vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Гибридная Реформация сверху. Как Католическая церковь свернула на «синодальный путь»

Папа Римский

Папа Франциск прибыл в Зал аудиенций Павла VI на встречу с работниками Ватикана и членами их семей. 22 декабря 2014 года. Фото: Alessandro Bianchi / Reuters / Forum

Католическая церковь в ближайшие годы может измениться до неузнаваемости. Этому способствует запущенный немецкими иерархами и папой Франциском «синодальный путь». Его суть парадоксальна: иерархи спрашивают мирян (а также представителей других религий и даже атеистов), какой должна быть Церковь, в каком направлении католикам идти. Задуманный в Германии и там же апробированный «синодальный путь» может привести к Церкви более демократической и соответствующей духу времени – говорят одни, или к секуляризации, расколу и окончательной дехристианизации – говорят другие.

Путь церковных реформ

Реформы, как правило, главное требование внешних людей к внутрицерковным делам. Перечень изменений зависит от предпочтений и идеологии.

Можно сказать, что изменения начались еще в 1960-е с того, что Папа Римский Иоанн XXIII созвал XXI Вселенский Собор, более известный как Второй Ватиканский. Итогом этого Собора стали публикация ряда неоднозначных документов, противоречащая Собору литургическая реформа и практически тотальный кризис в Церкви.

«За несколько лет до него мне казалось, что хаос достиг кульминации, но я жестоко ошибалась. Дьявол повсюду распространял невроз. Священники думали, что для них быть священниками недостаточно, что они должны заниматься чем-то еще. Монахини убегали из монастыря, священники женились. Многие священники своим поведением разрушали само понятие о священстве. Они называли себя “президентами ассамблеи” и прочими странными именами. Они отказывались носить любую одежду, которая была бы свидетельством их священства. Монахини сбрасывали рясы и переодевались во всё мирское, завивали волосы, носили чулки, курили, одевались нарядно. А ведь они давали обеты нестяжания, целомудрия и послушания!» – описывала ситуацию конца 1960-х – начала 1970-х эмигрантка первой волны Екатерина Колышкина де Гук Дохерти.

27 октября 2019 года. Месса в последний день Амазонского синода в Ватикане. Фото: Antoine Mekary / Godong / Universal Images Group / Forum

В ходе реформ конца 1960-х Католическая церковь отказалась от богослужебной латыни в пользу национальных языков и радикально изменила Литургию по римскому обряду (одному из более двух десятков в Католической церкви, но самому известному). С того времени Месса по всему миру разная – ее форма и содержание зависят от самовыражения и артистизма священника, а путешественники не могут «активно участвовать» из-за языковых преград. В понтификат Иоанна Павла II на Западе обряд причащения превратился в раздачу Причастия в руки из рук мирянки – до этого католики принимали Евхаристию коленопреклоненно и на язык, только из рук священника (такой порядок сохранился полностью только у традиционалистов). Как свидетельствует епископ Атаназий Шнайдер, после этого аналогичную практику переняли скандинавские лютеране.

При Иоанне Павле II проводились также эксперименты с инкультурацией Богослужений – под предлогом народных традиций в них вставляли элементы языческих культов. Финалом этого при Франциске стали языческие обряды в Ватикане в рамках Амазонского синода 2019 года, сочинение официальной молитвы индейскому божеству Пачамама, установка ее идолов на алтари.

Архиепископ Гранады Франсиско Хавьер Мартинес (четвертый слева) попросил прощения за предполагаемые сексуальные домогательства со стороны некоторых священников его архиепархии. Мартинес пролежал на полу несколько минут в начале Мессы 23 ноября 2014 года. Фото: Miguel Angel Molina / EFE / Forum

Всё это становилось причиной для отхода одних от Церкви (в православие, протестантизм или агностицизм) и возрастания консерватизма других верующих. Зародившиеся в 1980-х общины традиционалистов (Братство св. Петра, Институт Христа Царя, Институт Доброго Пастыря, а также имеющие сложный канонический статус лефевристы – Братство св. Пия Х) к нашему времени стали успешными и процветающими – в них множество семей с детьми, священников, семинаристов и монахинь. Вопреки ожиданиям многих, знаменитые своими строгими порядками, латынью и обилием молитв «тради» привлекают молодежь сильнее обычных католических приходов с их либерализмом и посиделками с гитарой. Поэтому на них ополчились иерархи.

Расцвет традиционалистов пришелся на понтификат Бенедикта XVI, снявшего все ограничения со служения Мессы по дореформенному обряду. Летом 2021 года папа Франциск фактически запретил совершать эту Литургию, в декабре того же года ужесточив требования. Всем организациям традиционалистов грозит разгром, если они не примут «прогрессивных» идей под видом некоего духа Второго Ватиканского Собора. Когда традиционалисты отвечают, что спиритизм не для христиан, а пресловутый «дух Собора» совершенно противоречит его букве (то есть официальным документам), им угрожают еще большими карами за непослушание священноначалию.

Анализ
Папа иного стандарта. Франциску исполнилось 85 лет
17.12.2021 22:03

Лидеры традиционалистов – кардиналы Рэймонд Бёрк, Робер Сара, Герхард Мюллер, епископ Шнайдер – при всем сопротивлении курсу Франциска совершенно ему лояльны, это «оппозиция его величества», не бунтующая, но смиренно просящая с «сыновним послушанием». Вероятно, единственными возмутителями спокойствия стали архиепископ Карло Мария Вигано – бывший нунций в США, активно разоблачающий иерархов-растлителей (близких к Франциску) и «бигфарму», а также историк Генри Сайр, исключенный за книгу-расследование «Папа диктатор» из Мальтийского ордена после потери им независимости.

Путь Бенедикта

После смерти Иоанна Павла II в 2005 году конклав избрал новым Папой немецкого кардинала Йозефа Ратцингера, который взял тронное имя Бенедикт XVI. Выдающийся богослов, которого даже называют «Моцартом теологии», он долгие годы возглавлял Конгрегацию вероучения, следя за сохранением доктрины и соблюдением канонов. «Бенедикт XVI – строгий Папа. Да, он не такой вселенский дипломат, вечный паломник и обаятельнейший духовный оратор, как Иоанн Павел II. Кажется, смысл понтификата Бенедикта XVI в том, чтобы понять, в чем, собственно, основа веры, особенно для молодых – в христианстве как таковом или в невероятном обаянии личности прошлого Папы», – отзывался о нем журналист Сергей Бунтман.

Активная борьба с педофилией и коррупцией, перефокусировка от личности Папы к сути христианства, значительный прирост числа верующих, священников и монахинь, явное благоволение Ватикана многочисленным растущим общинам традиционалистов (католиков, отвергающих литургические реформы 1970-х), успешные проекты по присоединению к Церкви бывших англикан, а также неудачные кадровые решения – таким был понтификат Бенедикта XVI. Своего рода период реформы реформ, мягкая попытка навести порядок.

Анализ
От «педофилии в Церкви» к «Церкви-педофилу». Как Папа Римский боролся с насильниками, но все видели обратное
03.02.2022 18:05

«То, что делает Бенедикт XVI, – это подготовка Церкви к ее завтрашнему дню. То есть сохранение консервативной функции Церкви, очищение ее от всех случаев беззакония, которые обнаружились, сохранение вероучения, изначального призвания Церкви. От Церкви начинают требовать многое из того, к чему она явно не приспособлена и не предназначена. Церковь оказалась объектом в медийном пространстве. Она становится важным институтом, который должен играть по правилам этого мира. Из стратегии поведения Бенедикта XVI вовсе не явствует, что он согласен с такими требованиями. Церковь должна действовать по своим законам, а то, что внешний мир не понимает и не принимает Церковь, это проблема другого порядка. Как ответить на эти настойчивые внешние требования? Я думаю, так, как это делает Бенедикт XVI – переводя разговор на свою тему и говоря о проблемах христианской веры вдумчивым, спокойным языком», – писал в 2012 году доцент Центра изучения религий РГГУ Алексей Юдин.

Папа Бенедикт XVI пьет пиво

Бенедикт XVI (справа) и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер в Ватикане празднуют 90-летие Папы на покое. Позади них личный секретарь Бенедикта XVI архиепископ Георг Генсвайн. 17 апреля 2017 года. Фото: AKM Images / Backgrid USA / Forum

Собственно, о том же говорит и сам Папа на покое в книге-интервью «Последние беседы»: «Я не мог начинать никаких долгосрочных дел. Я хорошо понимал, что моя задача иного рода, что я должен в первую очередь постараться показать, что означает вера в современном мире, возвратить вере в Бога центральное место и дать людям мужество верить, мужество очень конкретно жить верой в этом мире. Вера и разум – вот те вещи, в которых я видел свою миссию, и они не зависели от того, насколько долго продлится мой понтификат».

В понтификат Бенедикта XVI число католиков выросло на 12%, или на 139 млн человек. При Франциске этот рост снизился до уровня прироста населения, как было и при Иоанне Павле II, зато начался массовый исход верующих в Германии, Бразилии и других странах.

К настоящему времени оплотом традиционалистов стали США и Франция, реформистов – Ватикан и Германия.

Немецкий путь

Германия – важная страна для всех перечисленных епископов Рима. Иоанн Павел II еще до избрания Папой участвовал в послевоенном примирении Польши и Германии на уровне Церкви. Бенедикт XVI родился в Баварии и провел там половину жизни. На первый взгляд, у Франциска нет такой очевидной связи с Германией, но среди его ближайших советников – архиепископ Мюнхена кардинал Райнхард Маркс, а богатейшая конференция епископов Германии спонсирует многие инициативы Франциска (например, скандальный Амазонский синод). Кроме того, она финансирует через различные фонды и некоторые другие поместные Церкви (например, в России).

Церковь в Германии богата не сама по себе, а благодаря церковному налогу. Он существует с 1919 года и в данный момент составляет 8–9% от подоходного налога. Граждане Германии указывают свое вероисповедание (лютеране или католики), так эти деньги распределяются по церковным структурам. Если же кто-то официально отказывается платить налог, его считают вышедшим из Церкви и могут отказать в таинствах, даже если этот человек остался воцерковленным верующим. К отвергающим вероучение, открытым геям, второбрачным немецкие епископы лояльнее и милосерднее, чем к прихожанам, которые не хотят финансировать их инициативы.

Но статистика неутешительна: в 2013 году официально перестали быть католиками 178 805 человек, в 2014-м – 217 716, в 2015 году перестали платить церковный налог 181 925 немецких католиков, в 2016 году Католическую церковь официально покинули 162 000 немцев, в 2017-м – 270 000, в 2018 году – 216 078 человек, в 2019 году – 272 771 человек, в 2020-м – 221 390. Таким образом, за восемь лет правления Франциска число католиков в Германии снизилось как минимум на 1 720 685 человек – из 22,6 млн. И это не считая смертей. И только по официальным данным, отчасти округленным. Впрочем, у либеральных лютеран ситуация еще хуже.

В родной для Франциска Латинской Америке тоже произошел исход. Например, в Аргентине при нем количество католиков уменьшилось на 10%, в Уругвае число верующих католиков снизилось за последние 20 лет на 28%. В Бразилии с 2012 по 2016 год число верующих католиков внезапно упало на 14,6%. После публикации этих сведений бразильский епископ Ульрих Штайнер заявил, что «число людей, готовых бороться за справедливость, является более важным, чем процент католиков».

В Германии с массовым исходом паствы и нехваткой священников решили бороться такими же своеобразными методами.

Известно, что молодым немцам отказывают в принятии в семинарии, помощники епископов советуют немногочисленным семинаристам жить обычной жизнью, не молиться и реже ходить на мессу. По всей стране есть негласный запрет на прием иностранных кандидатов в священники. Молодым священникам не платят нормальную зарплату – их продолжают содержать как семинаристов. Они также обязаны участвовать в тренингах, организованных мирянками, которые запрещают молодым священникам служить мессу или молиться по бревиарию (часослов), поскольку это будто бы «проявления клерикализма, дискриминирующие» этих женщин.

Зачастую епископы снимают священников с приходов, отправляя их капелланами в бундесвер, на учебу, в другие страны либо запрещая в служении или увольняя на пенсию намного раньше срока (например, в 45 лет). Бывает, что священники в итоге идут на биржу труда, порой епископы судятся с ними, в том числе в Ватикане, а проиграв процесс, не исполняют решений суда, подавая на апелляцию или затевая новую длительную тяжбу.

Пасторальный референт Брижит Шмидт самовольно благословляет союз Ральф-Майкла Бергера и Андреаса Хельфриха в католической церкви в Кельне. 10 мая 2021 года. Фото: Thilo Schmuelgen / Reuters / Forum

Затем епископы сокращают число приходов – из нескольких общин создают одну большую (не всегда исходя из географической близости, иногда приходы берутся в разных частях города). Затем руководство епархии говорит: один настоятель не в силах управлять таким большим приходом, необходимо создать команду (Pastoralteam) из священника и десятка мирян, которая и будет коллективным «настоятелем». В итоге такие приходские советы большинством голосов передают функции священника самим себе или другим мирянам. Так, в Трире планировали из 887 приходов сделать 35 – все под управлением мирян. Эта идея, которую активно продвигал в Берлинской епархии кардинал Райнер Мария Вёльки, существует минимум с 1992 года, когда глава иезуитов в Германии о. Вольфганг Зайбель SJ призывал к борьбе со старой моделью Церкви (иерархической) ради новой («демократической»).

На стороне епископов в этой необъявленной гражданской войне работают организации, которые требуют дальнейших реформ, – Центральный комитет мирян (ZdK), «Мария 2.0» и другие. Они добиваются протестантизации Католической церкви, изменения доктрины и отмены практически всех правил. Почему борцам с католической идентичностью не перейти попросту в протестантизм – вопрос, которым задаются консерваторы, но ответа на него не получают.

Новости
Патриарх Кирилл и папа Франциск встретятся в 2022 году. Они обсудят гонения на христиан
22.12.2021 13:10

При этом, как отмечают даже либеральные наблюдатели, «для церкви Швеции, Англии, лютеранской церкви Германии и многих других ответвлений европейского христианства религиозное послание стало формой ведения политики левого крыла, движения за разнообразие и проектов социального обеспечения». Тот же путь предлагают католикам?

Синодальный путь

В 2019 году немецкие епископы вместе с ЦК мирян запустили двухлетний «синодальный путь». Предполагалось, что на нем обсудят сексуальные злоупотребления духовенства, образ жизни священников, трудности с принятием норм в области сексуальной нравственности, старение церковной общины.

На открытии «синодального пути» кардинал Маркс сказал: «Синодальный путь – это приглашение изменить перспективу и научиться. Не существует духовного пути покаяния без признания собственных ошибок, кризисов и нанесенных ран. Не может быть начала пути, не может быть никакого нового начала, никакой новой евангелизации без смены направления».

Как именно сменится направление, Маркс не уточнил. Но отметил, что «синодальный путь» «включает и критический взгляд на осуществление церковной власти». Правда, это не означало, что он готов признать свои догматические и архипастырские ошибки, уйти в отставку или же критиковать Франциска.

После запуска «синодального пути» секретарем конференции епископов стала мирянка, «во многом согласная» с требующими рукоположения женщин, немецкие теологи и епископы утверждали, что Церковь «вряд ли сможет уклоняться от признания гомосексуальных партнерств», а в епархии Оснабрюк мирянкам разрешили проповедовать. Кроме того, архиепископ Гамбурга Штефан Гессе призвал обсудить возможность рукоположения женщин, а ЦК мирян заявил, что на синодальном пути не нужно больше молиться: «Тот, кто думает, что Святой Дух действует исключительно через форму молитвы или выражение определенной духовности, считает оскорбительно».

На «синодальном пути» обсуждали: отмену безбрачия духовенства, отмену священства как такового, рукоположение женщин, однополые браки, радикальное изменение отношения к сексуальным грехам. Наконец, 10 мая в Германии прошла акция «Любовь побеждает», в которой порядка 200 священников вопреки доктрине и окликам Конгрегации вероучения пытались обвенчать однополые пары. Запретов в служении и иных санкций не последовало. Более того, Франциск отказался отправить в отставку кардинала Маркса.

«Папа Франциск высоко оценил эти мероприятия, которые он тесно ассоциирует с разработанной им концепцией соборности», – свидетельствует епископ Лимбурга Георг Бётцинг (нынешний председатель конференции епископов Германии). «Папа Франциск призвал нас продолжать идти по избранному нами “синодальному пути”, открыто и честно обсуждать вопросы и давать рекомендации для изменения способа работы Церкви. В то же время он призвал Церковь в Германии помочь сформировать путь синодальности, который он провозгласил в отношении Синода епископов в 2023 году», – говорил Бётцинг.

Трое мирян из епархии Эссена обратились в Конгрегацию вероучения за разъяснениями – немецкие епископы уже совершили раскол или еще только на грани? Ответа они так и не получили. Как и четыре кардинала пятью годами ранее, которые опубликовали Dubia – исправления богословских ошибок Франциска на тему семьи и брака.

О том, что «синодальный путь» чреват церковным расколом, говорили Папа на покое Бенедикт XVI («Это затмение Бога»), кардиналы Сара, Пелл, Руини, Вёльки, множество других иерархов – но только епископ Вадуца Вольфганг Хаас официально отказался проводить этот путь в своей епархии.

Справка
Начиная с октября-ноября 2021 года «синодальный путь» должен пройти во всех поместных Церквах и епархиях, затем будет этап континентов, и всё должно завершиться в октябре 2023 года на синоде в Риме.

В подготовительном документе говорится, что «Синодальный путь заключается в консультации с Народом Божиим в поместных Церквах. Поскольку соборная (синодальная) Церковь – это Церковь, которая проходит совместный путь, каждой поместной Церкви предлагается ответить на вопрос о том, каким образом он реализуется в этой конкретной Церкви и какие шаги побуждает Святой Дух сделать ради того, чтобы этот совместный путь развивался».

Напрашивается аналогия с пилотом, который спрашивал бы пассажиров, как правильно управлять самолетом и лететь ли ему заданным курсом или как-то иначе. А папа Франциск прямо сказал, что нужно «идти к синодальной Церкви», создавать «иную Церковь».

Архиепископ Павел Пецци спрашивает у верующих, в каком направлении двигаться Католической церкви. На снимке – Пецци (третий слева) вместе с апостольским нунцием в России, архиепископом Челестино Мильоре и государственным секретарем Ватикана кардиналом Пьетро Паролином перед Мессой в соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. 21 августа 2017. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Forum

По этому пути уже идут и в России. Так, молодежный центр архиепархии Божией Матери в Москве позвал протестантов, мусульман, буддистов, язычников и атеистов вместе решить, какой будет синодальная церковь, в каком направлении католикам идти. Следом за ними подобное предложение представителям всех конфессий разослал архиепископ Павел Пецци, который обычно предпочитает говорить о «синодальном процессе» – во избежание ассоциаций с ситуацией в Германии. Между тем одни участники этого процесса из числа номинальных католиков не возражали против «Рождества без Иисуса», а другие сами признаются, что участвуют в «синодальном пути» из привычки к активизму или для преодоления личного кризиса веры.

«Синодов становится всё больше и больше, – говорит епископ Шнайдер. – Для меня это знак. Там, где недостает веры, любви к молитве, делам покаяния и непосредственной евангелизации, епископы и служащие Святого Престола развивают бешеную активность: синоды, документы, бесконечные мероприятия. Одна из таких встреч продолжалась неделю и закончилась документом, который – по крайней мере в нашем регионе – не прочитал потом ни один человек. Эта встреча стоила Церкви $250 000. Только представьте! Фактически пустили $250 000 на ветер. Все эти бесконечные встречи и ассамблеи – на это уходит столько денег, что просто поверить невозможно. Я считаю, что тратить так много денег [вместо помощи бедным] – это грех. Но похоже, что под предлогом “синодальности” такие встречи будут проводиться всё чаще и чаще».

Иван Алексеев

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное