«Мама мафия»: бестолковая комедия про американку в Италии
В прокат выходит картина Кэтрин Хардвик с Тони Коллетт и Моникой Беллуччи. Специально для «Вот Так» Валерий Сорокин рассказывает об этом грубо и дешево сделанном фильме, который тщетно пытается быть похожим на веселую комедию положений и феминистское высказывание.
По стопам Пьера Ришара
Средних лет американка Кристин (Тони Коллетт) получает приглашение на похороны своего итальянского дедушки, которого никогда в жизни не видела. Только что проводившая сына в колледж и вдобавок застукавшая полубезработного мужа за изменой, героиня приходит к решению, что каникулы в Италии ей не помешают.
Похороны, конечно, невеселый повод, но Кристин, в общем, нет никакого дела ни до них, ни до дедушки — она хочет пробовать блюда итальянской кухни, пить итальянское вино и завести роман со страстным итальянским любовником.
На месте, однако, выясняется, что дедушка был не виноделом, а мафиозным доном. И что теперь она, как единственная наследница по прямой линии, должна возглавить осиротевшую семью Бальбано.
В основе фильма, поставленного по истории, сочиненной французской писательницей Амандой Штерс, лежит традиционная комедийная формула «человек не на своем месте».
Как и высокий блондин-недотепа Пьер Ришар в роли секретного агента, Хлестаков, перепутанный с влиятельным должностным лицом, или Вуди Аллен в амплуа русского мужика («Любовь и смерть»), Кристин не подходит на роль главы мафии настолько, насколько это возможно. Клуша-обывательница, даже ни разу не смотревшая «Крестного отца» (потому что он идет три часа, а это слишком долго), вынуждена руководить «Коза ностра».
Развернуть эту ситуацию в добротную комедию — казалось бы, чего проще.
Непонятно, как так вышло, но фильм, сделанный опытным режиссером Кэтрин Хардвик («Сумерки», «Короли Догтауна») с хорошими актрисами — Тони Коллетт и Моникой Беллуччи — получился совершенно не пригодным для просмотра. Сюжет состряпан кое-как, ситуации вымученные, половина шуток толком не прописана. Другая половина вроде бы прописана, но из рук вон плохо реализована.
Когда импозантный злодей подмешивает яд в один из двух бокалов с лимончелло, с самого начала сцены понятно, что бокалы будут перепутаны, и зрительский интерес держится лишь на том, как именно будет обыгран этот избитый прием. Он никак не обыгрывается: героиня просто меняет бокалы местами. Каким образом? Пока злодей отвернулся. Зачем? По крайне неубедительной причине, придуманной апатичным сценаристом в творческом кризисе.
Почти каждая сцена затянута. Перестрелка на похоронах успевает надоесть, едва начавшись. Возможно, делу можно было бы помочь более быстрым монтажом, но режиссер предпочитает долгие планы – не потому, что это зачем-то нужно с художественной точки зрения, а, кажется, просто чтобы отснять сразу побольше материала и поменьше возиться потом в монтажной студии.
Вино, апельсины и металлическая нога
Впрочем, кое-чем «Мама мафия» способна удивить. Кристин часто и откровенно говорит, что приехала в Италию, чтобы заняться сексом, которого у нее не было три года, и капризно требует от окружающих предоставить ей эту возможность. А когда на нее нападает убийца, сладострастно выдавливает ему каблуком глазные яблоки.
И эта сексуальная откровенность (разумеется, ограниченная лишь разговорами), и это неожиданное смакование жестокости выбиваются из общего строя повествования, в чем при желании можно увидеть определенную художественных дерзость. Но, кажется, это все-таки не дерзость, а корявое сочетание жанровых шаблонов в фильме, который так до конца и не решил, чем же он хочет быть – «Сексом в большом городе», черной комедией или садистким rape and revenge.
Из Коллетт и Беллуччи мог бы получиться интересный комедийный дуэт — видимо, на какой-то стадии замысла так и предполагалось. Однако Беллуччи так и остается фоновой фигурой, у которой нет ни характера, ни внятной сюжетной функции.
Чтобы хоть как-то индивидуализировать ее персонажа, сценаристы дают ей искусственную ногу из сверхпрочного материала — подразумевается, что протез помогает ей в перестрелках (дураки-враги стреляют в ногу, а Монике Беллуччи не больно – такая вот у нее сверхспособность). Больше для нее ничего не придумали, и неудивительно, что итальянская актриса даже не пытается делать вид, что ей интересно во всем этом участвовать.
Тони Коллетт, напротив, яростно переигрывает, стараясь оживить действие буффонадой. Напрасные усилия: оживлять тут просто нечего. Перед нами грубо и дешево сделанный фильм, единственная причина существования которого, есть такое подозрение — возможность для съемочной группы провести время в Италии.
Раз не получается быть смешной, картина пытается быть хотя бы ироничной. Например, оправдать себя в качестве пародии на фильмы про мафию. Шрифт, которым написано название фильма, апельсины как предвестие смерти — в фильме немало отсылок к «Крестному отцу». А чтобы они уж точно не ускользнули от нашего внимания, герои в диалогах постоянно упоминают великий фильм Копполы.
Однако отсылки не складываются в пародийное переосмысление жанра и, по сути, не выходят за рамки бессмысленных подмигиваний. Есть робкие попытки иронизировать над «Ешь, молись, люби», «Под солнцем Тосканы» и прочими нарративами, в которых героиня в поисках себя бежит от постылой жизни в солнечную страну вина и вкусной еды.
Пытаясь подать себя как пародию, «Мама мафия» на деле оказывается просто более глупым вариантом таких историй.
Кроме того, «Мама мафия» определенно создавалась с расчетом на феминистский месседж: женщина, которая всю жизнь жила для других, наконец получает свободу жить для себя. Несмотря на то, что эти смыслы настойчиво проговариваются в фильме, происходящее все же куда больше похоже не на историю освобождения женщины, а на нечто иное.
На популярные сотню лет назад сюжеты, где цивилизованный человек попадает к дикарям, а те, разумеется, немедленно делают его своим королем и под его руководством приходят к процветанию. Простая американка Кристин учит «дикарей”-итальянцевм, как вести мафиозные дела. Учит их даже, как делать вино.
Звучит как анекдот, но авторы в упор не видят в этом анекдота.
В самом деле, картина смотрелась бы лучше, если бы авторы иронизировали не над “Крестным отцом”, а над своими собственным нарративными клише. Вот они-то точно заслуживают сарказма.