vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Искусствоведы в погонах. В России впервые оштрафовали СМИ за «дискредитацию» вооруженных сил

Судебное заседание по делу “Вечерних ведомостей” в Екатеринбурге. Фото: Вечерние ведомости / Telegram

Екатеринбургскому изданию «Вечерние ведомости» вменили сразу 54 факта «дискредитации» российской армии. Несколько дней назад СМИ уже оштрафовали по этой же статье на 150 тыс. рублей — это первый зафиксированный случай, когда статья о дискредитации (20.3.3 КоАП РФ) применяется к СМИ. Корреспондент «Вот Так» Елена Шукаева побывала на знаковом судебном заседании и поговорила с редакцией оштрафованного издания.

Первый протокол в отношении «Вечерних Ведомостей» составили еще в конце апреля: в нем речь шла о том, что учредитель издания — компания «Техноторг» — разместил в телеграм-канале ve4ved публикацию о задержании екатеринбургского уличного художника Леонида Черного (Егора Ледякина. — Ред.). Задержали его, судя по всему, за то, что он расклеивал на улицах Екатеринбурга антивоенные стикеры. Полицейские решили, что журналисты «Вечерних Ведомостей», написавшие об этом, также причастны к дискредитации Вооруженных сил РФ.

«ГРУ-2» и «Пизет»

3 июня в небольшом зале Кировского районного суда было в буквальном смысле не протолкнуться из-за журналистов, проявивших интерес к делу. Главные действующие лица процесса — директор СМИ Гузель Аиткулова, адвокаты Георгий Краснов и Ольга Авдеева, составившая протокол инспектор Марина Назарова и судья Кристина Упорова, которая известна тем, что именно она еще в 2016 году арестовала блогера Руслана Соколовского за игру в Pokemon Go в одном из храмов города.

В самом начале заседания адвокат «Вечерних Ведомостей» Георгий Краснов заявил, что юрлицо не признает свою вину: он попросил приобщить к делу документы о доставлении уличного художника в отделение полиции, а также официальный ответ Министерства обороны, в котором говорится, что символы Z и V не несут никакой специальной нагрузки в контексте военных действий в Украине.

Интервью
«Мою родину дискредитировали». Мать-одиночка зашила себе рот, выступив против войны, и теперь ждет суда
10.05.2022 15:25

Инспектор Назарова, в свою очередь, пояснила, что на наклейках была фраза «Груз 200» и матерное слово, написанное через латинскую букву Z. Основная претензия к СМИ как раз и состоит в присутствии этой буквы на фотографии, которая иллюстрирует новость.

Позиция стороны защиты состояла в том, что изображение наклеек в телеграмм-канале предварительно отредактировали. «Там не было фразы “Груз 200” и нецензурного слова, как указано в протоколе, зато там имеются надписи “ГРУ-2” и “Пизет”, все остальное — домыслы должностного лица, составившего протокол», — заявила сторона защиты.

«Не могу пояснить»

Вопросы возникли и к доказательной базе: так, в качестве одного из аргументов сторона обвинения привела скриншот публикации российского Министерства обороны в инстаграме — поскольку там присутствовала буква Z, это должно было говорить о принадлежности символа ВС РФ. Защита напомнила, что Instagram заблокирован на территории России, а компания Meta, которой он принадлежит, и вовсе входит в реестр «террористических организаций».

«Мы считаем, что повод и основание составления протокола надуманы. Нельзя штрафовать за использование какой-то буквы, нормативно-правовой статус которой законодательно не закреплен. По нашему мнению, дело подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения», — сказала во время заседания Авдеева.

История
Челябинку судят за репосты «Медузы» и «Медиазоны». Она пыталась соблюсти закон, но получилось только хуже
01.06.2022 15:48

Адвокат Краснов несколько раз в разных формах пытался выяснить у сотрудницы полиции Назаровой, как она понимает смысл злополучных наклеек, какое отношение они имеют к российской армии и почему это все вместе толкуется в негативном ключе.

Сотрудница полиции Назарова в Кировском районном суде. 3 июня 2022 года. Фото: Вечерние ведомости / Telegram

— Данная буква используется на специальной военной технике, задействованной на территории Украины. В данном действии я вижу дискредитацию, потому что груз 200, наверное, не совсем радостное и веселое событие, — пробубнила сотрудница.

— Конкретно отвечайте: что вы подразумеваете под грузом 200, — вмешалась в диалог судья.

— Тело умершего военнослужащего, — продолжила Назарова.

— Я не понял, это какой-то определенный военнослужащий? — уточнил адвокат.

Это не обязательно военнослужащий. Просто умерший человек, — ответила Назарова.

— И неважно, с какой стороны?

— Неважно.

— Тогда объясните, если это любой человек, почему вы пришли к выводу, что это пожелание смерти именно солдатам РФ? — снова спросил Краснов.

— Не могу пояснить.

Адвокат Георгий Краснов в суде. Фото: Вечерние ведомости / Telegram

Разговор адвоката и сотрудницы полиции продолжился: Краснов решил также прояснить позицию Назаровой по поводу второго стикера со словом «пиZдец». Он поинтересовался, почему, с точки зрения обвинения, эта надпись относится именно к российской армии.

— Мое мнение, что здесь [это слово употреблено] в отношении вооруженных сил Российской Федерации, — коротко отметила Назарова.

При этом Назарова подтвердила, что никакой экспертизы в отношении изображения не проводилось, а самого создателя наклеек, художника Леонида Черного, о его изначальном замысле никто не спрашивал. Как можно заключить из материалов дела, показанных в суде, самому художнику обвинение в дискредитации ВС РФ также не предъявлялось: уголовное преследование Егора Ледякина осуществляется по статье 214 УК РФ «Вандализм».

«Прошу защитить право СМИ сообщать о фактах»

На заседании с большой речью выступил адвокат Краснов.

«Мы рассматриваем с вами сегодня не наклейки, не художника Леонида Черного, мы рассматриваем фактически право СМИ на информирование граждан. Я полагаю, что закон и Конституция это право безусловно гарантируют. Суть этой новости — в том, что задержан уличный художник, и СМИ как институт гражданского общества в полном праве и даже обязано сообщать о причинах задержания. Я бы свел дело не к вопросу о букве Z, а о том, есть ли такое право у СМИ у нас в Свердловской области — сообщать сухие факты, информировать население? Я полагаю, что правильный ответ — конечно же, да», — сказал Краснов.

Он подчеркнул, что в новости, которую опубликовали журналисты, речь шла о задержании и его причинах, а не о вооруженных силах или «специальной военной операции», как требуют называть войну в Украине российские власти.

«Я думаю, что все коллеги-журналисты, находящиеся здесь, немного вздрагивают от того, что они, сообщая какую то новость, имеют риск обанкротиться и закрыться. Почему органы полиции должны выступать за искусствоведов? Либо это должен был сделать эксперт, либо это должен был сказать сам автор», — резюмировал адвокат.

история
«Девочка-припевочка-экстремистка». Монолог жительницы Иркутска, жизнь которой разрушили из-за комментария во «ВКонтакте»
30.05.2022 20:16

Под занавес заседания высказалась и директор «Вечерних ведомостей» Гузель Аиткулова.

«Выступая здесь, я хочу защитить право журналистов на нашу профессиональную деятельность. Если СМИ или какой-то журналист пишет об убийстве, означает ли это, что он тоже является соучастником убийства? Вне зависимости от преследований со стороны полиции я хочу сказать, что пока есть русский язык, будут и русскоязычные журналисты, поэтому попытка заткнуть рот нам и нашим коллегам не удастся», — сказала она.

Аиткулова также подчеркнула, что после того, как в России приняли законы о дискредитации Вооруженных сил РФ, «Вечерние ведомости» вообще никак не освещали военные действия, которые разворачиваются на территории Украины.

Несмотря на все доводы, судья Упорова признала учредителя СМИ виновным в нарушении законодательства и назначила изданию штраф 150 тыс. рублей. Причем КоАП предусматривает наказание по этой статье для юридических лиц от 300 до 500 тыс. рублей. Впрочем, по словам Аиткуловой, даже вынесенного решения достаточно, чтобы поставить издание «на грань выживания».

В тот же день директор «Вечерних ведомостей» перед самым заседанием получила вторую повестку с требованием явиться в отдел полиции. Сегодня, 6 июня, стало известно, что изданию вменяют еще 54 факта «дискредитации» российской армии. Впрочем, все они объединены в один протокол.

Аиткулова надеется, что все ограничится одним процессом и, как следствие, — одним штрафом.

«Как это будет выглядеть в правоприменении, пока непонятно. На мой взгляд, это какая-то месть, так как все эти материалы как будто бы были обнаружены 30 мая. За три дня до этого в телеграмм-канале, за посты которого нам вменяют, было опубликовано видео, как полицейские сажали на снег екатеринбуржцев. Я связываю это с вероятной местью за публикацию этого видео», — заявила директор издания.

По ее мнению, речь идет о цензуре — о запрете писать, что российские граждане чем-то недовольны.

Елена Шукаева для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное