vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Убить монополию «Росатома». Сможет ли Украина заместить российское топливо для советских реакторов

Работник едет на велосипеде по территории Уральского электрохимического комбината , принадлежащего госкорпорации «Росатом». Фото: Донат Сорокин / ТАСС / Forum

Украина планирует уничтожить монополию «Росатома» на европейском рынке ядерного топлива для реакторов советского типа ВВЭР-440. По словам министра энергетики Германа Галущенко, запуск производства позволит Киеву не только заработать, но и подтолкнет Евросоюз к введению санкций против атомной отрасли России. «Вот Так» разобрался, сможет ли Украина вытеснить «Росатом» с рынка реакторного урана.

Для производства ядерного топлива необходим обогащенный уран, наличие технологии и заводов, а еще — многомиллиардные инвестиции в отрасль.

В январе 2019 года Игорь Насалик, на тот момент — министр энергетики и угольной промышленности Украины, анонсировал старт строительства завода по производству ядерного топлива. Его планировали возвести за три года, но работы даже не начали.

19 мая 2023-го с похожим заявлением выступил министр энергетики Герман Галущенко:

«У нас есть задача начать изготавливать топливо для реактора ВВЭР-440 и уничтожить монополию “Росатома” в Европе. Мы активно работаем над введением санкций против россиян в атомной отрасли, но быстрее всего санкции будут двигаться, когда Украина сможет заместить ту продукцию, которая производилась только Россией».

Плавный уход от монополии

Во времена СССР в Украине, союзных республиках и странах соцлагеря атомные электростанции строили на водо-водяных реакторах двух типов: ВВЭР-1000 и ВВЭР-440 (цифры обозначают мощность в МВт. — Ред.).

После распада СССР Украина долгие годы получала топливо для Ровенской, Южно-Украинской, Запорожской и Хмельницкой АЭС от российской корпорации «ТВЭЛ» (одна из дочерних компаний «Росатома».Ред.).

Вид на Запорожскую АЭС в Энергодаре. Запорожская область. Украина, 24 ноября 2022 года. Фото: Александр Ермоченко / ТАСС / Forum

В 2005 году украинский «Энергоатом» подписал контракт с американской электротехнической компанией Westinghouse, чтобы заместить часть поставок российского топлива. С тех пор партнерство с американцами расширилось. В феврале 2023 года пресс-служба «Энергоатома» сообщила, что семь из 15 энергоблоков украинских АЭС полностью переведены на американское топливо TBC-W, однако восемь по-прежнему работают на российских поставках.

Оставшиеся энергоблоки планируют перевести на работу с американским топливом с 2024 года. Предполагается, что благодаря этому атомная энергетика Украины обретет окончательную независимость от России.

Последний контракт сроком на пять лет украинский «Энергоатом» и российский «ТВЭЛ» подписали в конце 2018 года во времена президентства Петра Порошенко — уже после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе. Полномасштабное вторжение стало поводом для расторжения договора. Сейчас для реакторов ВВЭР-440 Киев использует российские тепловыделяющие элементы, собранные на складах ранее. В мае 2022 года глава «Энергоатома» Пётр Котин заявлял, что запасов хватит на следующие пять-шесть лет — как раз до момента, когда Westinghouse обещает поставлять топливо для всех 15 реакторов украинских АЭС.

«Мы быстро отказались [после 2014 года] от российских услуг по инженерному сопровождению эксплуатации, от запчастей, от покупки оборудования в РФ. Но прекращение поставок свежего топлива от АО “ТВЭЛ” потребовало времени в связи с тем, что в 2010 году, при Януковиче, мы заключили долгосрочный контракт до 2020 года, потом продлили его еще на пять лет. Полномасштабное вторжение 24 февраля 2022 года стало поводом для расторжения контракта», — объяснила в разговоре с «Вот Так» украинский эксперт по ядерной энергетике и безопасности, кандидат химических наук, Ольга Кошарна.

Денег нет

Основной элемент ядерного топлива — обогащенный уран-235. Этот слаборадиоактивный металл добывают из горных пород. Поэтому одна из отраслей, где Украина хочет заместить «Росатом» — добыча топливного урана.

«Вопрос замещения России на рынке урана тоже является приоритетным. На сегодняшний день, к сожалению, они имеют около 40% этого рынка и сотрудничают со многими странами. Наша задача — также выбросить их оттуда», — заявил глава Минэнерго Галущенко, выступая 19 мая.

В июне 2022 года президент «Энергоатома» Пётр Котин предложил присоединить к компании предприятие «Восточный ГОК», единственного в стране производителя урановой руды. По словам Котина, это позволило бы добывать уран по конкурентной цене — то есть не только производить из этого урана топливо для собственных нужд, но и выйти на мировой рынок. Он добавил, что для этого необходимы инвестиции в размере порядка 12 млрд гривен (около 300 млн евро).

Единственное предприятие в Украине, где будут производиться компоненты ядерного топлива для отечественных атомных энергоблоков. 16 марта 2023 года. Фото: Bahmut Pavlo / Ukrinform / Abaca Press / Forum

Денег на реализацию этих планов нет, утверждает украинский эксперт по ядерной энергетике и безопасности Ольга Кошарна. По ее словам, уранодобывающая отрасль требует господдержки, а по итогам 2022 года у «Энергоатома» — убытки на 4 млрд гривен (около 100 млн евро).

«У нас единственное в Европе предприятие, добывающее уран. Но поскольку залежи находятся в гранитных породах, их добывают дорогостоящим шахтным методом. Поэтому себестоимость концентрата килограмма урана в Украине гораздо выше, чем, например, в Казахстане, где уран добывают более дешевым методом подземного выщелачивания. Кроме того, ракетные обстрелы повредили многие объекты энергосистемы и следующая зима будет хуже предыдущей. Важно думать о том, как мы зиму переживем», — говорит Кошарна.

Помимо нехватки дешевого урана планы Галущенко по замене российского топлива на украинское на европейском рынке упираются в еще один важный нюанс: Украина, в отличии от России, собственный обогащенный уран никогда не производила. Технологией с «Энергоатомом» готов поделиться Westinghouse, заявлял весной этого года министр энергетики Герман Галущенко.

Реакторов меньше, доходов больше

До начала полномасштабной войны на российском топливе работал каждый шестой атомный реактор в мире. Выручка дочерней компании «Росатома» от поставок обогащенного урана для реакторов ВВЭР-440, ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200 (уже российского производства) в 2020 году составила 107,3 млрд рублей (1,3 млрд евро). В частности, продукцию для 17 реакторов типа ВВЭР-440 «ТВЭЛ» поставляла в Финляндию, Чехию, Болгарию и Словакию. В ответ на вторжение России некоторые страны разорвали контракты на закупку урановых таблеток у «ТВЭЛ».

Карта: «Вот Так»

По мнению министра Германа Галущенко, в перспективе Украина может стать поставщиком ядерного топлива для стран, использующих реактор ВВЭР-440.

Несмотря на уход нескольких европейских партнеров, выручка «ТВЭЛ» за 2022 год выросла на 16% и составила 273 млрд рублей (3,85 млрд евро). Не последнюю роль в этом сыграло сотрудничество с Индией и Китаем: там также есть атомные станции с более современными реакторами советского и российского производства. Не готовы к экспериментам с новым топливом других производителей Турция, Иран, Бангладеш и Египет.

От российских тепловыделяющих элементов не отказались еще несколько государств. «ТВЭЛ» остается единственным поставщиком для Беларуси, Армении, Узбекистана и Казахстана.

Сейчас в Евросоюзе от ядерного топлива России зависит только Венгрия. Во-первых, страна продолжает принимать поставки из РФ. Правда, для этого пришлось заменить старый маршрут через Украину на новый — через Болгарию и Румынию. Во-вторых, Венгрия и Россия вместе строят АЭС Пакш-2. Для этого Россия выдала Венгрии госкредит около 10 млрд евро, что составило 80% общей стоимости работ. В тоже время глава МИД Венгрии Петер Сийярто призвал Евросоюз гарантировать, что ядерную отрасль, куда входит «Росатом» санкции не коснутся.

Это одна из причин, по которой даже в условиях войны «Росатом» остается среди мировых лидеров на рынке ядерной энергии. В то же время другим странам выгодно покупать российское ядерное топливо из-за его дешевизны. Инженер-физик Андрей Ожаровский говорит, что низкая стоимость обусловлена тем, что «Росатом» занимается экологическим демпингом, то есть производит реакторный уран с меньшими издержками за счет нарушения норм безопасности окружающей среды.

«Российская Федерация предлагает государственное финансирование, а также экспортные кредиты с отсрочкой выплат и низкими процентами. Поэтому многие страны, которым наплевать на свою репутацию и на то, что атомная энергетика опасна, могут продолжать сотрудничество с ”Росатомом”», — говорит Ожаровский.

Санкции, которых нет

Первый раз о санкциях против «Росатома» украинское правительство заговорило после того, как в ночь на 4 марта 2022 года российская армия обстреляла и захватила самую большую в Европе Запорожскую АЭС.

История
Россия превратила крупнейшую АЭС Европы в военную базу. «Вот Так» узнал, где на Запорожской станции спрятан БТР и чем ее отключение грозит Украине
12.07.2022 15:00

Осенью Украина внесла в свои санкционные списки более 700 физических и юридических лиц, связанных с «Росатомом», и призвала Европейский союз, страны G7 и другие стороны ввести санкции против госкорпорации, ее дочерних компаний и учреждений.

Страна выдвинула несколько требований. Первое — прекратить закупку российского ядерного топлива и ввести эмбарго на импорт российского урана. Второе — исключить «Росатом» из всех международных организаций и приостановить все активные международные проекты с участием России. Третье требование — остановка строительства АЭС, к которым причастна Россия. Свой призыв Верховная Рада повторила несколько раз: в феврале, марте и мае этого года. В феврале Украина сама ввела еще один пакет санкций против «Росатома».

Газовые центрифуги в цехе обогащения урана № 53 Уральского электрохимического комбината. Новоуральск, Россия. Фото: Донат Сорокин / ТАСС / Forum

О необходимости ограничений заявили Польша и страны Балтии. А пять стран «Большой семерки» — США, Канада, Великобритания, Япония и Франция — подписали соглашение о том, чтобы вытеснить Россию с международного рынка ядерного топлива и разорвать российский контроль над цепочками поставок.

Однако примеры других стран и многократные требования Владимира Зеленского не повлияли на Евросоюз: «Росатом» до сих пор не включили ни в один из десяти санкционных пакетов. В 11-й пакет Европейская комиссия также не планирует добавлять российского монополиста. Дело в том, что для принятия любых санкций необходимо достичь консенсуса всем странам ЕС. Это удалось в отношении прекращения поставок нефти и угля, но не ядерного топлива. Единого мнения не достичь без согласия Венгрии и Болгарии, у которых остаются реакторы советского типа.

Ольга Кошарна тоже говорит, что не стоит рассчитывать на европейские санкции, однако каждая страна может принять индивидуальное решение, как это сделали Великобритания, США и Украина.

Еще одна причина долгих переговоров заключается в том, что запреты в отношении российской атомной энергетики могут нарушить ключевой принцип санкций ЕС против России: они должны наносить ущерб России, а не Евросоюзу. На данный момент, учитывая зависимость Европы от поставок «Росатома» и обширный рынок его оставшихся партнеров, убытки скорее затронут Европу, а не Россию.

Планы украинского правительства по уничтожению монополии «Росатома» не кажутся выполнимыми в ближайшей перспективе, говорит эксперт Европейского информационно-аналитического центра по ядерной энергетике Владимир Кочмарский. Полная ресурсная независимость Украины, по его словам, возможна не раньше, чем через 5–10 лет — и то если нормализуется ситуация в связи с войной и не будет риска обстрелов.

«Разговоры [о производстве топлива] есть, но эта ситуация очень далекой перспективы. В Украине есть материалы, из которых изготавливается оболочка тепловыделяющих элементов, есть низкообогащенный уран, который необходим для этого, есть технология. Но нужно иметь производство, которое будет недосягаемо для атак, нужно строить заводы для обогащения урана, нужны свободные деньги. Будущего покупателя украинского топлива нужно убедить, что оно надежное. Для этого необходим опыт эксплуатации [на двух реакторах ВВЭР-440 Ровенской АЭС], а еще оно должно быть дешевле [, чем у конкурента]», — говорит Кочмарский.

Привлекательность «Росатома» для покупателей он объясняет тем, что это единственная фирма, которая работает десятилетиями, построила десятки стабильно работающих реакторов. «Бороться с гигантом трудно, но нужно пробовать», — заключает Кочмарский.

Ирина Новик

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное