vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Инвалидов на пенопласте тянут по воде». Жители оккупированой Херсонщины — о том, как спасаются после разрушения Каховской ГЭС

Жительницы Алёшек на крыше дома во время наводнения. Фото: соцсети

Оккупированный город Алёшки в Херсонской области, а также близлежащие населенные пункты сейчас почти полностью затоплены. Сотни людей ждут спасения на крышах. Но помощи от властей РФ нет, а волонтеров на место катастрофы не пускают.

Справка
Алёшки — город на левом берегу Днепра, где до начала войны проживало около 25 тысяч человек. Он был оккупирован в феврале 2022 года.

6 июня, после того, как рухнула дамба Каховской ГЭС, вода начала быстро заливать улицы города. К вечеру она поднялась до вторых этажей частных домов, а к утру дошла до крыш, на которых сейчас сидят сотни людей в ожидании помощи. Старики, инвалиды, лежачие больные — все, кто не может подняться на крыши — заперты на чердаках. Их судьба неизвестна. По словам волонтеров, которые пытаются получить сведения с места катастрофы, в некоторых местах течение настолько сильное, что люди держатся за крыши из последних сил.

О том, что населенный пункт почти полностью затоплен, еще вчера в шесть вечера сообщил глава оккупационных властей Андрей Алексеенко. Также он заявил, что в город направляют «все свободные грузовики высокой проходимости» — «Уралы» и «КАМАЗы». Из Крыма уже везут спасательные плавсредства МЧС.

«Я нахожусь в городе Олешки (украинское название Алёшек. — Ред.), улица Красноармейская. Мы эвакуируем людей и сами тоже эвакуируемся. Мы попали в засаду полную: у нас затапливает второй этаж дома уже. Наш лучший друг привез нам лодку, мы вывозим сейчас родителей. Лодка небольшая, мы можем эвакуировать только двух человек. По два человека мы вывозим», — делится местная жительница Светлана.

Что об этом известно
Подрыв изнутри или разрушилась сама. Что произошло на Каховской ГЭС?
06.06.2023 13:02

МЧС в городе нет, рассказали «Вот Так» родственники тех, кто в эту минуту ждет спасения на крышах своих затопленных домов. Дозвониться до спасательной службы почти невозможно. «Они со вчерашнего дня обещают приехать, — говорит Ирина Воронова, у которой в Алёшках на чердаке заперты старые родители. — Сегодня я звоню спасателям с 7 утра, около 10 утра удалось дозвониться. Говорят: “Ждите!” А сколько ждать?! Люди просто погибнут!»

Некоторые близкие тех, кто остался в затопленных районах, не хотят обращаться за помощью к российским волонтерам, однако другого выбора у них не остается.

«Сейчас якобы уже эвакуируют русские, ходит такая информация. Люди кричат, обвиняют Путина, проклинают его. Они уже ничего не боятся — просидели полтора года в оккупации под обстрелами, периодами без света и воды. Им уже неважно, что о них будут думать. Накипело, людей не слышит мир», — говорит Наталья, которая уехала из Алёшек несколько дней назад. Там у нее остались близкие родственники.

Виталий, который уехал из Алёшек из-за постоянных обстрелов, говорит, что в затопленном городе у него остались родители — ночевать им пришлось буквально на крыше дома.

«Люди, которые там остались, вывозят друг друга на лодках. Российские войска забирали у простых жителей лодки, машины и так далее, поэтому тех, кто может помочь с эвакуацией, вряд ли много. Сейчас те, кто остался там — в безнадежном положении», — рассуждает Виталий. На просьбу корреспондента «Вот Так» поговорить с его родителями он отвечает отказом — говорит, что им нужно «беречь батарейку».

В Алёшках сейчас больше проблемы со связью: получить достоверную информацию о том, что там происходит, крайне тяжело. Во-первых, каждая семья старается как можно дольше сохранять заряд телефона, чтобы сообщить спасателям о своем расположении. Во-вторых, местные оккупационные власти, как считают некоторые уехавшие из города собеседники «Вот Так» из числа местных жителей, глушат мобильную связь из-за присутствия российских военных в регионе.

«Оккупанты не заинтересованы в спасении людей, они никак не помогают. Более того, препятствуют спасению. [Глава оккупационной администрации Херсонской области Владимир] Сальдо вчера заявил, что у людей все хорошо и никого не затопило. Сегодня объявили ЧП, но действий по помощи ноль. Люди выезжают в леса, плывут просто к суше. Инвалидов на пенопласте тянут по воде. Вчера вообще не было эвакуации, сегодня — только лодками. Видела объявление об эвакуации сегодня автобусом, но не знаю, произошло ли оно», — рассказывает «Вот Так» Ольга, чьи родственники живут рядом с Алёшками.

Близкие тех, кто остался в затопленных районах, говорят, что ситуация не левом берегу Днепра хуже, потому что он находится ниже правого берега. Частные дома в Алёшках затоплены под крышу, делится жительница Херсона Алина (имя изменено по ее просьбе. — Ред.), которая пытается эвакуировать своих родственников с левого берега.

Фотофакт
Наводнение в Херсоне. Фотография
06.06.2023 19:08

«Люди со вчерашнего вечера сидят на крышах: пожилые люди, дети. Спасения нет. Оккупационные власти никакой помощи не оказывают. Люди пытаются сами найти лодки, пытаются найти тех, у кого есть эти лодки, чтобы им помогли спастись. Что касается дальше области: затоплена Кардашинка, Голая Пристань, там тоже люди оказались в ловушке. Они не могут выехать, к ним оккупационные власти никого не пропускают. У них нет еды, им некуда сходить в туалет. Течение очень большое, оно несет в себе много мусора. Мины, которыми правый берег был заминирован, теперь все всплыли и подрываются при столкновении. Люди просто-напросто утонут, утонут на крышах собственных домов», — говорит Алина.

Вода затопила не только Алёшки, но и другие населенные пункты в этом районе: не менее критичная ситуация сложилась в селе Кардашинка, которое находится на левом берегу Днепра, примерно в 10 километрах от Алёшек.

Источник: «Вот Так»

«Я звонила везде, куда только можно, — рассказывает Людмила. — Никто не дает никакой информации. У меня родные в Кардашинке. Их там восемь человек, на соседних домах тоже много людей. До МЧС я не могу дозвониться. Вечером у них было по щиколотку воды. Они ушли на второй этаж переночевать. Утром был подъем на три метра. Они проснулись от того, что подтапливает второй этаж. Пенсионеры, девочка 11 лет. Оккупированая территория — никто не может нам помочь их вывезти. Говорят еще, что там бой рядом идет, обстрелы и пожары рядом. А они там заперты — внизу вода, наверх они тоже не могут подняться со второго этажа. Обращалась к украинским волонтерам, но они не могут помочь с той стороны, их обстреливают. И эвакуации нет — ни лодок, ничего. Я не понимаю, почему правый берег эвакуируют, а левый нет? Нужно очень много спасателей! Через дом пенсионеры с детьми, с котами, с собаками сидят на крыше. Они же просто погибнут».

«Новости с Кардашинки — это просто п***ец. Там люди уже умирают, там дети, б***ь, они кричат на всю Кардашинку. Я не знаю, что сейчас делать. Это просто что-то невозможно. Надо еще что-то искать. Там уже умирают люди», — говорит местная жительница Татьяна (имя изменено по его просьбе — Ред.), которая недавно уехала из Кардашинки — там у нее остались родственники.

Как работают волонтеры

Местные волонтеры с оккупированных Россией территорий создали чаты, где родственники и люди, находящиеся в Алёшках, просят о помощи. За час туда приходит около тысячи сообщений. Сейчас у волонтеров более 500 заявок с точными адресами, где жители отчаянно ждут спасения. Но помочь они не могут.

«За Олешками есть КПП с военными, — говорит волонтер Владимир (имя изменено по его просьбе — Ред.). — Они нас не пускают. Мы готовы привезти людей, моторные лодки, спасжилеты, но нас просто не пускают без объяснения причин. Мы ничего не можем сделать. Люди нас умоляют их спасти, а мы не можем. Очень много людей хотят помочь с правого берега (Алёшки находятся на оккупированном левом берегу — Ред.). Мы готовы дать лодки, автобусы, людей, что угодно. Но это невозможно».

Затопленная дорога рядом с Алёшками. Фото: Политика Страны / Telegram

Пока волонтеров не пускают помочь людям, их чаты разрываются — просьбы о помощи поступают ежесекундно:

  • «Помогите! Как спасти людей в Олешках? Вся улица Красноармейская сидит на крышах. Просят помощи. Животные тонут, воют»
  • «Срочно нужна помощь… Корсунские дачи… Пожилые люди из последних сил сидят на крыше… У кого есть возможность… лодка.. спасите… умоляю»
  • «Старенькие родители на чердаке, просят помощи! Умоляю!»
  • «Затопило первые этажи, люди с трех домов сидят на втором этаже. Одного дедушку не смогли поднять, так как лежачий. К нему с ночи не могут добраться»

Волонтеры наносят адреса, где люди ждут помощи, на интерактивную карту. Сейчас на ней 470 адресов. Поскольку извне в район никто въехать не может, добровольцев, которые способны оказать помощь, пытаются найти прямо на месте.

«Удаленно мы ищем лодки и гребцов [из Алёшек и ближайших населенных пунктов], — рассказывает волонтер Елена (имя изменено по ее просьбе — Ред.). — Находим человека, который готов отдать лодку, находим гребца. Он идет за лодкой и потом плывет спасать людей».

Фото
Эвакуация людей из затопленного Херсона. Фотографии
07.06.2023 15:02

По словам волонтеров, лодок очень мало. Не больше 20. В основном это гребные лодки — моторов почти нет. Течение очень сильное и гребцы в некоторых местах просто не в силах его преодолеть. Иногда гребут по несколько часов, а потом вынуждены привязывать себя к дереву, чтобы отдохнуть. Лодки в основном двухместные. На то, чтобы один раз вывезти пострадавшего, уходит от 30 минут до нескольких часов — в зависимости от того, как далеко расположен дом. Не хватает даже весел. Люди гребут досками, крышками от кастрюль, ведер, лопатами.

«Пик разлива был сегодня утром, — говорит Елена, — ситуация критичная. Людей просто никто не спасает. Мы со вчерашнего вечера ищем гребцов и лодки, некоторые жители Олешек уже ночевали в воде. А их не спасают. И нам не дают спасти. Туда пытались проехать волонтеры с лодками, со спасжилетами — но их не пускают военные. Почему, не объясняют».

Евгения Хацкевич, Андрей Серафимов

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное