Патриарх Варфоломей: «РПЦ всегда будет пятой среди православных Церквей»
Русская Православная Церковь (РПЦ) претендует на лидерство в православии, но останется пятой в перечне Церквей. Об этом в разговоре с украинскими журналистами заявил патриарх Константинопольский Варфоломей, сообщает Lb.ua.
«Мечта наших российских братьев – руководить мировым православием. Этого никогда не случится, так как каноны православной Церкви и все действия Церкви на протяжении столетий отдали первенство Константинополю, – заявил патриарх Варфоломей. – Константинополь всегда будет первой Церковью в системе православных Церквей, а сестринская российская Церковь всегда будет пятой».
Константинопольский патриарх имел в виду диптих автокефальных (независимых) православных Церквей – их перечень по значимости и времени получения автокефалии (своего рода выслуге лет).
«Наши российские братья говорят, что произошел раскол. Но его нет. Если и есть раскол, то они сами его сделали, разорвав отношения с четырьмя Церквями (Александрийской, Элладской, Кипрской, Константинопольской православными Церквями. – Ред.). Никто другой не разрывал отношений и не совершал раскола в лоне православия. Этот раскол был начат Россией в 2016 году, когда Московская Церковь и под ее влиянием три другие Церкви не прибыли на Собор на Крите», – добавил патриарх Варфоломей.
Предстоятель Константинопольской патриархии заявил, что не имеет проблем с россиянами, так как они – «дети Константинополя», как и украинцы, и все Церкви на Балканах, которые «получили свет христианства из Константинополя и все получили автокефалию из Константинополя».
«В Украине в свое время начался раскол из-за того, что Москва предала анафеме Филарета (митрополита Киевского, затем патриарха неканоничной УПЦ КП. – Ред.), с этого все и началось. После получения независимости Украина требовала автокефалии. Москва ее не дала, но она и не имела права ее давать – для этого украинцам нужно было ехать в Константинополь. Но сначала они обратились к Москве и им не дали автокефалии. Переход общин от Московского патриархата к Православной Церкви Украины сегодня еще раз доказывает, что украинцы хотят иметь собственную Церковь, не зависящую от Москвы. И это еще больше подтверждается противостоянием, которое есть на политическом уровне – между Украиной и Россией», – говорит патриарх Варфоломей.
Константинопольский патриархат считается первым среди равных 15 автокефальных православных Церквей. РПЦ в последние годы все чаще оспаривает это первенство, основанное на прошлом, упирая на численность прихожан и уровень влияния.
Напомним, конфликт между патриархами Кириллом (предстоятель РПЦ) и Варфоломеем стал явным после одобрения Константинополем объединения неканоничных православных церковных общин в Украине и официального признания Варфоломеем созданной ими Православной Церкви Украины (ПЦУ).
ПЦУ появилась 14 декабря 2018 года на Объединительном соборе в Киеве. ПЦУ образовали прекратившие свое существование непризнанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), а также несколько иерархов Украинской православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
6 января 2019 года избранный на этом соборе предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний получил из рук Константинопольского патриарха Варфоломея томос – документ о признании автокефалии (независимости).
Помимо Константинопольского патриархата ПЦУ признали Элладская, Александрийская, Кипрская православные Церкви. РПЦ каноничности ПЦУ не признает и разрывает общение с теми православными иерархами и Церквами, которые считают Православную Церковь Украины каноничной. РПЦ однозначно поддержали только Сербская Церковь и Церковь Чешских земель и Словакии, а также получившие от Москвы автономию Польская и Американская православные Церкви.
58,3% украинцев, считающих себя православными (таких 72,7% населения страны), называют себя прихожанами ПЦУ, к УПЦ МП относятся 25,4% православных украинцев. На втором месте в Украине другая христианская конфессия – католичество (состоящее из множества поместных Церквей и литургических традиций, но единое под властью Папы Римского).