vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Дети-вещдоки. Истории семей, чьих детей насильно удерживают в России из-за громкого дела о суррогатном материнстве

Фото: LaTerraMagica / Arco / Forum

Суд приговорил шестерых фигурантов дела о «торговле детьми» к срокам от четырех до 19 с половиной лет. При этом дети иностранцев, рожденные от суррогатных матерей, по-прежнему остаются заложниками в российских приютах. С марта 2020 года они фактически стали вещдоками по этому делу, говорит адвокат Дмитрий Бартенев, представляющий в суде интересы одной из семей. Оставшийся на свободе главный фигурант дела Константин Свитнев, в свою очередь, считает, что после приговора малышей точно не вернут родителям.

Заложники уголовного дела

Австралийцы Джейсон Кууск и его жена Анастасия чуть более четырех лет назад приняли участие в программе суррогатного материнства в Москве после нескольких неудачных процедур ЭКО [экстракорпорального, то есть внетелесного оплодотворения] в Австралии.

Их дети — близнецы Оскар и София — родились в марте 2020 года недоношенными, и Джейсон сразу же отправился в Россию, чтобы забрать их. 16 марта правительство России издало указ об ограничении въезда иностранцев в связи со вспышкой ковида, однако в тот момент Джейсон уже летел на одном из стыковочных рейсов в Россию. Он приземлился в Домодедово 18 марта, но пограничники его не пропустили.

Джейсон Кууск. Фото: SOTA

В это же время Следственный комитет начал расследовать громкое дело врачей-репродуктологов. Представителей медицинских организаций «Росюрконсалтинг» и Европейский медицинский центр, предоставляющих услуги суррогатного материнства иностранцам, обвинили в торговле людьми. Дети нескольких семей, в том числе Куусков, оказались заложниками этого дела: на время рассмотрения их всех поместили в приюты.

Семья Кууск несколько раз подавала в российские суды жалобы с требованием вернуть им детей. В августе 2020 года Калининский районный суд Уфы признал за супругами родительские права, в том числе на основании государственной судебной генетической экспертизы.

Суд обязал ЗАГС выдать свидетельства о рождении детей, и в декабре 2020 года супруги Кууск получили на близнецов австралийские паспорта. Однако, несмотря на это, органы опеки отказались передать двойняшек родителям, заявив, что те останутся под опекой государства на период рассмотрения уголовного дела.

В 2021 году супруги Кууск снова попытались вызволить близнецов, но сначала Симоновский районный суд, а потом и Замоскворецкий отказали им, сославшись на «продолжающееся следствие», «возможное желание анонимного донора яйцеклеток забрать детей» и на то, что «Следком не дал детдому поручения о возможности передачи детей родителям».

Дети как «вещдоки»

Близнецов удерживают в России как «вещественные доказательства», говорит в беседе с «Вот Так» адвокат Дмитрий Бартенев, представляющий интересы супругов Кууск. Они не являются ни обвиняемыми, ни даже подозреваемыми по делу врачей-репродуктологов.

Ранее Никулинский районный суд Москвы, рассматривавший дело о «торговле детьми под видом суррогатного материнства», три раза отказался заслушать Куусков в качестве свидетелей.

Джейсон Кууск и его дети. Фото из личного архива

За все это время Оскару и Софии разрешили увидеться с родителями всего один раз, несмотря на то, что их отец, Джейсон Кууск, с момента их появления на свет практически живет в Москве.

«Мы будем продолжать выступать за освобождение наших детей, которые являются гражданами Австралии. У них действительные австралийские паспорта. Наши дети лишены права по российскому законодательству общаться со своими родителями. Мне официально разрешили только одно свидание с нашими детьми, несмотря на то, что я находился в Москве в общей сложности 12 месяцев за двухлетний период», — рассказал Кууск в разговоре с «Вот Так».

В Департаменте труда и социальной защиты населения Москвы, руководство которого отвечает за содержание Оскара и Софии Куусков в детском доме, «Вот Так» отказались пояснить, почему близнецов не отдают родителям, и попросили направить письменный запрос.

«Дело врачей» и другие украденные дети

Помимо близнецов семьи Кууск, Россия держит в заложниках детей председателя парламентского комитета Республики Филиппины по стратегической разведке Фредениля Эрнаэса Кастро и его супруги Джейн Тан Кастро, а также сына филиппинского врача и бизнесмена Конрадо Потенсиано.

Cемья Потенсиано и их ребенок. Фото из личного архива

Аника и Артуро Кастро, а также Зандро Амброзио Потенсиано родились от суррогатных матерей в конце 2019 года и жили в одной квартире с няней в Подмосковье, ожидая приезда родителей.

В этой же квартире с няней жил еще один ребенок, рожденный суррогатной матерью для гражданина Филиппин Эдгардо Невады. У мальчика была родовая травма, в Морозовской больнице Москвы ему провели операцию на мозге, после чего выписали накануне Нового года. Однако 9 января мальчик внезапно скончался. Няня вызвала скорую помощь, вместе с которой приехали полиция и сотрудники пропагандистских СМИ.

История
Мама, я завис. Суррогатное материнство в России частично запрещено: биологические родители вывозят свои эмбрионы в Беларусь и другие страны
25.08.2023 06:30

После этого СК возбудил дело о торговле детьми, которое сразу стало медийным. Всего в нем 17 эпизодов, связанных с рождением 24 детей от суррогатных матерей на протяжении нескольких лет. Обвиняемыми по делу стали 10 человек: врачи, суррогатные матери и сотрудники «Росюрконсалтинга», сопровождавшие сделки с ними.

Трое фигурантов — переводчик «Росюрконсалтинга» Кирилл Анисимов, менеджер компании Валентина Чернышова и юрисконсульт Роман Емашев – признали вину и пошли на сделку со следствием. Их приговорили к срокам от 5 до 6 лет лишения свободы. Причем защита обвиняемых назвала эту сделкой странной и утверждала, что фигуранты признались в том, что и так разрешено законом:

«В чем суть этого признания, ни юристам, ни остальным обвиняемым, ни остальным медикам в стране непонятно. Потому что это легальная, официальная деятельность. Если этот прецедент состоится, может ли это дело стать базой для обвинения всех остальных? На сегодняшний день в России насчитывается 169 фирм, занимающихся суррогатным материнством. Наверное, все-таки сначала должно поменяться законодательство, а потом те, кто не перестроился, привлекаются к ответственности. А у нас эта деятельность продолжается и параллельно идет уголовное дело. И как это повлияет на судьбу остальных фигурантов и тех, кто занимается суррогатным материнством, непонятно. Здесь юриспруденция впервые сталкивается с таким нонсенсом, когда право идет впереди изменений закона», — недоумевал в интервью Business FM в сентябре 2020 года адвокат Игорь Трунов.

Справка
Только в декабре 2022 года Владимир Путин подписал закон, который запрещает услуги суррогатных матерей для иностранцев, а также для одиноких мужчин. С этого момента услуга суррогатного материнства стала доступна лишь россиянам, которые не могут иметь детей по медицинским показателям. На тот момент, когда дело репродуктологов было заведено, деятельность фирм, занимавшихся суррогатным материнством, считалась абсолютно легальной.

По версии следствия, при программах суррогатного материнства для экстракорпорального оплодотворения применялся генетический материал неустановленных лиц, а не иностранцев, которые заявлены как родители. Между тем генетические экспертизы доказали родство родителей и детей. Результаты этих экспертиз есть в распоряжении «Вот Так».

Лилия Панаиоти в Басманном суде Москвы, 15 июля 2020 года. Фото: Кирилл Зыков / Агенство «Москва»

День рождения в чужой семье

После того как полиция нашла детей Кастро и Потенсиано в подмосковной квартире, их отправили в Видновский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы.

Не так давно детей передали в приемные семьи, рассказал оставшийся на свободе главный фигурант дела Константин Свитнев, который еще в 2020 году уехал из России. Он отмечает, что детей передали без ведома их родителей и против их воли, а опека прикладывает все силы, чтобы как можно скорее завершить процедуру усыновления.

Если семье Кууск за это время удалось повидаться со своими детьми один раз, то ни Кастро, ни Потенсиано детей ни разу не видели. По словам Свитнева, родителям не разрешили передать им даже гостинцы, одежду и книги, а все посылки высылали обратно.

Новости
«Эта мера носит политический характер». Почему в России запретили суррогатное материнство для иностранцев
09.12.2022 14:17

Семьям Потенсиано и Кастро, также как и Куускам, ни разу не дали выступить в суде в качестве свидетелей по «делу врачей».

Для семьи Кууск — это первые дети, рожденные по программе суррогатного материнства. Тогда как у семьи Кастро в России родилось семеро детей по пяти программам суррогатного материнства. Пятеро уже находятся в семье с родителями, а двое — Аника и Артуро, — удерживаются в РФ.

У семьи Потенсиано в России родились четверо детей по трем программам. Конрадо Потенсиано 30 лет прожил с первой женой, но в 2015 году она умерла от рака. Сейчас он женился на другой женщине, ставшей мамой его трем детям, родившимся по программам суррогатного материнства в России и находящимся уже на Филиппинах. Маленького Зандро пока удерживают в РФ.

29 октября Аннике и Артуро Кастро исполнилось четыре года. 1 ноября столько же исполнилось маленькому гражданину США и Филлипин Зандро Амброзио Потенсиано. Эти дни рождения дети встретили в чужих семьях.

Новости
Суд в Москве приговорил к срокам до 19,5 года шестерых фигурантов дела врачей, которых обвинили в торговле детьми из-за сопровождения суррогатного материнства
03.11.2023 14:33

В Никулинском суде Москвы 3 ноября огласили приговоры в отношении директора Европейского центра суррогатного материнства Владислава Мельникова (19,5 года), эмбриолог Тараса Ашиткова (17,5 года), репродуктолога Юлианы Ивановой (16,5 года), акушера-гинеколога Лилии Панаиоти (16 лет), а также двух суррогатных матерей — Татьяны Блиновой (4 года с отсрочкой наказания) и Лилии Валеевой (10 лет).

Обвиняемых признали виновными в торговле людьми в составе организованной группы. Единственный оставшийся на свободе фигурант дела Константин Свитнев считает, что после вынесения такого приговора российские власти точно не отдадут детей родителям. При этом юрист Дмитрий Бартенев в разговоре с «Вот Так» подчеркнул, что «приговор ничего не меняет в судьбе детей, их по-прежнему обязаны передать на воспитание родителям».

Евгения Нежданова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное