vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Подряд на смерть. В России готовятся разрешить убийство бездомных животных

Собака в приюте для животных «Юна» в деревне Кутьино в Московской области. Фото: Артем Геодокян / ТАСС / Forum

16 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий регионам самим выбирать способы борьбы с бездомными животными. Если закон примут, местные власти получат право убивать собак и кошек практически бесконтрольно. Такой способ борьбы с бродячими животными в России уже практиковали, и, как показал опыт, умерщвление не только не решает проблему, но и усугубляет ее, а еще — стимулирует коррупцию.

«Вот Так» разобрался, как власти отмывают деньги, истребляя бездомных животных, и почему благодаря новому законопроекту «пилить» бюджет станет еще проще.

Законопроект, разрешающий убивать бездомных животных, 12 апреля внесла в Госдуму группа депутатов — представителей всех фракций, кроме КПРФ. Предлагаемые поправки отменяют запрет «применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных». Если закон примут — а первое чтение он уже прошел, — регионы смогут самостоятельно решать, что делать с безнадзорными животными, в том числе отстреливать и усыплять.

Справка
ОСВВ — программа гуманного контроля численности бездомных животных. Система предполагает нетравматичный отлов животного без применения специальных препаратов, стерилизацию, вакцинацию от болезней, опасных для человека, и возврат в прежнее место обитания. Отлов и выпуск животного на волю при этом должен записываться на камеру. Исполнителями выступают специализированные организации, заключившие договор с местными властями.

С начала 2020 года в России для контроля над численностью действует система ОСВВ — «отлов — стерилизация — вакцинация — выпуск». Впервые программу запустили еще в 90-е годы, но лишь после вступления в силу закона об ответственном обращении с животными она стала единственным законным способом контроля за их численностью. За это время число жалоб на нападения бездомных собак, по данным Роспотребнадзора, сократилось на 16%. А популяция в регионах, где реализовывали ОСВВ, в среднем на 30–50%.

Подряд на смерть

«Там, где исполняют закон об ОСВВ и подходят к его исполнению обдуманно, имеются хорошие показатели, а где воруют и саботируют [реализацию программы], естественно, нет», — отмечает зоозащитник Юрий Корецкий, председатель «Альянса Защитников Животных».

Как отмечают зоозащитники, с которыми поговорил «Вот Так», о неэффективности ОСВВ сейчас говорят чиновники, за последние годы либо вообще не выделявшие средства на программу, либо пилившие бюджет. В одних случаях власти просто не заключают контракты на отлов, вакцинацию и стерилизацию — так это было в Оренбурге, где несколько недель назад на ребенка напали бездомные собаки, отметил первый зампреда комитета Госдумы по экологии Владимира Бурматова.

В других подрядчики составляют поддельные отчеты о реализации ОСВВ и убивают животных, получая деньги как за выполненную работу. Например, в Астрахани, как стало известно в феврале этого года, на отлове и стерилизации собак отмыли 28 млн рублей.

Отловленная бездомная собака в Калиниграде, Россия. Фото: Виталий Невар / ТАСС / Forum

Минувшей осенью на местном скотомогильнике нашли тела 60 собак со следами жестокого обращения. По данным зоозащитников, животных сюда свезли из «Экоприюта» — организации, исполнявшей госзаказ на отлов и стерилизацию бездомных животных в Астраханской области. Как установил Следственный комитет, руководство приюта заключило с местными властями 12 контрактов по программе ОСВВ, а затем стороны распилили средства, в документах отчитавшись об исполнении обязательств.

«По данным СК, около половины денег там были разворованы и не дошли до животных, а по неофициальным данным, вообще только 10% доходило до собак», — комментирует Юрий.

Он отмечает, что часто власти заключают контракты с аффилированными подрядчиками. Так было в случае с астраханским «Экоприютом», связанным с бывшим депутатом гордумы от «Единой России» Андреем Невлюдовым.

В марте того же года в пункте передержки безнадзорных животных Якутска по приказу главы управления ветеринарии убили 201 собаку. По словам представителей мэрии и приюта, документально неподтвержденным, животных усыпили из-за опасности заражения бешенством. Позднее выяснилось, что в регионе не проводят ни вакцинацию, ни стерилизацию, хотя на это выделяется по 14 тыс. рублей на собаку. Кроме того, с 2018-го на территории Якутии не построили ни одного приюта для бездомных животных.

Комментарий
В Москве у администрации президента проходит акция против закона об убийстве бездомных животных. Активисты рассказали «Вот Так», что на нее собрались более 1000 человек
13.05.2023 14:58

Местные чиновники, в том числе экс-мэр Якутска, авторка инициативы Сардана Авксентьева, заявляют, что проблема — в неэффективности самой программы ОСВВ, однако, как отмечает Корецкий, если бы она не работала, то не работала бы нигде:

«У нас не было бы успешных примеров в регионах, которые, не делали ничего сверхординарного, а просто добросовестно исполняли закон».

Среди таких регионов, говорит Корецих, Московская, Калининградская, Иркутская области, Санкт-Петербург, а также Нижний Новгород, где ОСВВ реализовывается еще с 2014 года. Пока в городе действовала программа безвозвратного изъятия безнадзорных животных из среды обитания, их популяция стремительно росла — с 2004 по 2013 год был зафиксирован рост на 58%. Однако после перехода на ОСВВ бездомных животных стало меньше почти на 80%.

Как отмечает Корецкий, до принятия закона об ОСВВ, когда животных отлавливали и просто умерщвляли (в пунктах временного содержания или сразу убивали на улицах), ситуация только ухудшалась:

«Число бездомных животных росло, количество обращений граждан с покусами росло, региональные бюджеты на работу с бездомными животными тоже росли. Это был снежный ком, который с каждым годом все увеличивался».

Сотрудник компании по отлову бездомных животных держит бездомную собаку. Чита, Россия. Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС / Forum

Сейчас на работу с особью по программе выделяется от 7 до 20 тыс. рублей в зависимости от региона. Убийство животного — дешевле, но только в моменте. Как отмечают зоозащитники, в долгосрочной перспективе это никак не приведет к экономии бюджета, потому что на опустевшую территорию придут новые животные из соседних районов. «Популяция в таком случае возрастает, и проблема становится цикличной. При этом собаки станут еще более агрессивными, потому что пришли на новую территорию, которую будут отстаивать», — объясняет Корецких.

Распилы на «кровавой бойне»

Причин, почему чиновники требуют вернуться к прежней норме, по мнению зоозащитника, две. Во-первых, это желание снять с себя ответственность за некачественно выполненную работу: трагические случаи подсвечивают, что закон не исполнялся должным образом и виноваты в этом чиновники, отмечает Юрий. «Метод убийства — простой, и он, как кажется чиновникам, легко объясняет и показывает их работу. Они всегда смогут сказать: “Видите, мы массово собак уничтожаем, но не можем [убить] всех сразу”», — считает зоозащитник.

Кроме того, добавляет собеседник, объяснить гражданам, что физическое уничтожение снижает число животных на улице и проблема решается, гораздо проще:

«Проще работать такими популистскими методами, чем объяснять людям, что необходим комплексный объем процедур с бездомными животными».

Вторая причина — коррупция. До принятия закона об ОСВВ в этой области были «огромные распилы денег», а теперь это делать стало сложнее.

«Хочешь-не хочешь, какие-то процедуры с животными надо произвести. И поскольку собак надо возвращать назад на улицу, то результат твоей работы гражданам виден по тем животным, которые бегают с бирками в ухе», — говорит Корецких.

Бродячая собака с ушной биркой в Чите, Россия. Фото: Евгений Епачинцев / ТАСС / Forum

Если поправки будут приняты в текущем виде, говорит собеседник, то чиновники смогут умерщвлять животных в таком количестве, сколько решат по своим региональным законам, а также исчезнет контроль за работой подрядчиков, которые сейчас должны вести видеофиксацию отлова и возврата на прежние места обитания.

«В случае убийств не получится проверить, сколько их отловили — вот они отловлены и на следующий день умерщвлены, кремированы. Есть только цифры на бумаге, которые непонятно вообще, как проверять. Это очень удобно тем, кто будет делать просто огромные приписки [числа отловленных животных] и получать деньги из воздуха. Такая схема позволяет легко осваивать бюджетные средства, оставляя их в карманах», — считает зоозащитник.

Кроме того, добавляет Юрий, препараты для эвтаназии стоят достаточно дорого, а проконтролировать, вводятся они или нет — тоже сложно: «Прошлая практика показывает, что на бумаге будут отчитываться об эвтаназии и закладывать стоимость препарата в смету, а по факту — забивать лопатами по голове и устраивать кровавые бойни за стенами этих пунктов временного содержания».

За месяц петицию против законопроекта подписали уже более 133 тысяч человек. Когда и в каком виде законопроект рассмотрят во втором чтении, пока неизвестно, но поправки к нему закончили вносить 30 мая. Среди них, как сообщает РБК, предложение партии «Новые люди» сохранить нынешние правила отлова и исключить из законопроекта размытые формулировки.

Алена Лобанкова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное