проекта «Дочери СОСО». Фото: соцсети проекта

Донос на спектакль и экспертизы

Издание «Черта» выяснило, что донос на спектакль «Финист Ясный Сокол» был написан членами так называемого Национально-освободительного движения (НОД) еще два года назад, в мае 2021 года.

Статья на сайте «Национальный курс» подписана именами С. Щенникова и В. Туника. Одна из претензий в ней заключается в том, что в пьесе «о Православии говорится исключительно в негативном ключе. Одна из героинь спектакля рассказывает, что регент церковного хора вступал в сексуальные отношения с подругой героини Марьюшки во время паломнической поездки в Крым, а когда другие участники группы паломников узнали о произошедшем, они отнеслись к этому спокойно, как к православной норме.

Доносчики утверждают, что «авторы спектакля намеренно вводят несведущего зрителя в заблуждение о целях православных паломнических поездок и о этических нормах в Православии, тем самым вызывая вражду и ненависть по религиозному признаку». Они призывают «правоохранительные органы обратить внимание» на спектакль как «инструмент информационной войны против безопасности России».

Адвокат Жени Беркович Юлия Кузнецова рассказала изданию «Фонтанка», что в уголовном деле об «оправдании терроризма» есть две экспертизы, на которых строится обвинение. Первая экспертиза была проведена еще в январе 2023 года, она анализировала не сам спектакль, а видео с читкой пьесы c Независимого фестиваля Любимовка. В этой экспертизе за авторством анонимных сотрудников Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) говорится, что в пьесе есть «высказывания, выражающие оправдание выезда из страны молодых женщин с целью принять участие в деятельности ИГИЛ, а также одобрение ее деятельности «через указание на свободность и инновационный характер общества, творческий характер самой организации, ее моральное и духовное превосходство».

Обзор
Режиссер Женя Беркович стала фигурантом уголовного дела об оправдании терроризма. Поводом стал спектакль о женах радикальных исламистов
04.05.2023 13:37

Авторы второй экспертизы — завлабораторией деструктологии МГЛУ Роман Силантьев и директор Центра лингвистической экспертизы МГЛУ Галины Хизриева. Текст из 125 страниц написан за один день, 3 мая. В нем утверждается, что пьеса содержит «признаки следующих деструктивных идеологий: идеологии ИГИЛ, включающей в себя идеологию джихадизма, идеи перманентного насилия, в том числе революционного, и признания джихада как шестого столпа ислама, что сакрализует насильственные действия и вменяет их мусульманам как обязательные; идеологии халифатизма — идея построения всемирного исламского государства; идеологии исламизма или мусульманского освобождения.

А также признаки деструктивной субкультуры русских жен-неофиток террористов, экстремистов, субкультуры так называемого русского ислама. В материалах спектакля “Финист Ясный Сокол”, поставленного Беркович, выделяются признаки идеологии радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России».

Правозащитный проект «Первый отдел» отмечает, что «Силантьев — одиозный географ и “религиовед”». В 2005 году Совет муфтиев России официально обвинил его в искажении фактов об исламе. Он также большой сторонник войны и антиукраинских настроений. Ему принадлежат следующие высказывания: «Половина случаев колумбайна в нашей стране режиссируется с Украины», «Зеленский не только фашистов, но и коммунистов прекрасно копирует», «Там [в Украине] в основе неоязычество. Причём вполне сатанинского характера».

Евгения Нежданова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное