vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«В Европарламенте о высылке не говорят». Могут ли страны Евросоюза вернуть украинских мужчин на родину

Мужчина размахивает украинским флагом во время демонстрации в центре Берлина, Германия, 24 февраля 2023 года
Фото: AP Photo/Markus Schreiber / East News

В конце апреля 2024 года сразу в нескольких странах Евросоюза прозвучали заявления властей о готовности вернуть украинских мужчин на родину. Это произошло на фоне изменений в Украине законодательства о мобилизации и приостановке оказания консульских услуг для украинцев призывного возраста. Впрочем, некоторые страны — например Германия и Эстония — пообещали не высылать беженцев и эмигрантов. «Вот Так» узнал, что украинцы думают об угрозе депортации и спросил у депутата Европарламента, обсуждается ли такая инициатива на уровне ЕС.

Что говорят в ЕС

23 апреля украинский МИД приостановил оказание консульских услуг для украинских мужчин от 18 до 60 лет, которые находятся за границей. Теперь они (за редкими исключениями) могут оформить документы, в том числе загранпаспорт, только если вернутся на родину.

Уже 25 апреля на эту тему высказались власти Польши, которая приняла 850 тысяч беженцев. Министр обороны страны Владислав Косиняк-Камыш заявил, что республика готова помочь Украине вернуть мужчин призывного возраста, уехавших за границу после начала полномасштабной войны (при этом МВД страны обещает не депортировать украинцев с просроченными документами).

«Я думаю, что многих поляков возмущает, когда они видят молодых украинцев в гостиницах и кафе и слышат при этом, как много мы делаем для того, чтобы помочь Украине», — сказал министр обороны в комментарии Polsat News.

Вскоре власти страны решили, что с 1 июня новоприбывшие беженцы не будут получать единоразовую помощь в рамере 300 злотых (75 долларов), а с 1 июля и украинские семьи смогут рассчитывать на пособия от 800 злотых в месяц только при условии, что их дети будут ходить в польские школы.

Вслед за Польшей высказалась Литва. Министр обороны страны Лауринас Кащюнас заявил, что властям необходимо подумать о том, как помочь Украине вернуть уехавших из страны мужчин призывного возраста. Однако, по словам министра, Литва пока не рассматривает конкретные меры и следит за тем, какие решения примет Польша.

«Никто, конечно, не будет их собирать и отвозить в Украину — этого не будет. Но [можно ограничить беженцев] в социальных выплатах, разрешениях на работу, документах — это вариант, как я слышу и от польской стороны», — заявил Кащюнас.

8 мая в интервью Financial Times премьер-министр страны Ингрида Шимоните подтвердила слова министра обороны, что депортировать мужчин было бы незаконно, поскольку ЕС гарантирует всем украинским беженцам временную защиту как минимум до марта 2025 года. При этом она уточнила, что тем мужчинам, которых Киев признает уклоняющимися от военной службы, могут отказать в праве на постоянное проживание, сказала Шимоните. Вероятно, речь идет о получении ВНЖ вместо статуса временной защиты.

Обзор
«Очередное решение, которое подталкивает не возвращаться на родину». Как украинские мужчины реагируют на приостановку консульских услуг
23.04.2024 17:41

Власти Германии — страны, которая приняла 950 тысяч украинских беженцев — тоже высказались по поводу решения Украины не выдавать новые загранпаспорта мужчинам за рубежом. По словам пресс-секретаря МВД ФРГ Максимилиана Каля, это никак не отразится на их статусе беженца, поэтому они смогут оставаться в стране и после истечения срока действия документов.

При этом в Германии, по примеру Польши, идут разговоры о сокращении пособия украинским беженцам. Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрман из оппозиционного Христианско-социального союза предлагает платить им 460 евро в месяц, а не 563. Это сэкономит бюджету страны 840 млн евро в год. Однако правящие Социал-демократическая партия и «Зеленые» пока отрицательно относятся к этому предложению, сообщает немецкое издание Focus.

Власти Эстонии, принявшей больше всего беженцев в Европе на душу населения, тоже заявляют — украинцам не стоит опасаться депортации. Советница отдела политики гражданства и миграции МВД Аннели Викс рассказала ERR, что если украинцы не смогут продлить заграничные паспорта, то они не смогут путешествовать, но возможность получить или продлить вид на жительство в Эстонии у них останется.

Представители остальных европейских государств пока не делали заявлений, связанных с новым мобилизационным законодательством Украины.

Украинцы блокируют паспортный стол в Варшаве после объявления о приостановке консульских услуг. Скриншот: Facebook

Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк в интервью балтийскому Delfi заявил, что нужно общеевропейское решение о возвращении украинских мужчин на родину. «По моему мнению, это решение будет принято. И это заставляет молодых людей сейчас задуматься, где они, что они и как они будут чувствовать себя уже завтра», — сказал Подоляк.

Что об этом думают украинцы из разных стран ЕС

«Занимайтесь своими делами»

Влад приехал в Варшаву из Киева в январе 2022 года. Собирался немного пожить в стране, чтобы понять, стоит ли переезжать насовсем. Но российское вторжение в Украину все решило за него. С того времени он нашел работу курьером, начал встречаться с девушкой, снял квартиру.

«Мне нравится в Польше, она стала для меня вторым домом, спасибо ей за все. Я долго думал, что готов прожить тут всю жизнь, пока не начались эти разговоры о мобилизации», — рассказывает Влад.

Анализ
«Уехавших из Украины мы направляем в сторону отказа от гражданства». Депутаты Верховной Рады и эксперты — о том, что изменит новый закон о мобилизации
12.04.2024 14:59

Новость о прекращении оказания консульских услуг за рубежом Влада расстроила. Его паспорт заканчивается в 2025 году. Несколько дней он был на нервах, плохо спал и почти не ел. Его пугала мысль о том, что придется возвращаться в страну и, возможно, отправиться воевать.

«Я не хочу умирать, а государство делает все, чтобы это произошло. Когда я услышал еще заявление поляков (слова министра обороны о помощи Украине в выдворении мужчин призывного возраста. — Ред.), то еще больше разозлился. Какого х*я вообще вы собираетесь лезть в мою жизнь, я тут живу, плачу вам налоги. Я не виноват, что моя страна хочет затащить меня на войну. Вы-то куда лезете, занимайтесь своими делами», — возмущается Влад.

Сейчас мужчина решил, что если вопрос о документах встанет остро, то он подастся на беженство. Но не в Польше. Вместе с девушкой они задумались о переезде в Португалию.

«Что-то не вяжется с правами человека»

Богдан живет в Вильнюсе чуть больше года. В Киеве мужчина, по его словам, «удачно избегал мобилизационных мероприятий». В итоге он с помощью одной из незаконных схем уехал в Литву, когда ему предложили работу в местной IT-компании. О документах он не беспокоится, его паспорт действителен еще пять лет.

«Я понимаю, почему многие переживают. Неопределенность в эмиграции очень пугает. Мне, можно сказать, повезло. У меня есть стабильная работа, порядок с документами, да и к тому времени, как закончится паспорт, я надеюсь, что закончится и война», — рассказывает Богдан.

Однако готовность литовских властей помочь Украине вернуть мужчин мобилизационного возраста его все же настораживает.

«Это странно. Я не понимаю, как демократическая страна может вообще размышлять в таком ключе. Если ты вернешь украинца на родину, то с вероятностью 90% процентов его мобилизуют и он помрет где-нибудь на фронте. Что-то не вяжется с правами человека», — рассуждает Богдан.

Пока Богдан не задумывается о переезде из Литвы. Но не исключает, что может и передумать, если государство захочет давить на украинцев не только снижением социальных выплат.

Мужчины держат украинский флаг во время мероприятия с участием президента США Джо Байдена в Вильнюсском университете после саммита НАТО, Литва, 12 июля 2023 года. Снимок носит иллюстративный характер
Фото: KEVIN LAMARQUE / Reuters / Forum

«Живу сейчас как в сказке»

Даниил выбрался из оккупированного Херсона в сентябре 2022 года. Через Россию он смог приехать в Европу и добраться до Берлина. Сейчас он снимает комнату с другими беженцами и подрабатывает, выгуливая собак.

«Живу сейчас как в сказке, честно говоря. Все лучше, чем умереть от обстрелов русских дома или в окопе. Германия очень хорошо относится к беженцам, я не зря решил ехать именно сюда, да и последние события это подтверждают», — рассказывает беженец.

Ему нравится, что Германия сразу же заявила о своей позиции и пообещала никого не высылать даже с просроченными документами. Он не собирается переезжать из страны и чувствует себя здесь в безопасности.

«Тут все для людей, правительство скорее левое, к беженцам относятся хорошо. Но несмотря на все спокойствие, конечно, где-то в голове все равно сидит мысль: “А вдруг сейчас возьмут за шкирку и выкинут?” Не хотелось бы», — говорит Даниил.

Ждать ли украинским мужчинам депортации из ЕС?

Политолог, руководитель российской программы Фонда имени Фридриха Эберта Алекс Юсупов рассказал «Вот Так», что на данный момент украинцам призывного возраста, проживающим в Германии, не угрожает депортация.

«Это выглядит полностью невозможным. Прогрессивная коалиция, которая сейчас находится у власти, внутри партии на правительственном уровне неоднократно говорила о том, что гуманитарный профиль — это как раз сильная сторона немецкой поддержки Украины», — рассказал политолог.

Германия медленно стартовала с военной помощью, но она лидирует и в экономическом вопросе, и, в первую очередь, по приему беженцев не только количественно, но и тем, что люди получают доступ к системе социальных выплат и социального страхования. Это принципиальная позиция страны, предпосылок отказываться от нее нет. Это бы противоречило мировоззрению властей и всей политике, проводимой ранее, считает Юсупов.

«Даже тех людей, которые не имеют права находится в Германии, не возвращают в зону рисков и боевых действий — в Сирию, Афганистан, Иран и куда бы то ни было. Вернув человека туда, где ему грозит доказуемая опасность, государство совершило бы преступление», — объясняет Юсупов.

В ближайшие два года, как говорит эксперт, эта ситуация не изменится. Но потом в Германии пройдут выборы — к власти могут прийти другие политические силы. Например, у Христианского-демократического союза есть политик Йохан Вадефуль. Он активно высказывает за идею возвращения украинцев обратно, отмечает Юсупов:

«Это серьезный политик, я бы не назвал его популистом. Но пока он такой в партии единственный, но насколько его суждения распространятся на других представителей ХДС и насколько высок шанс его прихода к власти — пока непонятно. Еще рано об этом говорить».

Йохан Вадефуль во время выступления по пункту повестки дня «Поддержка Украины» на 157-й сессии бундестага Германии в Берлине, 14 марта 2024 года
Фото: Political Moments / SZ-Photo / Forum

Что касается остальной Европы, сейчас везде наблюдается «правый поворот» — судьба любых беженцев в ЕС в ближайшие годы выглядит хуже, полагает Юсупов. Но пока это нерелевантно для украинцев, так как они — исключение из этой системы в результате войны. По его словам, если это со временем изменится — например, война перейдет в более пассивную фазу, — то это отразится и на них.

Юсупов также отмечает, что общая тема беженцев как источник для популизма уже устоялась и используется европейскими политиками для набора политических очков.

Интервью
Логика Шольца против логики Макрона. Политолог Алекс Юсупов — о готовности Европы к войне и грядущих выборах в ЕС
10.04.2024 06:00

Депутатка Европарламента от Эстонии Яна Тоом заявила «Вот Так», что не видит в представительном органе консенсуса по вопросу возвращения украинских мужчин на родину.

«Например, в Эстонии мы дали этим людям статус временной защиты, и не существует просто юридического механизма его аннулирования. Европейский союз ценен тем, что мы очень правовое пространство. Сегодня это [возвращение украинских мужчин на родину] совершенно немыслимо. Ни о какой высылке между депутатами [Европарламента] речи вообще не идет», — рассказала Тоом.

Она также считает, что политики, которые делают заявления о возвращении украинцев призывного возраста, могут отрабатывать заказ общественности в рамках политической риторики.

«Возможно, сейчас будет создаваться некое лобби в Евросоюзе, которое попытается этот вопрос решить, но только в правовом поле. Есть директива о предоставлении временной защиты и она не предусматривает такого механизма. Значит, надо будет ее менять. Процесс таких решений у нас довольно долгий. Нужен консенсус — 27 стран “за”. Достичь, я думаю, этого будет непросто. Но то, что делают поляки и литовцы — шаги в этом направлении», — добавила Тоом.

Александр Скрыльников

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное