vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

С такими соседями и враги не нужны. Протестующие в Северной Македонии обвинили Болгарию в «этноциде»

Акция протеста в Скопье перед зданием правительства Северной Македонии с требованием не обсуждать вопросы языка и идентичности страны в конфликте с Болгарией. Северная Македония, 7 июля 2022 года. Фото: Robert Atanosky / AFP / Forum

Северная Македония продолжает свой тернистый путь в Европейский союз. В отличие от абсолютного большинства других стран, которым для получения членства в организации требовалось уповать лишь на свои силы и следовать общему для всех кандидатов пути реформ, властям в Скопье приходится также искать компромиссы с несговорчивыми соседями. На этой неделе недопустимые, с точки зрения части северомакедонского общества, требования Болгарии привели к новой волне массовых протестов, которые переросли в беспорядки и столкновения с силовиками.

Несносные соседи

Северной Македонии не очень повезло с соседями. В течение тридцати лет, которые прошли с момента обретения страной независимости, один из них был источником военной угрозы, второй на протяжении многих лет блокировал вступление в евроатлантические структуры, а третий продолжает делать это и по сей день.

Речь идет об Албании, Греции и Болгарии. И если с первыми двумя северомакедонским властям удалось нащупать компромиссы, установив достаточно добрососедские, насколько это возможно на Балканах, отношения, то кризис с Софией сейчас в самом разгаре.

Болгария, сама ставшая частью Европейского союза в 2007 году, вместе с этим статусом получила право решать судьбу других кандидатов на членство в «европейской семье» (в частности, право вето при одобрении новой кандидатуры). Этим прямо сейчас болгарское правительство и пользуется для принуждения Скопье к уступкам по ряду вопросов истории и национальной идентичности — благо успешный пример Греции до сих пор перед глазами.

Болгарские фермеры держат флаги Европейского союза и Болгарии во время акции протеста против задержки сельскохозяйственных субсидий в селе Алтимир. Болгария, 2008 год. Фото: Stoyan Nenov / Reuters / Forum

Проблема заключается в том, что большинство болгар до сих пор считает Северную Македонию частью «болгарского мира», местное славянское население — ассимилированными властями социалистической Югославии болгарами, а македонский язык — диалектом болгарского языка. Ситуацию усугубляет более чем тысячелетняя история Болгарского государства и национальная молодость Северной Македонии, которая впервые обрела независимость лишь в 1991 году. В Болгарии ее территорию принято считать исконно болгарскими землями.

Собственно, здесь и лежит корень проблемы, поскольку София оказалась не в состоянии смириться с укреплением национального самосознания северомакедонцев и их дистанцированием от «болгарского мира». Согласно проведенной в 2021 году переписи населения Северной Македонии, количество граждан, назвавших себя болгарами, оказалось ничтожно мало — лишь 3504 человека (0,19% от общего числа населения страны), при этом лишь 762 из них разговаривают на болгарском языке дома.

Спор из-за Александра

Европейская эпопея Скопье тянется с 2004 года, когда власти страны подали официальную заявку на вступление в ЕС. Изначально главным тормозом евроинтеграции была Греция: в использовании названия «Македония» Афины видели опасность территориальных претензий и культурной апроприации греческого наследия. При всей кажущейся абсурдности позиция греков имела основание, поскольку современная Северная Македония — лишь часть гораздо большего исторического региона Македония, южная часть которого по итогам Балканских войн 1912–1913 годов отошла к Греции. Кроме того, греков не устраивало присвоение части истории Древней Греции северным соседом, в частности личности Александра Македонского.

Памятник “Воин на коне” в Скопье. Под этим воином подразумевается Александр Македонский, но напрямую об этом не говорится. Болгария. Фото: Ognen Teofilovski / Reuters / Forum

Спор между двумя странами тянулся более десяти лет, оставляя Скопье за порогом евроатлантической интеграции. Компромисс был найден лишь в 2018 году, когда стороны подписали Преспанское соглашение, а Македония официально стала Северной Македонией, убрав со своей госсимволики так называемые Вергинские звезды (художественное изображение звезды с шестнадцатью лучами) и произведя ревизию учебников по истории. В следующем году страна стала членом НАТО и со стороны Афин получила зеленый свет на вступление в ЕС.

В марте 2020 года Совет Европейского союза одобрил начало переговоров о вступлении Северной Македонии в ЕС. Однако несколько месяцев спустя в этот процесс вмешалась Болгария и фактически застопорила его. По словам главы МИД Болгарии Екатерина Захариевой, причиной этому стали исторические и языковые вопросы.

План Макрона

За несколько месяцев до этого София направила своим европейским партнерам шестистраничный меморандум, в котором разъяснялась позиция Болгарии по ряду исторических вопросов. В частности, речь шла о том, что жители Северной Македонии в действительности болгары, говорят они на болгарском языке, а македонская идентичность является искусственной — ее якобы навязали, пока республика находилась в составе социалистической Югославии.

Позиция болгарских политиков отражает общественные настроения: практически 70% опрошенных граждан Болгарии поддерживают твердую позицию Софии в этом вопросе. В свою очередь, в Северной Македонии согласиться с требованиями Болгарии готовы менее 10% респондентов.

Определенного прогресса удалось добиться летом 2022 года. В начале июня премьер-министр Болгарии Кирил Петков назвал три условия разблокирования процесса европейской интеграции Северной Македонии: согласие с рамочной позицией, принятой болгарским парламентом; включение болгарского населения в Конституцию Северной Македонии и защита его прав; выполнение Договора о добрососедстве.

Президент Северной Македонии Стево Пендаровски беседует с президентом Франции Эммануэлем Макроном во время саммита НАТО в Мадриде. Испания, 28 июня 2022 года. Фото: Jonatan Ernst / Reuters / Forum

После завершившегося неделю назад саммита НАТО в Мадриде о найденном компромиссе в разрешении кризиса заявил президент Франции Эммануэль Макрон. По его словам, речь идет о защите болгарского меньшинства в Северной Македонии, однако подробностей договоренностей он не раскрыл.

Президент Северной Македонии Стево Пендаровски назвал французское предложение «допустимым».

«На мой взгляд, это вопрос переходного компромисса, необходимого для завершения одной из фаз европейской интеграции, в которой важны три элемента [снятие вето Софии, подготовка к переговорам, отсутствие угрозы македонской идентичности]. Поэтому на данном этапе указанное предложение вполне приемлемо», — отметил он.

Голос улицы

Однако часть северомакедонского общества увидела в предложенном Макроном компромиссе угрозу. Начиная с минувшей субботы десятки тысяч протестующих вышли на улицы ряда городов страны (самая большая манифестация собралась в Скопье), требуя от властей страны не обсуждать вопросы языка и идентичности и обвиняя Болгарию в «этноциде» (политика уничтожения национальной идентичности).

Активное участие в протестах принимает оппозиционная правоцентристская партия ВМРО-ДПМНЕ, которой для победы на минувших парламентских выборах не хватило немногим более одного процента. Партийное руководство считает, что французский план может «легализовать ассимиляцию македонцев».

«Если Европа не готова принять нас, цивилизованных македонцев, мы дождемся других людей, которые понимают, что македонцы и македонская идентичность для нас превыше всего», — заявил лидер ВМРО-ДПМНЕ Христиан Мицкоски.

Продолжающиеся уже практически неделю протесты нельзя назвать мирными. Периодически они перерастают в столкновения с силовиками, в результате которых ранения уже получили не менее 47 правоохранителей. Журналисты сообщают также о нескольких стычках между этническими македонцами и албанцами, у участников которых было изъято огнестрельное оружие.

Евгений Чернухин для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное