vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Соратник», «Нахлебник» и механоид «Игорёк». Почему в войне в Украине не участвуют терминаторы и киборги

Иллюстрация: «Вот Так»

Российские власти время от времени отчитываются о прогрессе в военной робототехнике. Так, в мае 2021 года министр обороны Сергей Шойгу заявил о создании серийного производства боевых роботов. В том же году из них даже создали целое подразделение. Однако «роботов-убийц» на войне в Украине никто пока так и не увидел. «Вот Так» разобрался, появятся ли в будущем на поле боя киборги и терминаторы, и какие наземные роботы все-таки участвуют в российско-украинском конфликте.

Война в Украине стала крупнейшим полигоном для испытания новых военных технологий. Роботизированные системы — не исключение. И хотя робототехника использовалась еще во время Второй мировой войны, именно российско-украинский конфликт оказался первым масштабным столкновением с использованием беспилотных роботизированных аппаратов. В СМИ конфликт даже иногда называют «войной дронов». Однако если БПЛА и правда оказывают большое влияние на ход боевых действий, то роботов, которые могли бы хоть в чем-то заменить солдат, на фронте почти нет.

Почему на фронте нет роботов?

Собаковидные и антропоморфные роботы производства Boston Dynamics в популярных роликах выполняют невероятные трюки — прыгают сальто, балансируют на неровных поверхностях, танцуют и преодолевают полосы препятствий. Несмотря на это, полностью автономных роботов в реальных военных действиях еще никто никогда не использовал.

В разговоре с «Вот Так» основатель компании «Моторика» по производству функциональных протезов Илья Чех прогнозирует, что терминаторы из фантастических фильмов могут быть созданы в лучшем случае только через 40–50 лет. «Сейчас робототехника очень хорошо развита в промышленности, в каких-то бытовых вещах, но не в военном деле», — отмечает предприниматель.

Новости
Видео: полиция Нью-Йорка вывела на улицы Бронкса робота Boston Dynamics
24.02.2021 09:49

Эффективность роботов, по словам Чеха, сильно зависит от погодных условий, а также от того, как они могут хорошо считывать местность. Если робопсов от Boston Dynamics уже привлекают для патрулирования американских военных баз, то другим передовым разработкам потребуется еще много времени, чтобы их начали использовать не только в лабораторных условиях. Например, роботы Atlas от той же Boston Dynamics способны совершать сложные спортивные трюки в лабораториях, но если их вывезти в неизвестные для них условия, то они даже не смогут определить, какая перед ними находится поверхность: мягкая или твердая, песчаная или каменистая.

Робот Atlas компании Boston Dynamics. Фото: Siu Chiu / Reuters / Forum

«Безусловно, с развитием машинного зрения и ИИ возможность распознавания местности появится, но это будет очень долго», — говорит основатель «Моторики».

Отвечая на вопрос о возможном появлении в ближайшем будущем на фронте солдат-киборгов, Илья Чех утверждает, что человек с роботизированными протезами однозначно не станет эффективным бойцом. Современные протезы рук еще очень далеки от возможностей здоровых конечностей. «Да, они могут быть сильнее, но это те функции, которые не нужны во время боевых действий», — добавляет Чех.

Модификации протезов — например, встраивание в них холодного или огнестрельного оружия, — хоть технически уже и выполнимы, но абсолютно бессмысленны во время боя. Солдату на фронте нужно быстро взаимодействовать с разными предметами, а лишние функции будут лишь замедлять его. «Мы в свое время думали об этом и общались с различными военными структурами, но ничего в голову не приходило, что могло бы быть применимо в этом плане», — рассказывает бизнесмен.

Кроме того, протезирование невозможно в полевых условиях. Если человек потерял конечность, то минимального результата в освоении новой механической части тела он сможет добиться только через три-четыре месяца. При этом ему необходимо будет сделать операцию, пройти тяжелую реабилитацию и обучение.

Роботы на службе Российской Федерации

24 января экс-глава «Роскосмоса», а теперь военный советник группы «Царские волки» Дмитрий Рогозин заявил, что уже в феврале в Украину отправятся три боевых робота «Маркер». Перед отправкой в район боевых действий их обкатают на полигоне, уточнил Рогозин.

«Маркер» производит компания «Андроидная техника», создатель печально известного робота Федора. По словам Рогозина, новая разработка может увидеть цель на расстоянии 15 километров, а в условиях радиоэлектронной борьбы работает автономно. Робот якобы даже умеет распределять приоритет между противниками перед началом обстрела.

Новости
Кавказские ученые изобрели робота-росгвардейца для разгона митингов
19.11.2021 07:51

Российские СМИ писали о «Маркере» в течение всего 2022 года, называя его «настоящей грозой для натовских танков Abrams и Leopard». При этом официально испытаний этих систем Минобороны не проводило. Какое количество роботов уже произвели, также неизвестно.

Другой передовой робот, которым неоднократно хвастались российские власти, — «Уран-9». Это робот типа UGV (англ. unmanned ground vehicle дистанционно управляемое наземное транспортное средство), с ним работают на расстоянии с помощью специальной панели управления. У UGV ограничены возможности самостоятельной работы при потере связи, и они даже близко не похожи на полностью автономных роботов из научной фантастики, о серийном производстве которых два года назад говорил Сергей Шойгу.

Справка
«Уран-9» выпускается конструкторским бюро 766 УПТК. У него гусеничный ход. Вооружение состоит из 30-миллиметровой автоматической пушки, противотанковых управляемых ракет «Атака», а также реактивных огнеметов «Шмель».

В апреле 2021 года Минобороны сообщило, что в российской армии создано первое подразделение с ударными роботами. В его состав вошли 20 боевых машин «Уран-9». Последний раз этот UGV упоминался в соцсетях ведомства в том же году — робота испытывали на полигоне Мулино в Нижегородской области.

Многофункциональный роботехнический комплекс «Уран-9». Фото: Wikipedia

В военных действиях в Украине «Уран-9» не был замечен. «Таких машин у России мало, у них ограниченный функционал. Ими нельзя управлять с безопасной дистанции», — объясняет в разговоре с «Вот Так» причину отсутствия комплекса на фронте военный эксперт Павел Лузин. Он утверждает, что те роботы, которые есть сейчас у министерства — лишь штучные экземпляры, находящиеся в опытной эксплуатации. «Погоды [на фронте] они не сделают», — отметил Лузин.

О проблемах «Уран-9» еще в 2018 году писало РИА «Новости». По данным агентства, робот плохо показал себя во время сирийской кампании. Военные специалисты нашли недоработки в управлении, подвижности, огневой мощи, разведывательных и наблюдательных способностях робота — то есть почти во всех важных для него функциях. По данным РИА «Новости», «Уран-9» не мог стрелять в движении, показал нестабильную работу автоматической пушки, а ходовая часть оказалась ненадежной. Робота отправили на доработку и в 2019 году снова официально приняли на вооружение.

ВИДЕО
«Роскосмос» представил робота «Теледроид». На презентации самостоятельно двигаться он не смог
07.02.2022 18:05

Впрочем, один российский робот все же активно участвует в войне в Украине. Это роботизированная система-сапер «Уран-6». Минобороны регулярно публикует сюжеты о ее работе на Донбассе. Комплекс по виду скорее напоминает бронированный трактор, чем робота. «Уран-6» управляется военным инженером через специальный громоздкий аппарат, который крепится у него на плечах. Беспилотник едет по полю или дороге, ищет с помощью камеры наблюдения мины и уничтожает их с помощью специального хвата. «Уран-6» также использовали при разминировании в Нагорном Карабахе и в Сирии.

Другой дистанционный робот для разминирования, который есть у российских военных, называется «Коршун». В 2019 году его использовали во время учений на Дальнем Востоке. Очень похожий робот, но уже под названием «Кобра», фигурировал в репортаже «Звезды» о работе российских саперов в «ЛДНР» летом 2022 года.

Роботизированная система-сапер «Уран-6». Фото: Wikipedia

Потерявшиеся роботы

За последние 10 лет российские власти и государственные СМИ неоднократно сообщали о разработке новых роботизированных систем. И если над показанным Путину роботом «Аватар» или оказавшимся макетом механоидом «Игорьком» в основном смеялись, то некоторые заявленные Минобороны проекты выглядели относительно серьезно.

Так, в 2017 году «Интерфакс» писал, что успешно прошедший испытания UGV «Нерехта» принят в российскую армию. Последний раз Минобороны упоминало об этом роботе в 2021 году. Он принимал участие в тех же военных учениях, что и «Уран-9». Сообщалось, что на роботе установлен боевой модуль с 12-мм пулеметом «Корд» и 30-мм гранатометом АГ-30М.

Еще меньше известно о наземном роботе «Соратник» и его маленькой версии «Нахлебник». Медиа-проект Toparmy пишет, что «Соратник» способен действовать в составе разведывательных и мотострелковых подразделений, осуществляя их огневую поддержку, обеспечивать подвоз боеприпасов и эвакуировать раненых. РИА «Новости» со ссылкой на данные сайта госзакупок в 2020 году сообщали, что на производство этих роботов потратили больше 130 млрд рублей.

Кроме того, неизвестна судьба двадцатикилограммового робота «Скорпион», разработанного для разведки и доставки взрывчатых веществ. Последний раз Минобороны упоминали о его испытаниях в 2019 году.

Укроботы

Вовлечь роботов в военное дело пытается не только Россия. В Украине существует несколько компаний, производящих UGV — они стараются как можно скорее продать их военным. Одна из наиболее успешных компаний — КБ «Роботикс». Их установка «БРП-3» при оснащении пулеметом может обстреливать позиции противника, выполняя оборонительные и наступательные задачи.

По словам представителя компании, специалисты предприятия отрабатывали действия таких роботов на практике на протяжении 2018–2021 годов на востоке Украины. Об использовании «БРП-3» на фронте в 2022 украинские власти не сообщали.

Другой перспективный боевой украинский робот называется «Гном». Как сообщают его создатели, «Гном» размером не больше микроволновки, может шпионить за противником, стрелять из пулемета или переносить мины. Робот работает на кабеле из оптоволокна длиной в 200 метров.

Эдуард Троценко, гендиректор компании-производителя Temerland, рассказал Forbes, что этот кабель обеспечивает широкополосное соединение, которое не поддается радиоперехвату. «Оператору не нужна антенна, и ничто не выдает его позиции», – заявил Троценко. Если кабель оборвется, «Гном» должен в автономном режиме вернуться на позицию.

Сообщается, что в скором времени на фронте должны появиться и UGV TheMis эстонской компании Milrem Robotics. 29 ноября компания объявила, что согласовала договор с Минобороны Германии на отправку украинским силам 14 своих машин для немедленного использования. Американское издание TNW со ссылкой на эксперта пишет, что поставленные в Украину TheMis не будут вооружены — они предназначаются для эвакуации раненых, а также для поиска и уничтожения мин.

При этом журналисты отмечают, что украинские военные на месте могут найти роботу и другое применение. Например, можно использовать TheMis как грузового «мула», так как в комплекс встроена функция «следуй за мной», или попытаться прикрепить к роботу другой боевой модуль. Некоторые TheMis и до этого попадали в руки украинским военным: в частности, с ними фотографировался бывший президент страны Петр Порошенко.

Петр Порошенко с роботом TheMis. Фото: Twitter

По словам главного конструктора КБ «Роботикс» Ивана Кириченко, в Украине затруднен процесс включения роботизированной техники в составы действующих подразделений. Среди причин он выделяет нехватку средств и устаревшие советские стандарты, из-за которых тестирование роботов в реальных условиях боя невозможно. «Постановка техники на вооружение — это большой путь для разработчика, который может занять 5–10 лет. К тому же, это огромные капитальные инвестиции», — говорил в интервью «Укринформ» Кириченко.

По мнению инженера, преимущество российских военных в отрасли заключается как раз в том, что они уже интегрировали такие комплексы в определенные механизированные подразделения. Однако, утверждает Кириченко, технически роботы из РФ не лучше украинских.

Санкции, по мнению конструктора, российскую робототехнику не сильно затронут — пусть российское производство необходимых для роботов деталей неспособно заместить даже 30–40% от иностранных компонентов. «Рассчитывать, что Россия не будет способна обходить санкции и закупать иностранные комплектующие — это не тот путь, который позволит Украине получить преимущество на поле боя», — сказал Кириченко.

В 2021 году спецкомиссия Совбеза ООН установила, по всей видимости, первый случай самовольного нападения боевого робота на человека. Тогда дроны ливийской армии Kargu-2, начиненные взрывчаткой, атаковали группу повстанцев, самостоятельно выбрав цель, с которой «пошли на контакт». «Вот Так» писал, какие законы регулируют ИИ на поле боя, кто будет виноват в смерти от робота и как человечеству свыкнуться с мыслью о борьбе с железными противниками.

Анализ
Кто виноват и что делать, если вас убил автономный боевой робот
02.06.2021 15:55

Анатолий Персиков

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное