vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Бюро магических услуг»: юмористическое фэнтези с Кристофом Вальцем и Сэмом Нилом

Кадр из фильма. Фото: MEP Capital

В прокат вышла киноадаптация романа Тома Холта про корпорацию магов, тайно управляющих миром. Специально для «Вот Так» Валерий Сорокин рассказывает об этой сумбурной, но веселой и обаятельной картине с хорошими актерами.

Всюду заговор

В Лондоне издавна существует корпорация «Дж. В. Уэллс и Ко» — совместное предприятие магов и гоблинов, которое при помощи волшебства, сбора информации и четкой организации рабочих процессов оказывает людям магическое покровительство. Любые случайности, чудесные совпадения и внезапные встречи — это их рук дело. Навязчивые мысли, счастливые озарения и неотступные желания — тоже. Фирма помогает людям влюбляться, находить новые кафе и двигать прогресс вперед: ей мы обязаны и открытием атомной энергии, и полетами на Луну. Организация, разумеется, тайная. Хотя ее реклама вроде бы и висит на каждом углу, но кто всматривается в уличную рекламу?

Молодой неудачник Пол Карпентер (Патрик Гибсон) даже не слышал о «Дж. В. Уэллс и Ко». Но однажды утром у него сперва порвались шнурки, потом к нему на улице пристал докучливый незнакомец, потом собака утащила шарф — цепочка нелепых происшествий приводит героя к дверям корпорации, где он неожиданно для себя получает должность младшего клерка. На следующий день Пол выходит на работу, не имея ни малейшего представления, чем ему предстоит заниматься.

Про сериалы и кино
«После Янга»: меланхоличный сай-фай про смерть робота
02.04.2023 15:26

Фильм поставлен по роману британского писателя Тома Холта «Переносная дверь», написанному в жанре юмористического фэнтези. Не исключено, что картина призвана положить начало новой кинофраншизе: у Холта имеется еще шесть книг о «Дж. В. Уэллс и Ко». В основе «Бюро» лежит идея простая, но эффективная: все случайности неслучайны, а за каждым удачным или неудачным совпадением стоят таинственные силы, которые проделали, между прочим, большую работу, чтобы его организовать вот прямо специально для тебя. К примеру, портили тебе шнурки, пока ты спал.

Тема любопытная, но, кажется, она не очень сильно интересует создателей фильма: деятельность компании показана мельком, в основном же рассказ сфокусирован на приключениях простого человека в непростом месте. Ничего не понимающий Пол растерянно мечется по «Дж. В. Уэллс и Ко», которая оказывается весьма экстравагантным учреждением. Тут на каждом шагу странности и загадки, маги-начальники — один чуднее другого, и все что-то недоговаривают. Гендиректор Хамфри Уэллс (Кристоф Вальц в традиционном для него эксцентричном амплуа) непредсказуемо жонглирует интонациями. Рози с ресепшна (Джессика Де Гау) нежно целуется со степлером. А сочащийся сарказмом заместитель гендиректора Таннер (колоссальный Сэм Нил, который клоуничает тут, как никогда прежде), напротив, кажется, побаивается этого канцелярского инструмента.

Кадр из фильма. Фото: MEP Capital

Между логикой и абсурдом

«Бюро» апеллирует не столько к «Гарри Поттеру», с которым его все предсказуемо сравнивают, а, скорее, к Терри Гиллиаму. Порой тут всплывает абсурд почти что гиллиамовского толка, да и портрет корпоративной жизни во многом вдохновлен «Бразилией»: начиная от ретро-реквизита (пневмопочта, матричные принтеры) и заканчивая нервным клерком по имени Монти (Дэймон Херриман — Чарльз Мэнсон из «Однажды… в Голливуде»).

Зрелище у австралийского режиссера Джеффри Уокера получается яркое, забавное, но немножечко бестолковое. Сосредоточившись на абсурдно-экстравагантных деталях, он теряет из виду сюжет, но и полностью пренебречь им тоже не решается, понимая, что не этого от него ждут. В итоге фильм застревает где-то на полпути между эксцентрикой ради эксцентрики и попытками вести связное повествование с детективной интригой.

Кадр из фильма. Фото: MEP Capital

Из-за драматургической рыхлости история никак не желает двигаться вперед, и сценаристу Леону Форду приходится двигать ее вручную, организуя, подобно «Дж. В. Уэллс и Ко», всякие совпадения и выкатывая рояли из кустов. Некоторые сюжетные линии и мотивы не получают нужного завершения. В прологе, к примеру, важную роль играет миниатюрный дракончик, затем он мелькает еще раз на тридцатой минуте, а потом авторы благополучно про него забывают (а жаль!). Иные странности и загадки вводятся в рассказ, чтобы нагнать туману, но потом так и остаются без объяснений. А шутка про странствующий степлер, напротив, получает, пожалуй, слишком уж простую развязку.

Авторы желают ввести в рассказ побольше эксцентричных персонажей, но не могут придумать, чем бы их всех там занять. Колоритные Рэйчел Хаус и Крис Пэнг имеют лишь по одному сольному выходу. Правда, весьма эффектному. Остальное время они топчутся где-то на заднем плане и даже в финальной битве магов почему-то не участвуют, ограничиваясь ролью болельщиков. Персонаж Миранды Отто, видимо, задумывался как с виду чопорная, но заботливая наставница, но понимаешь это только в финале, когда в минуту опасности герои ни с того ни с сего обращаются к ней за помощью. Зато Кристофа Вальца в фильме много, и он вместе с Патриком Гибсоном держит на себе фильм, не давая ему распасться на серию скетчей.

Про сериалы и кино
«Джон Уик 4». Честный боевик класса «Б», выросший до эпического размаха
26.03.2023 18:52

Кое-где авторским замыслам препятствует ограниченность бюджета: в начале фильма Пола проводят через шумные офисные помещения, где суетливо снуют толпы клерков, но все остальное время здание «Уэллс и Ко» кажется полупустым. Любопытно еще, что австралийские создатели, кажется, всерьез намеревались сделать картину «в британском духе», имея в распоряжении лишь несколько общих планов Лондона и один двухэтажный автобус, который нам показывают в каждой из немногочисленных уличных сцен – чтобы мы не забывали, где разворачивается действие. Даже всплывающий поначалу в диалогах британский паб (какая же Британия без паба?), когда до него доходит дело, оказывается одним-единственным тихим столиком, который можно было снять где угодно, хоть у режиссера на кухне.

Кристоф Вальц. Фото: MEP Capital

Если ждать от «Бюро» истории в духе «Гарри Поттера», он скорее разочарует. Но если не ждать – вполне способен и очаровать. Режиссер Уокер всю дорогу сохраняет легкий, игривый тон и, кажется, искренне, желает просто развлечь зрителя веселой, на грани абсурда, кутерьмой. Здесь немало смешных шуток и нет скучных сцен. Странности и загадки, которые авторы громоздят друг на дружку в первой половине фильма, действительно интригуют. И даже когда во второй половине рассказ начинает скакать хаотичным галопом и все больше превращаться из фэнтези-детектива в комедийный капустник, можно просто получать удовольствие от капустника. Почему бы и нет? Тем более с такими-то актерами.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное