vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Обсуждаете в соцсетях взрыв на Крымском мосту? «Вот Так» советует, как избежать обвинения в «оправдании терроризма»

Обсуждаете в соцсетях взрыв на Крымском мосту? «Вот Так» советует, как избежать обвинения в «оправдании терроризма»

Инсталляция в поддержку войны возле Крымского моста. Керчь, Крым. 8 октября 2022 года. Фото: STRINGER / Reuters / Forum

Сегодня, 8 октября, около 6 утра произошел взрыв на Крымском мосту. В результате загорелись семь топливных цистерн поезда и обрушились два автомобильных пролета. Вскоре Национальный антитеррористический комитет заключил, что причиной ЧП стал «подрыв грузового автомобиля». Учитывая название ведомства, которое сделало заявление, произошедшее вполне вероятно могут признать терактом. По крайней мере в Госдуме такое определение уже используют.

После взрыва на Крымском мосту СК возбудил уголовное дело. По какой статье, пока неизвестно. Однако, как отмечают эксперты проекта «Сетевые свободы», даже если происшествие не квалифицируют как террористический акт, одобрительные комментарии в соцсетях могут стать поводом для уголовного преследования.

Обновлено
«Он был одиночный, но затяжной». На Крымском мосту произошел взрыв, два пролета обрушены
08.10.2022 08:36

Безопасно ли одобрять подрыв в соцсетях?

Произошедшее сегодня утром вызвало огромный резонанс в соцсетях. Во многих телеграм-каналах, в твиттере и на других площадках россияне обсуждают случившееся. Комментариев сотни, если не тысячи. Какие-то из них в будущем могут стать предметом для преследования. Для таких случаев в российском Уголовном кодексе есть часть 2 статьи 205.2 — публичное оправдание терроризма в интернете. Это тяжкое преступление, по которому не предусмотрено условное наказание: либо штраф от миллиона рублей, либо лишение свободы на срок до 7 лет.

Согласно законодательству, оправдание терроризма — это «заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Однако уголовная практика показывает, что любой пост без явного осуждения теракта суд может квалифицировать как выражение одобрения. Юристы «Сетевых свобод» отмечают, что даже высказывание сочувствия пострадавшим или ирония по поводу происшествия можно подвести под статью 205 УК.

Так что единственный способ себя обезопасить — вообще не писать комментарии, в которых не считывается очевидного осуждения произошедшего, сказали «Вот Так» юристы «Сетевых свобод»:

«Предсказать фантазии правоприменителей невозможно. Даже эзопов язык не до конца безопасен».

Что говорит судебная практика? (Ничего хорошего)

В России сформировалась обширная судебная практика по делам об оправдании терроризма. Примером тому десятки уголовных дел за сочувствие Михаилу Жлобицкому. В 2018 году 17-летний анархист совершил самоподрыв в здании регионального управления ФСБ в Архангельске, ранив троих силовиков. В предсмертном сообщении молодой человек написал, что ФСБ «фабрикует дела и пытает людей». За происшествием последовала серия уголовных дел об «оправдании терроризма» из-за высказываний о Жлобицком.

Самое суровое наказание по такому делу понес житель Калуги Иван Любшин. В марте 2020 года его приговорили к 5 годам и 2 месяцам колонии за три высказывания во «ВКонтакте», где он одобрительно высказался об анархисте.

В октябре того же года Вологодский гарнизонный военный суд приговорил местного жителя Сергея Арбузова к 5 годам колонии строгого режима. 1 ноября 2018 года Арбузов оставил несколько комментариев в группе «Плохие новости 18+». Комментарий «Вот кому звание герой России давать надо, себя не пожалел» набрал 68 лайков.

Новости
Жительницу Калининграда оштрафовали на 350 тысяч рублей за репост статьи о взрыве в приемной ФСБ
19.11.2020 23:32

Еще одно дело датируется уже этим годом. 9 мая посла России в Польше облили красной краской во время возложения цветов к могиле советских солдат. Видеоролик с акцией распространился в интернете.

Сам инцидент квалифицировали как «нападение на лицо, пользующееся международной защитой, в целях провокации войны». А одобрительные или ироничные комментарии стали подводить под «оправдание терроризма». Одно из таких дел возбудили в июле в Татарстане. В рамках него у казанских журналистов прошло 13 обысков обысков, пишут «Сетевые свободы».

Как показывает судебная практика, число дел по «террористической» статье 205 УК РФ растет последние шесть лет. Если до 2018 года статья применялась крайне редко — по ней возбуждалось несколько дел в год, то после счет стал идти на десятки. По данным судебного департамента, в 2017 суд вынес девять обвинительных приговоров, в 2018-м — уже 44, а в 2021-м — 89.

Кроме того, за 12 лет существования «террористической» статьи ее заметно ужесточили. Отягчающим обстоятельством при совершении преступления стало считаться не только «использование СМИ», но и «использование сети “Интернет”». Выросли сроки заключения для обвиняемых по этим делам. Инициирует возбуждение таких дел преимущественно ФСБ, а судебные заседания проходят без участия присяжных.

Алёна Лобанкова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное