vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Я никогда не чувствовала себя настолько полезной». Как в Израиле россияне и украинцы вместе собирают гуманитарную помощь

Антивоенный митинг в Эйлате. Израиль.
Антивоенный митинг в Эйлате. Израиль.
Фото: Дарина Раш для «Вот Так»

Жители Эйлата, курортного города на юге Израиля, ежедневно выходят на антивоенные митинги с флагами и плакатами. В городе много репатриантов из России, Украины и Беларуси. Забыв о политических разногласиях между странами, они вместе пытаются помочь мирным жителям, которые оказались на оккупированных территориях.

Все началось 24 февраля. Жители Эйлата стихийно объединились и вышли на улицы города. С тех пор антивоенные акции стали более организованными, они проходят каждый день в назначенное время. Собираясь, люди скандируют лозунги в поддержку Украины, а проезжающие мимо автомобили громко сигналят, поддерживая протест.

Под занавес очередного митинга в конце марта к микрофону выходит Борис Ямпольский, он переехал в Израиль из Украины уже 28 лет назад. В его офисе расположился волонтерский штаб, куда люди приносят гуманитарную помощь. Борис рассказывает о проделанной активистами работе, озвучивает список необходимых вещей и приглашает всех на следующие акции.

Борис Ямпольский выступает на антивоенном митинге в поддержку Украины. Фото: Дарина Раш для «Вот Так»

Среди людей, которые вышли на митинг, снует парень в рабочей одежде, он пытается узнать, есть ли у кого-то контакт с Кривым Рогом. Там живет его сестра, уже несколько дней она не выходит на связь. Данные о его семье и номера телефонов записывают Соня и Маша, местные волонтерки.

«Ты знаешь, что делаешь что-то важное»

На следующий день после акции один из ее участников, молодой парень из России, который держит в руках скейт, выкрашенный в цвета украинского флага, приходит в штаб. Он помогает сложить какие-то вещи в коробки и вступает в общий чат. Вечером того же дня он видит там срочное сообщение: «Ребята, аларм, машина приезжает прямо сейчас».

Через 15 минут в офисе уже толпится около 20 человек, которые спускают коробки с третьего этажа в грузовой автомобиль. Парень – в их числе.

Завтра утром эта машина привезет в Тель-Авив 20 коробок лекарств, откуда их отправят в Украину. Одежда, средства гигиены, обувь и детские игрушки остаются в коридоре – их должны забрать через несколько дней.

история
«Это способ действиями доказать, что ты против»: российские волонтеры о работе в пунктах приема украинских беженцев
26.03.2022 18:56

«Если у нас нет точного направления, куда нужно передать вещи, они едут через культурный центр Украины в Израиле. Гуманитарная помощь отправляется туда, а посольство организует самолеты для пересылки. Бывает, что мы хотим передать помощь в конкретные города. Тогда мы договариваемся, чтобы кто-то приехал в пункт сбора в Украине и забрал коробки. Если мы знаем, что будут машины, которые едут в конкретные части или больницы, мы можем с ними договориться», – рассказывает Ямпольский.

В волонтерском штабе. Фото: Дарина Раш для «Вот Так»

Волонтеры в центре сменяют друг друга по графику, выделяя время между работой, учебой и другими делами. К ним постоянно присоединяются новые люди. Среди основных задач – сортировать по коробкам вещи и подбирать необходимые, когда приходят беженцы.

«На самом деле это очень воодушевляет. Рядом столько людей, которые хотят помочь. И ты знаешь, что делаешь что-то важное. Я никогда не чувствовала себя настолько полезной», – говорит Маша, разбирая какие-то записи в компьютере.

Маша – молодая девушка, она репатриировалась в Израиль из России всего год назад. Сейчас она помогает Борису принимать звонки и заполняет документы для беженцев. Рядом с Машей сидит Соня: она пришла в штаб, чтобы сортировать гуманитарную помощь и обсудить возможность провести в Эйлате благотворительный концерт, вырученные средства от которого пойдут на помощь украинцам. Соня переехала сюда из украинского Тернополя несколько лет назад.

«На каком языке вы сейчас говорите?» – спрашивает у девушек на иврите один из учеников Бориса, который пришел в офис на занятие по робототехнике. Его очень удивляет, что девушки из Украины и России общаются на русском языке и делают что-то вместе.

«Дочка с внучкой остались»

Самые массовые акции обычно проходят по субботам. На митинге, посвященном месяцу с начала войны, выступающие говорят сразу на трех языках – русском, украинском и иврите. У многих присутствующих есть родственники в Украине, которые сейчас оказались в зоне боевых действий.

Антивоенный митинг в Эйлате. Израиль. Фото: Дарина Раш для «Вот Так»

В этот день на акции слово передают женщине, совсем недавно приехавшей сюда из Украины. Она благодарит всех за помощь и поддержку, а затем отдает микрофон маленькой девочке, которая стоит рядом.

«Я пела эту песню в метро, когда было совсем тяжело», – говорит она и задорно начинает петь «Помолюсь за Україну!».

До Эйлата доезжает не так много беженцев. В целом в страну приезжают либо люди, у которых есть право на репатриацию, либо те, кого под свою ответственность приглашают граждане Израиля. Многие из них остаются в Тель-Авиве или других городах, ближе к центру страны. Однако в штаб периодически приходят люди, узнающие о возможности получить помощь от знакомых или из местных пабликов в социальных сетях.

История
«Четыре раза допрашивали». Как россиянка выживает в военном Киеве
20.03.2022 17:27

«Мы с Украины, хотели бы взять какие-то летние вещи. Но мы без волонтерства, потому что мы работаем», – говорит молодая девушка, зашедшая в центр вместе с мамой. Неделю назад они приехали в Эйлат из Киева и устроились работать в местный отель.

Волонтеры показывают им коробки с женской одеждой и обувью, помогают подобрать вещи по-размеру. «Ну ничего, сейчас уже все будет нормально», – успокаивает их одна из волонтерок. «У нас-то да, а вот у родных… Там еще одна дочка с внучкой остались», – отвечают беженки.

«Это мой родной город и от этого еще тяжелее»

В течение дня в штаб заходят разные люди. Кто-то приносит коробки, кто-то хочет присоединиться к волонтерам, другие сами обращаются за помощью.

«Сегодня мы уже все разложили, но должна еще прийти беременная девушка из Украины – забрать то, что мы для нее оставили. У них с мужем маленький ребенок, и она сейчас в положении. Нам приносят вещи, которые нужно распределять по коробкам, и приходят люди, выбирают, что им нужно. Вам будет удобно приходить сюда с двух до шести?» – спокойным голосом спрашивает одна из волонтерок у Марии, эмоциональной темноволосой женщины из Чернигова. Она живет в Израиле уже 25 лет, но ее родители находятся в Украине.

Вещи для беженцев из Украины в волонтерском штабе. Фото: Дарина Раш для «Вот Так»

Тут же по коробкам раскладывают детские рисунки: скоро их должны будут отправить в Украину. «Говорят, это сильно поднимает дух военным», – уточняет одна из волонтерок, рассматривая рисунки.

история
«Кадыровцы в поле раздели мою маму». Что рассказывают украинцы о «фильтрации» беженцев
07.04.2022 15:38

В соседнем кабинете – сейчас его называют кухней – Ямпольский ведет занятие по робототехнике для местных детей. Он периодически отвлекается от уроков, чтобы ответить на звонки или пообщаться с беженцами, проконсультировать их по поводу получения нужных справок и устройства детей в детские сады и больницы.

После урока к нему подходит Мария, которая уже договорилась о времени, когда будет приходить в центр и помогать волонтерам. Разговаривая, они громко смеются, вспоминают улицы Чернигова и описывают друг другу районы, мимо которых в детстве ходили в школу.

«Ни одного моста через Десну не осталось, все разорвано. Остался пешеходный мост, который простреливают, – возвращаясь к основной теме разговора, объясняет ей Ямпольский. У меня в Чернигове осталось две семьи: твоя и еще одной женщины из Эйлата, ее мама и папа возраста твоих родителей, оба нуждаются в колясках. Было очень много людей именно оттуда, мы многим уже помогли. Сейчас остались вот четыре человека, я ничего не могу сделать. Это мой родной город и от этого еще тяжелее».

Дарина Раш для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное