vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Когда перестанут вырубать леса и жечь уголь? Итоги первой недели саммита в Глазго

Девочка с игрушкой льва в Глазго

Девочка с игрушечным львом на пятничном марше «За будущее Шотландии» во время климатического саммита в Глазго. 5 ноября 2021 года. Фото: Jane Barlow / PA Images / Forum

Еще не провал, но уже и не триумф. Мировые лидеры отвыступали и отсовещались в Глазго, приняв несколько важных и не приняв много еще более важных соглашений. Разбираемся в удачах и поражениях первой недели климатического саммита, который уже назвали самым элитным и самым «белым» в истории COP.

ЧТО УДАЛОСЬ

Несмотря на предшествующий скептицизм наблюдателей, саммит в Глазго принес несколько важных соглашений по предотвращению климатического кризиса.

131 государство присоединилось к договору о прекращении вырубки лесов к 2030-му году. Подписавшие его страны – Бразилия, Канада, Россия, Китай, Индонезия и другие – совокупно покрывают 90% всего мирового лесного массива. Интересно, что Беларуси, одной из самых лесистых стран Европы, в этом списке нет. По словам министра лесного хозяйства, в стране «нет такой проблемы» – за последние пять лет, по данным ведомства, процент лесистости в Беларуси вырос на 1,4%.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон приветствует премьер-министра Швеции Стефана Лёвена в первый день саммита в Глазго. Швеция входит в двадцатку самых лесистых стран мира: леса покрывают 69% ее территории. Фото: POOL / Reuters / Forum

Россия же на теме лесов делает особый акцент. А именно на том, чтобы ее лесной покров был уже сейчас признан вкладом страны в решение климатического кризиса. В своем заранее записанном видеообращении, Владимир Путин заявил, что Россия, на территории которой расположены 20% мировых лесов, принимает «самые серьезные и энергичные меры для их сохранения». А Сергей Иванов, специальный представитель президента РФ по природоохранной деятельности, заявил в интервью Первому каналу, что Россия благодаря своим лесам «уже сейчас является экологическим донором планеты».

Однако эта, во многом пассивная, стратегия помогает отсрочить реальные изменения и оправдывает планируемое наращивание (а не снижение, как об этом молит ООН, ученые и активисты) РФ вредных выбросов в ближайшие годы. По официальной оценке российского Гринпис, «поглощение не должно заменять действия по сокращению выбросов в секторах, где они происходят». Как считают российские экологи, «уповать» на леса без изменений в «грязных» сферах (энергетика, промышленность, транспорт) нет смысла. В первую очередь, потому что CO2 выбрасывается в атмосферу в разы быстрее, чем леса успевают его перерабатывать.

Анализ
Климатический саммит в Глазго. Что это значит для планеты и чего будет добиваться Россия
31.10.2021 08:00

Еще одним важным результатом стало соглашение по сокращению выброса метана на 30% до 2030-го года, подписанное 105 странами. Метан – второй главный виновник глобального потепления после углекислого газа. Источниками его выброса являются сельское хозяйство (в частности отходы жизнедеятельности скота), нефте- и газовая промышленность и мусорные свалки. Россия, Китай, Индия и Иран, входящие в список крупнейших эмитентов этого газа, договор не подписали.

К успехам Глазго можно отнести и обещание рекордных инвестиций частного сектора. Банки, инвесторы и страховые компании из Глазгианского финансового альянса по достижению чистого нулевого уровня выбросов (GFanz) обязались выделить 130 триллионов долларов на сокращение вредных выбросов и инвестиции в переход к «зеленой» экономике.

ЧТО ПОКА НЕ РЕШЕНО (ИЛИ РЕШЕНО ЧАСТИЧНО)

Больше четверти всего углекислого газа приходится на сжигание угля. Отказ от него – одно из главных условий для сдерживания глобального потепления. Британские чиновники как организаторы саммита очень надеялись «отправить уголь в историю» именно в Глазго. Пока не вышло.

Обязательство отказаться от этого ископаемого подписали 40 стран, в том числе впервые такие серьезные добытчики, как Польша, Украина, Канада, Вьетнам и Чили. Крупные экономики должны будут это сделать до 2030-го года, развивающиеся страны – до 2040-го. Но без вклада таких гигантов угольной индустрии, как США, Китай, Австралия и Индия, никакого конца эры не будет. А эти страны к соглашению пока не присоединились.

Участница саммита в Глазго из Мали

Делегатка из Мали в конференц-зале саммита. 5 ноября 2021 года. Фото: Phil Noble / Reuters / Forum

«То, что США отказываются от обязательств по соглашению, не значит, что они никогда не откажутся от угля в ближайшем будущем», – считает кандидат географических наук и эксперт по климатической политике Мария Фалалеева. По данным 2019-го года, 23% энерговыработки США приходится на уголь. В индустрии работает около 42 000 человек. «Здесь вполне может быть выжидательная тактика. То есть если ты подпишешься, то вроде надо что-то делать. Для США это большая индустрия и они, возможно, пока не готовы», – отмечает Фалалеева.

Другое дело, что времени готовиться уже нет. Чтобы температура не поднялась выше чем на 1.5 градуса до конца столетия, глобальные выбросы парниковых газов должны сократиться наполовину до 2030-го года, а полная углеродная нейтральность – наступить до 2050-го года.

Эти дедлайны выбраны не случайно, подчеркнула эксперт Мария Фалалеева: «Это научный факт, рассчитанный на основании того, какое уже количество парниковых газов выброшено в атмосферу, какое еще планируется выбросить. Парниковые газы определенное время остаются в атмосфере. То есть если мы завтра прекратим на 100% выбрасывать CO2, это не значит, что изменения климата остановятся. Потому что то количество парниковых газов, которое мы уже навыбрасывали, остается в атмосфере». Чтобы это отрегулировать и выставлены такие сроки.

Мировые лидеры закусывают ресурсами планеты

Один из перформансов в Глазго во время саммита: мировые лидеры за столом с ресурсами планеты. 5 ноября 2021 года. Фото: Russell Cheyne / Reuters / Forum

Но большинство стран сами себе выставляют гораздо менее амбициозные цели. Согласно сентябрьскому докладу ООН, к 2030-му году вредные выбросы углекислого газа увеличатся на 16% по сравнению с 2010-м.

Поэтому к провалам COP26, хоть и известным до начала встречи, также отнесли отсутствие таких крупнейших «загрязнителей» планеты как Китай и Россия. «У [Путина] тундра горит», – сказал президент США Джо Байден в своей речи в Глазго. «У него серьезные проблемы с климатом, но он ни слова не говорит о желании что-то сделать». По рейтингу исследователей из Climate Action Tracker Россия относится к группе стран, которые делают «критически недостаточно» для предотвращения климатической катастрофы (наряду с Ираном, который к Парижскому соглашению вообще не присоединился). Сами США – в категории «недостаточно».

Новости
В России за сутки площадь лесных пожаров увеличилась более чем в 17 раз
06.11.2021 12:32

СЛИШКОМ «БЕЛЫЙ» САММИТ

В элитарности и лицемерии саммит обвинили как представители прессы, так и отдельные политики. Активисты из Коалиции COP26 считают, что мероприятие оказалось самым «белым и богатым» из-за чрезвычайно плохого менеджмента. Для многих представителей «глобального юга», который от климатических изменений пострадает в первую очередь, поездка в Глазго и шанс быть услышанными оказались невозможны: из-за цен на перелеты и жилье, трудностей с визами и постоянно меняющихся ковидных ограничений по въезду в Великобританию.

На этом фоне пышные ужины с королевской семьей и избыточные привычки политических лидеров не остались без внимания. Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор возмутился, что «самые влиятельные страны мира увеличивают добычу топлива, одновременно с этим проводя саммиты по охране окружающей среды. И прилетают туда на частных самолетах». Сам Обрадор известен тем, что пользуется коммерческими авиарейсами. Даже когда летит на встречу с американским президентом.

Частные самолеты в аэрпорту Глазго

Частные самолеты в аэропорту Глазго Прествик во время климатического саммита. 2 ноября 2021 года. Фото: Dylan Martinez / Reuters / Forum

Об экологическом неравноправии и ожиданиях уязвимых к климатическим изменениям стран в своей сильной речи высказалась и премьер-министр Барбадоса Миа Моттли. Обращаясь к собранию самых влиятельных политиков в мире, она призвала их приложить больше усилий и не дать глобальной температуре подняться выше чем на 1.5 градуса до конца столетия. Повышение на два градуса она назвала «смертным приговором» для уязвимых наций:

«Что мы должны сказать своим людям? Людям живущим на линии фронта в Карибском бассейне, в Африке, в Латинской Америке, в Тихом океане, когда ни амбиций, ни некоторых очень важных лиц нет в Глазго. Какое у нас оправдание для провала?»

Моттли также напомнила, что страны первого мира в лице правительств и корпораций до сих пор не сдержали обещания финансовой поддержки «глобального юга».

После того как главы государств разлетелись на джетах по домам, эксперты и политики ранга пониже продолжат договариваться и искать компромиссы до конца следующей недели. Теперь от их работы зависит, назовут ли саммит в Глазго провалом.

Татьяна Реут для “Вот Так”

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное