vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Посылки из Чернобыля. Чем опасно мародерство и что делать солдатам

Российский военный на территории Чернобыльской АЭС, 24 марта 2022 года.
Российский военный на территории Чернобыльской АЭС, 24 марта 2022 года.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Russian Look / Forum

Российские войска захватили Чернобыльскую АЭС и 30-километровую зону вокруг нее в первый же день войны. Оставив их в начале апреля, они, по свидетельствам очевидцев, вывезли с ЧАЭС, из Припяти и Славутича все, что смогли – технику, посуду и так далее. Иван Алексеев вновь поговорил с радиационным биологом, на этот раз о том, чем для солдат чревато рытье окопов в Рыжем лесу, а для окружающих – посылки из Чернобыльской зоны.

Рыжий лес умер 26 апреля 1986 года, приняв на себя большую дозу радиации, оттого и порыжел. Чем опасно рытье окопов в этом лесу спустя 36 лет после катастрофы?

Вокруг Чернобыльской АЭС высажен хвойный лес, там песчаные почвы и он хорошо растет. Если на лиственные деревья попадает радиация, их листва опадает и дерево не погибает. А хвойные деревья не сбрасывают иглы и принимают облучение внутрь, стоят с ним и год, и два, и 30 лет, и больше.

Лес погиб, были разговоры, что с ним делать. Ученые сказали, что стоит обсадить свежим лесом, а тот не трогать – пускай себе внутри умирает. Но было много разных программ, и нашлись люди, которые пролоббировали закапывание леса. Так облучение получили и исполнители, и техника. Захоронили этот лес на метр глубиной, не учитывая уровень поднятия воды весной.

Станцию обсадили новым лесом. С водой и снегом радиация уходила в почву, а со свежей травой поднималась обратно. Копая окопы в местах захоронения радиоактивного леса, солдаты могли получить высокие дозы облучения, потому что этот лес очень высокоактивный. И один солдат мог получить смертельную дозу, а другой незначительную – так «пятнисто» оседали радионуклиды из горящего реактора.

Табличка с надписью “Рыжий лес” в Чернобыле. Украина, 2015 год. Фото: Pauletto Francois / ABACA / EAST NEWS

То есть здесь было только внешнее облучение?

Они и радиоактивной пыли сильно наглотались. Тяжелая техника поднимала радиоактивную пыль, она оседала на коже, слизистых, на одежде и оружии, волосах, обуви и машинах. Кроме того, эти отряды где-то жили, ели, ходили в туалет. То есть они получали облучение не только от внешних источников и дышали радиоактивной пылью, они загрязненными руками держали столовые приборы, продукты, прикасались к лицу и другим частям тела, в том числе в туалете.

Еще что касается еды. Для ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы рассчитывали питание, чтобы в еде было достаточно калия и кальция, так цезий и стронций не будут усваиваться. Если калия и кальция не поступает, а человек наглотался стронция и цезия, он 300 лет будет фонить. Стронций откладывается в костях и не выводится, а цезий – в мышцах, сосудах, внутренних органах, он со временем может частично выводиться, но будет много лет облучать организм изнутри.

Анализ
Бесконечная цепочка рисков. Чем грозит захват ЧАЭС
25.02.2022 22:16

Его можно выводить самостоятельно?

Частично. Хотя бы один месяц почистить ЖКТ – пить сорбенты, например полисорб или активированный уголь (одна таблетка на 10 кг веса). Еще нужно хорошо питаться и пить витамины, потому что сорбенты выводят и нужные минеральные вещества.

А так – все те же правила: ничего с собой не брать из Чернобыльской зоны, всю одежду и обувь сменить – всю целиком! Обязательно очень тщательно помыться и полностью побриться (из волос радиация не выводится), а сбритые волосы захоронить в могильнике. Одежду тоже снимать не просто так, а выворачивая, чтобы внешняя, загрязненная часть не соприкасались с телом. И даже ни одного шнурка не взять с собой, всё должно остаться в могильниках.

Есть много свидетельств того, что российские солдаты вывозят из Чернобыльской зоны технику и вещи, пересылают родным. Насколько это опасно для службы доставки, почты и получателей?

Если паковали в чистый ящик, то нет вреда от посылки для работников почты и доставки – пыль остается внутри и при пересылке загрязнения не происходит (разве что в малых дозах). А вот если упаковка была тоже из радиоактивной зоны, тогда конечно. И адресат получит источник облучения. Представьте, забирает мама или жена этого солдата на почте какую-то посылку, открывает – вся пыль осыпается у нее дома. Саму вещь она, может, даже протерла тряпочкой, но не утилизировала эту тряпку в упаковке, а положила в ванной и продолжает использовать. Вот и получается, что солдаты облучились сами, потом растащили радиацию по пути в часть, оставили в ней, да еще домой отправили.

Общий вид на Чернобыльскую АЭС. 7 марта 2022 года. Фото: Rex Features / East News

Я вообще не понимаю, зачем они оттуда тащат вещи, ведь нет уже дефицита, когда ничего не достать. Или они из малых городков, где никакой работы нет, и поэтому идут в наемники? Или им платят меньше обещанного?

Репортаж
«Фон в 400 раз выше нормы». Челябинцы около года ходили по зараженному радиацией тротуару
24.11.2021 19:24

А эти вещи можно как-то дезактивировать?

Одежду, обувь, ковры, технику, скатерти, чайники – нельзя. Всё это не дезактивируется, раньше такое оставалось в зоне и захоранивалось в специально оборудованных могильниках. Когда людям из Припяти разрешили вернуться и взять ценные вещи, они начали тащить видики, телеки, шубы, ковры – город был небедный. Все это было запрещено, и на каждом КПП были горы этой разбитой техники и разрезанных ковров и шуб. Со станции не такое грязное, но и там этими вещами долго пользовались.

Если простым языком, что грозит облученным?

Многие ликвидаторы аварии в 1986 году кроме комплекса различных заболеваний еще страдали от импотенции. Пока работали в Чернобыльской зоне, получали хорошую зарплату, а как ушли оттуда и болезни проявились – ни денег уже не приносит, ни как мужчина… Большинство семей распадалось. Кто не становился импотентом, у того были проблемы с зачатием детей, а если рождались дети, то нередко мертвые или больные.

Еще радиация очень сильно воздействует на психику – страдают мозг и нервная система. Проще говоря, крышу сносит у людей. Как минимум посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) появляется. А от сильного облучения возможен рак любого органа.

Я не знаю, были ли там войска химзащиты, замеряли ли радиацию, мыли ли солдат и технику. Но техника перепахала грунт, на ней много пыли и ее нельзя было выводить за пределы Чернобыльской зоны – как дезактивируешь танк? При мытье вся радиоактивная грязь проникает внутрь. Поэтому вся техника, использовавшаяся в зоне при ликвидации катастрофы, осталась там.

Российская бронетехника рядом со знаком, предупреждающим о высокой радиации. Вышгородская область, Украина. 24 марта 2022 года. Фото: Komsomolskaya Pravda / Russian Look / Forum

Была тогда еще такая история: в 1986 году ставили палатки для ликвидаторов-солдат, после смены взвода меняли палатку. Но даже поверхностный слой почвы не снимали, просто ставили на него новые палатки для новых солдат. Конечно, они облучались. И это было не в Рыжем лесу даже, как сейчас.

Обзор
Выброс рутения-106: что известно три года спустя
25.09.2020 19:49

Допустим, среди тех военных на ЧАЭС были профессионалы в радиационной безопасности. Что они должны были сделать помимо дезактивации и захоронения вещей, одежды, техники, волос?

Проверить здоровье солдат, узнать, сколько они получили радиации. И важен индивидуальный подход после обследований – кому-то переливание крови нужно, кому-то что-то другое. За солдатами, ликвидировавшими последствия аварии на «Маяке» в 1957 году, наблюдал целый институт. Их обследовали и их семьи, отслеживали состояние, миграцию.

А институт биофизики в Челябинске, который обследовал эвакуированных из деревень на Тече, имеет не только базы данных, но и уникальное оборудование, которое в народе называли бочкой. Это такая капсула, куда человек ложится, его закрывают, включают музыку и обследуют.

Как МРТ?

Не совсем. Тут весь организм целиком. Замеряют, например, наличие стронция, цезия, калия-40. Вопрос в том, что вернутся эти ребята, начнутся у них через год-два-пять проблемы, и пойдут они к своему врачу в городке или селе, и что? Они наверняка давали подписку о неразглашении. И даже если намекнут врачу либо скажут напрямую, что он сделает? Медицина-то разрушена «оптимизацией».

Российский военный позирует на фоне памятника ликвидаторам Чернобыльской АЭС, 24 марта 2022 года. Фото: Komsomolskaya Pravda / Russian Look / Forum

И не осталось специалистов?

Радиационной медицины в России практически нет. Есть только кафедра профпатологии в институте имени Бурназяна в Москве. Раньше чернобыльцев обследовали и мощно лечили, но теперь ничего нет.

Уральский научно-практический центр радиационной медицины проводит научные исследования, но, говорят, его сотрудники тоже ждут «оптимизации». А ведь если их уволить и институт закрыть, в будущем будет трудно начинать все заново – такой невозвратный пробел в информации!

А если все же были дозиметристы и проводилось медобследование солдат после отвода войск из Чернобыльской зоны, за их здоровьем продолжат следить?

Не знаю. И непонятно, как это выяснить.

По росту заболеваемости?

Так ведь последствия проявятся не сразу – тут кому как повезет. Если были замеры полученного военными уровня радиации, должны быть где-то эти сведения о каждом человеке. Для науки это было бы очень интересно. Такие сведения могут пригодиться и в будущем – на случай нового радиационного инцидента, когда нужно будет эвакуировать население и ликвидировать последствия аварии.

Большой вопрос, будут ли в дальнейшем следить за их здоровьем. Эти военные и сами не будут понимать, что с ними происходит, и наука не сможет отследить ситуацию, если не было замеров. И медицина не сможет им помочь – после разрушительной «оптимизации».

В Госдуме говорят, мол, бабы еще нарожают, и привезем новых работников из других стран. Но никто не говорит, что нужно беречь своих людей.

история
Радиоактивные отходы. Страшно, потому что не видно
09.05.2021 12:16

Что вы думаете о сообщениях, будто бы из Чернобыля увезли некие пробы и образцы?

Мне кажется, пока трудно что-либо сказать. Только специалист может определить, что та или иная земля либо растение взяты из радиоактивной зоны. И что с ними делать, как использовать? Но в такие хранилища радиоактивных проб действительно могли проникнуть, разбить, что-то украсть и даже продать неизвестно кому и для чего.

На ЧАЭС и в Славутиче были лаборатории. Что с ними?

Да, в Славутиче была радиобиологическая лаборатория, ее специалисты брали пробы воды, растений, почвы, воздуха, животных и птиц вплоть до червяков и бабочек. У них было мощное новое оборудование, одни микроскопы и измерительная аппаратура стоили огромных денег. Что с ней стало сейчас, я не знаю. Разрушена или разграблена? В любом случае огромный ущерб.

Эта лаборатория работала на международном уровне, и ее исследования были важны для всего мира. Кстати, еще один вопрос возникает: что стало с ее архивом, где эти данные? В каком они состоянии, сохранились ли?

Как быть с Запорожской АЭС? Она еще под контролем российских войск, захвативших ее с боем. Как освободить АЭС и не уничтожить мир?

Как и в Чернобыле – ждать, когда они уйдут. Кстати, на Запорожской АЭС и так была самая напряженная ситуация, потому что в 1990-х годах там начали использовать ТВЭЛ другого сечения. Они не совсем подходят под те каналы, что были сделаны в советское время.

Но стоит не только ждать. Нужно вести переговоры: этот захват был не просто так, знающие люди его планировали. Очевидно, что если что-то произойдет на Запорожской АЭС, всему миру мало не покажется.

Беседовал Иван Алексеев

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное