vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Выгода беспамятства, или Пара слов об институте репутации

Здание КГБ и памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади в Москве, 1987 год. Фото: Arnold Drapkin / Zuma Press / Forum

Молодые люди, родившиеся на рубеже нового тысячелетия, плохо знают и мало интересуются даже послесоветской историей России. Что уж говорить о советской эпохе! О ней судят чаще всего по отрывочным воспоминаниям очевидцев, кадрам из советских фильмов и россказням политических проходимцев. Благодаря этому социалистическое прошлое выглядит подчас безопасным и даже привлекательным.

Но это только одна беда. Другая – карьерная легкость для негодяев советского времени, о которых общество забыло, что они негодяи. И здесь дело не в отмщении, а в неизбежном крушении иллюзорных надежд на эффективность популярных политиков и лидеров общественного мнения.

Недавно общественность взволновало сообщение об административном аресте на 10 суток преподавателя Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Бориса Кагарлицкого. Его осудили за призыв присоединиться к акции протеста КПРФ. Пресса презентует его как жертву режима, благодаря чему он собирает свой урожай общественного сочувствия. Некоторые задумываются о нем, как о возможном политическом лидере.

Борис Кагарлицкий. Фото: @boriskag / facebook

Между тем мало кто знает, что в конце 70-х годов Кагарлицкий с товарищами организовал в Москве студенческий кружок молодых социалистов, а потом сдал всех своих друзей в КГБ, как только чекисты намекнули ему на тяжелые последствия. Впрочем, большинство его товарищей-социалистов поступили точно так же.

Они все повинились перед советской властью и были помилованы до суда, а отвечать за всех пришлось Михаилу Ривкину – молодому человеку с твердыми представлениями о порядочности. За это он получил по политической статье семь лет лагерей и пять лет ссылки, которые отбывал сначала в колонии строгого режима в Мордовии, а потом в крытой тюрьме в Чистополе. Кагарлицкий же сейчас благополучно преподает политологию студентам Шанинки и ничуть не стесняется появляться на публике.

Заявление об отказе от всякой политической деятельности

Выходец из диссидентской среды Глеб Павловский подается публике как хорошо информированный политолог с многолетней оппозиционной репутацией. Он частый гость на радио «Эха Москвы» и телеканале «Дождь», где выступает в качестве независимого эксперта. Разумеется, ни он, ни журналисты этих прогрессивных медиа не вспоминают, как в 70-х годах Павловский сдавал в КГБ своих товарищей.

Летом 1974 года у одного доцента Одесского университета КГБ забирает «Архипелаг ГУЛАГ». Перепуганный доцент указывает на Павловского. В КГБ Павловскому делают стандартное предостережение и он пишет «собственноручное заявление в органы», дает следствию показания на диссидента Вячеслава Игрунова. В числе прочих на этих показаниях строится обвинение Игрунова в клевете на советский строй. За что его и приговаривают к принудительному лечению в психиатрической больнице.

Глеб Павловский. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Forum

В 1980 году над Павловским вновь сгустились тучи и он пишет заявление об отказе от всякой политической деятельности. Тем не менее его приговаривают к ссылке, и благодарный Павловский дает показания на московского диссидента Алексея Смирнова, обвинявшегося в «антисоветской агитации и пропаганде» и осужденного затем на шесть лет лагерей и четыре года ссылки. Не то чтоб откровенно уличающие Смирнова показания, но, как говорит сам Смирнов, это были «уловки и увертки», позиция «лавирования». Так до сих пор Павловский и лавирует между президентской администрацией и либеральными СМИ, стараясь угодить по возможности всем.

«Подвиги» прошедших лет

Проходимцы рассчитывают, что об их грязных делишках все забыли, что время сгладило детали. Часто именно так и случается. Когда речь идет о прохвостах мелкого масштаба, общественный урон от них не так уж велик. Но ведь бывает и иначе.

Известный грузинский диссидент Звиад Гамсахурдиа в перестроечное время сделал успешную политическую карьеру. Он возглавил грузинское национальное движение, был председателем Верховного Совета Грузинской ССР, а затем, в мае 1991 года стал первым президентом Грузии.

Плакат с портретом первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа на митинге объединенной оппозиции в Тбилиси, 2007 год. Фото: Klimchuk Alexander / TASS / Forum

При этом все почему-то «забыли» о его тесном сотрудничестве с КГБ. В конце 70-х Гамсахурдиа был руководителем грузинской группы «Хельсинки», членом советской группы «Международной Амнистии». Его арестовали в апреле 1977 года, а через год, в мае 1978-го, на суде он униженно каялся в антисоветской деятельности, давал показания на своего подельника Мераба Коставу, уличал в антигосударственной деятельности первого секретаря посольства США в СССР Игоря Белоусовича, американских корреспондентов Дэвида Шиплера и Альфреда Френдли. С обычным своим красноречием Гамсахурдиа объяснял суду, как замечательно он прозрел за время предварительного следствия и как сожалеет о допущенных им политических ошибках.

Впоследствии все его «подвиги» тех лет грузинское общество посчитало несущественными. А зря. Став президентом Грузии, он установил в стране авторитарный режим, расстрелял демонстрацию оппозиции и подчинился указу ГКЧП от 19 августа 1991 года о расформировании всех незаконных вооруженных формирований. Такой была в Грузии цена беспамятства.

Пожизненная привычка избегать наказания

В России обществу тоже приходилось и приходится платить цену за свою забывчивость. Нынешний председатель Верховного Суда России Вячеслав Лебедев в советское время был судьей Мосгорсуда. Он лично выносил обвинительные приговоры диссидентам Феликсу Светову и Елене Санниковой. Стоит ли удивляться, что несколько лет назад Верховный Суд под руководством Лебедева признал церковь Свидетелей Иеговы экстремистской организацией? Он продолжает делать то, что делал в Советском Союзе. Пожизненная привычка!

Вячеслав Лебедев. Фото: Антон Новодержкин / ТАСС / Forum

Другим его коллегам по политическому террору повезло меньше, но они тоже обласканы российской властью. Председатель Мосгорсуда Валентина Лубенцова в советские годы выносила обвинительные приговоры многим диссидентам: Юрию Орлову, Глебу Якунину, участникам легендарной демонстрации на Красной площади в 1968 году Константину Бабицкому, Ларисе Богораз, Наталье Горбаневской, Вадиму Делоне, Владимиру Дремлюге и Павлу Литвинову, многим другим участникам демократического движения в СССР.

Казалось бы, за свою судебно-террористическую деятельность Лубенцова должна была понести уголовное наказание в новой России, но нет – в апреле этого года «за внесенный значительный вклад в развитие и совершенствование судебной системы Российской Федерации» ее награждают почетным знаком «Ветеран судебной системы». Лубенцовой сейчас 97 лет, но разве возраст – препятствие для справедливого правосудия? В Германии, например, несколько дней назад начался суд над 96-летней немкой Ирмгард Фюрхнер, обвиняемой в соучастии в убийстве более 11 тысяч человек в нацистском концлагере Штуттгоф в годы Второй мировой войны. Приговор может быть любым, но суд должен состояться.

У нас же все наоборот

Главный врач Орловской спецпсихбольницы МВД СССР Татьяна Котова была лично ответственна за издевательства и пытки над политзаключенными, помещенными советским судом на принудительное лечение в ее больницу. Казалось бы, позор должен был обрушиться на ее голову во вставшей на демократический путь России. Но нет – в 1995 году президент Ельцин за «многолетнюю добросовестную работу» присуждает полковнику Котовой звание «Заслуженный врач РФ».

Стала уже общим местом мысль, что, не очистившись от старой скверны, мы не построим новую страну. Это все понимают. Наша власть строит старую страну, поэтому оставшуюся со старых времен советскую скверну всячески холит и лелеет.

Остаются некоторые надежды на общество, которое должно было бы взять на себя заботу о неформальной люстрации. Советские негодяи должны сталкиваться с общественным презрением, они должны быть исключены из приличного общества и отторгаться от общественной жизни. Но и этого не происходит. Современники по большей части равнодушны к преступлениям прошлого и снисходительны к негодяям. Для последних это шанс на реставрацию и личный успех на новом пути к старым порядкам.

Новости
Преподавателя Шанинки Бориса Кагарлицкого задержали перед лекцией о Марксе
29.09.2021 20:48

 

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное