vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Британцы зовут украинцев пожить у себя. Иногда предлагают секс. Разбираемся в особенностях программы Homes for Ukraine

Юлия в пригороде Лондона со своей семьей, которая выступила для нее спонсором. Фото: Юлия Колтак для «Вот Так»

Великобритания едва ли не меньше остальных стран Европы принимает украинских беженцев. В сравнении с Польшей, где осели 1,5 млн человек, Соединенное Королевство на четвертом месяце войны впустило чуть более 60 тысяч украинцев. Преодолевших британскую бюрократию беженцев бесплатно принимают в семьях на срок до полугода. Возможность не переживать за ночлег и еду – отличительная черта программы Homes for Ukraine. В ЕС украинцы зачастую полагаются только на себя. Корреспондентке «Вот Так» Юлии Колтак удалось уехать от войны в Лондон. После месяца жизни на новом месте она делится своим опытом, а также рассказывает не всегда счастливые истории других украинцев.

В настоящее время беженцы могут въезжать на территорию Великобритании по двум типам виз: семейной (необходимо приглашение от близкого родственника) или спонсорской Homes for Ukraine. По состоянию на конец мая из 135 тыс. заявок на визу британские власти одобрили 115 тыс. Лишь половина обладателей виз добрались до Великобритании. Местное правительство ежемесячно выделяет 350 фунтов принимающим украинцев семьям, которые собственно и становятся опорой беженцам на ближайшие полгода.

Найти спонсора можно как на официальном сайте посольства Великобритании в Украине, подав заявку, так и в соцсетях. Мне повезло – искать не пришлось. Коллега из ВВС предложила помощь и познакомила меня со своей знакомой из пригорода Лондона. Затем мы вместе заполнили анкету, и ровно через неделю на почту пришло письмо с эксклюзивным кодом – он служит визой и разрешением на въезд. После этого у меня был месяц на переезд в Великобританию, в противном случае визу бы аннулировали. По прилету мне поставили штамп в паспорт, который позволит официально трудоустроиться и легально находиться в стране шесть месяцев. Затем есть вариант получить ВНЖ.

Дом в пригороде Лондона, где живет Юлия. Фото: Юлия Колтак для «Вот Так»

Британцы ищут любовь

У большинства беженцев все происходит не так гладко. Некоторые семьи ждут виз месяцами. Часто ответ приходит одному члену практически сразу, а заявка другого рассматривается гораздо дольше. Иногда украинцы, не дожидаясь ответа, отказываются ехать в Великобританию. Те, у кого терпение есть, стремятся попасть именно в Лондон, хотя желающих принять беженцев в столице все меньше. Порой девушки при поиске спонсора сталкиваются с откровенными предложениями сожительства.

«Я увидела объявление: порядочный молодой человек примет у себя украинских беженцев. На его странице было указано, что он менеджер IT-компании. Выглядел прилично, а когда я написала ему об убежище, он сразу спросил, есть ли у меня парень, и сказал, что ищет любовь. На том и разошлись», – рассказывает украинская беженка из Николаева Анастасия, которая в итоге осталась в Германии.

Случается и наоборот. Сначала британскую, а затем и украинскую прессу, заинтересовала история 22-летней беженки Софии Каркадым. Ее приняли муж и жена с двумя детьми, но уже спустя десять дней семья распалась. Охранник медучреждения Тони Гарнетт после десяти лет отношений бросил супругу ради украинки. В комментарии британским журналистам София сказала, что из-за этой ситуации ее родителям стыдно, но виноватой девушка себя не считает, поскольку расставание произошло не по ее вине.

“Я проводила много времени с Лорной (бывшая жена британца. – Ред.) и пыталась ей помочь. Но она была двуличной. Ее постоянные подозрения только сблизили нас с Тони. Она создала эту ситуацию, постоянно предполагая, что что-то происходит, когда этого не было. Так что это ее вина”, – рассказала София.

София Каркадым и Тони Гарнетт. 22 мая 2022 года. Фото: Louis Wood / The Sun / News Licensing / Forum

Украинцы ищут работу и школы

Кроме любовных перипетий есть и другие причины, по которым отношения между спонсорами и беженцами не складываются, вследствие чего последние оказываются на улице. В таком случае украинцы обращаются в местные советы. Те ищут им новых спонсоров, а люди в это время люди живут в хостелах бесплатно. Лондон перегружен, часто новых спонсоров предлагают в других городах или даже в небольших деревушках, но подходит это далеко не всем. По словам Владислава, дом которого остался в оккупированном Энергодаре, чем меньше населенный пункт, тем сложнее найти работу.

«Нас приняла пара пенсионеров в восточном Лондоне, дали нам цокольный этаж. Все было прекрасно, мы прожили почти месяц, убирали, готовили, все держали в чистоте и порядке, нашли себе работу. Потом Джейн (спонсор) заявила, что к ним переезжает внук и нам нужно покинуть дом в течение пяти дней. Мы обратились за помощью в районную администрацию, нам предложили новых спонсоров, но где-то в центральной части Англии, в небольшом городке. Сейчас думаем: ехать туда или пытаться арендовать какую-нибудь небольшую квартиру. Мы втроём: я девушка и ее сестра, – работаем, надеемся потянуть. Цена вопроса – около 1800–2000 фунтов», – делится своей историей Владислав.

Если взрослым разрешили работать, то детям позволили бесплатно учиться. Украинской журналистке Наталье Гончаровой, уехавшей вместе с мамой и дочкой, повезло. До Великобритании семья из Киева первые два месяца, пока не закончились деньги на аренду квартиры, жила в Словакии, но уже после переезда их жизнь наладилась.

«Я училась в Британии, а дочка ходила в Киеве в английскую школу. Потому решили воспользоваться спонсорской программой. Написала британцам на сайте. Что нас три человека: я, мама и ребенок. Они ответили, что, к сожалению, у них уже есть семьи из украинцев. Но обещали спросить у знакомых. И через два дня мне написала девушка, что они семья с тремя детьми из Лондона и у них есть свободный полуподвальный этаж, чтобы дать нам пожить. С отдельной кухней и ванной комнатой.

Встречающие в аэропорту Лондона. Фото из личного архива

Они отправили водителя. Нас встретили с табличкой в ​​аэропорту. Привезли к себе домой. Оказалось, что их дом в центре Лондона. И полуподвальное помещение выглядит как шикарная отдельная квартира, даже с отдельным выходом на улицу. К дому прилегает частный парк. Семья очень приятная. Он бизнесмен, она психотерапевт. Помогли устроить дочку в частную школу бесплатно. Получается, что сложности были только в поиске таких радушных людей», – говорит Наталья.

Дочь Натальи Гончаренко в Лондоне. Фото из личного архива

“До войны я ничего не знала об Украине”

В Украине существует множество стереотипов о Великобритании и британцах: начиная от овсянки по утрам и заканчивая несмешными анекдотами. Люди в Англии – полная противоположность местной погоде: они дружелюбны и веселы. Сегодня практически на каждой улице можно встретить украинский флаг, причем не только на административных зданиях, но и на жилых домах. Большого контраста между менталитетом не ощущается. Рацион питания среднестатистической лондонской семьи практически не отличается от киевской (за исключением борща): омлеты по утрам, мясо, птица, овощи, макароны, пицца и, конечно же, фастфуд.

Я живу в большой семье, мои спонсоры – семейная пара с тремя детьми и двумя собаками. В уютном доме места хватает всем. У меня отдельная комната с собственной ванной. Каждый вечер мы собираемся на ужин, часто играем в настольные игры и рассказываем друг другу о своих странах и традициях.

Семья, выступившая спонсорами, в честь приезда Юлии испекла кексы в цветах флага Украины. Фото: Юлия Колтак для «Вот Так»

«До войны я практически ничего не знала об Украине, к своему стыду. Да, мы слышали об аннексии Крыма и конфликте на востоке, но не вдавались в подробности. Но когда произошло это ужасное вторжение, мы были в шоке. Смотрели новости, видели разрушенные города, мертвых людей… хотелось как-то помочь, поэтому, имея большой дом и свободную комнату, ни минуты не думали, когда наша подруга сообщила, что девушке из Украины нужно временное убежище. У меня трое детей и, не дай бог, случись нечто подобное, я бы хотела, чтоб моих детей тоже так приняли. Мы очень переживаем за Украину и украинцев, верим в вашу победу», – говорит Норма Мак-Комб, которая меня приняла.

Как выжить в Лондоне

Чтобы остаться в Британии дольше, чем на полгода, украинским беженцам необходимо получить трехлетний вид на жительство BRP. С этим документом можно въезжать и выезжать из страны, работать и получать бесплатную медицинскую помощь. Для этого нужно сдать биометрические данные в специальном центре. Но не все здесь работает так же быстро, как в довоенной Украине, где переоформить права или паспорт можно было за день. Очередь на сдачу биометрии в Лондоне расписана на три-четыре недели.

Кому-то пластиковая карточка BRP приходит через четыре дня, а кто-то ждет больше месяца. Беженцу положена единоразовая финансовая помощь. На почту приходят два электронных ваучера по 100 фунтов, которые нужно обменять на наличные деньги в определенных магазинах в течение месяца. Тот еще квест – в большинстве из них оплата только картой.

Общественный транспорт в столице и пригородах очень развит, но день поездок обходится примерно в 20 фунтов, льгот у беженцев нет. Выпить кофе с бутербродом в кафе – 10 фунтов. Что касается работы, то украинцам в сфере обслуживания (рестораны, клининг-агентства, отели) готовы платить среднюю по меркам Лондона зарплату – от 9,5 до 15 фунтов за час. Временно безработные могут стать на биржу труда и получать 350 фунтов на человека ежемесячно, чего недостаточно как для жизни в Лондоне, так и в других городах. Поэтому за полгода, пока беженцам есть где жить и чем питаться, предстоит хотя бы подтянуть язык и найти работу. При условии, что они не планируют возвращаться в Украину.

Юлия Колтак для “Вот Так”

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное