vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Мигель Краснов: 700 лет тюрьмы любимому казаку Пиночета

Мигель Краснов, 1990-е годы. Источник: elciudadano.com

Новый год для полковника Краснова начался с очередного обвинительного приговора. Еще 15 лет тюрьмы для одного из главных преступников военной диктатуры в Чили. Похищения, пытки, убийства. Против внучатого племянника донского атамана и экс-агента «Гестапо Пиночета» возбуждены около сотни дел. Общее наказание — почти 700 лет за решеткой. Спасти Краснова от чилийского правосудия пытался посол РФ.

«Мигель Краснов Марченко — человек невероятной холодности и жестокости. Он совершенно спокойно руководил пытками, операциями по убийству людей и наблюдал за изнасилованиями. Об этом есть сотни свидетельств. В 1974-ом Краснов допрашивал меня и Альфонсо, моего мужа», – рассказывает Эрика Хеннингс, директор «Londres 38».

Сейчас в доме №38 по улице Лондон в центре Сантьяго-де-Чили находится один из музеев жертв военной диктатуры. Раньше в этом здании секретная полиция DINA («Дирекция национальной разведки»), известная в народе как «Гестапо Пиночета», держала и пытала арестованных оппозиционеров. 30 июля 1974 года сюда привезли мужа Эрики Хеннингс – 23-летнего студента философского факультета Университета Чили Альфонсо Чанфро.

Краснов против MIR

Эрика и Альфонсо были активистами MIR («Революционное левое движение»). Эта политическая организация ленинско-чегеваристского толка, вдохновленная кубинским опытом, появилась в Чили в 1965 году. Она выступала за насильственное свержение капитализма. С 1970 по 1971 год члены MIR несколько раз грабили супермаркеты и банки. Во время нападений были убиты трое полицейских. После прихода к власти президента Сальвадора Альенде, который представлял коалицию левых и левоцентристов, MIR постепенно отказался от вооруженной борьбы, превратился в массовую левую партию и стал активно привлекать в свои ряды молодежь.

Студенты Альфонсо Чанфро и Эрика Хеннингс присоединились к популярному политическому движению. В его рядах в тот момент состояли не менее 10 тысяч человек: от готовых к террору экстремистов до молодых и несколько наивных идеалистов, вдохновленных парижским маем 1968-ого.

Альфонсо Чанфро.
Фото: Wikimedia Commons

«После государственного переворота 11 сентября 1973 года и прихода к власти Пиночета все партии, все люди, которые были не согласны с диктатурой, превратились в потенциальных врагов. Военные дали понять оппозиции, что сопротивляться не стоит, а то будет хуже. MIR решило не сдаваться, уходить в подполье и бороться. Тогда начались целенаправленные репрессии. Для этого, собственно, и была создана DINA», – объясняет Эрика Хеннингс.

В доме по адресу Лондон 38 работали три оперативные группы: «Орел», «Тукан» и «Ястреб». Последней руководил Мигель Краснов. Военные арестовали Альфонсо Чанфро ночью. Эрика отдала их маленькую дочь Наталию родным.

Эрика Хеннингс с дочерью Наталией, начало 1970-ых.
Фото: из личного архива

Ее саму задержали на следующий день. С завязанными глазами долго катали по Сантьяго, чтобы девушка не понимала, где находится, а потом привезли в то же место, что и мужа. Агенты DINA жестоко пытали Альфонсо Чанфро на глазах у жены, а когда не смогли выбить из него нужную информацию, заставили его смотреть, как страдает Эрика. «Они делали вещи, которые я бы не хотела вспоминать», – говорит Хеннингс.

Пытки продолжались больше двух недель. Альфонсо уже не мог есть и с трудом говорил. Последний раз Эрика видела мужа 13 августа 1974 года. 7 ноября Эрику Хеннингс насильно выслали во Францию. Останки Альфонсо Чанфро так никогда и не нашли. В 2015 году чилийский суд признал нескольких экс-агентов DINA, в том числе Мигеля Краснова, виновными в смерти активиста MIR. Наказание — 10 лет тюрьмы. Французский суд (у Чанфро было два гражданства) в 2010-ом заочно приговорил Краснова к 30 годам.

“Марксистска, так еще и еврейка!”

24-летняя Диана Арон была журналисткой и активисткой MIR. Она ждала ребенка. 18 ноября 1974 года девушка шла к друзьям, когда на улице ее попытались задержать «ястребы» Краснова. Журналистка побежала и получила четыре пули в спину.

«Я помню, как на Виллу Гримальди (один из центров для пыток DINA в Сантьяго – ред.) привезли Дину Арон. Она была ранена и истекала кровью, но ее все равно пытали. Лично Краснов. Я знаю это наверняка, потому что видела, как он кричал с окровавленными руками: “Марксистска, так еще и еврейка!”», – рассказывала в 1995 году в одном из интервью Марсиа Мерино. Она состояла в MIR. Под пытками агенты DINA заставили ее сотрудничать.

Точная дата смерти Дины Арон неизвестна. Ее тело не нашли. По этому делу Мигель Краснов получил 15 лет тюрьмы.

Диана Арон.
Фото: wikimedia commons

На два месяца раньше, чем беременную журналистку, «гестаповцы Пиночета» задержали 26-летнюю Луми Виделу, социолога и члена MIR. Ее запытали до смерти, переодели, накрасили, и перебросили тело на территорию посольства Италии. Диппредставительство в то страшное время приютило нескольких оппозиционеров, которые опасались за свою жизнь. Чилийские газеты писали, что Луми Видела стала жертвой пьяной оргии спрятавшихся диссидентов. Настоящие убийцы были осуждены лишь в 2008 году. Краснов на 10 лет.

Луми Видела.
Фото: wikimedia commons

“Врожденный дар убеждения”

Альфонсо Чанфро, Дина Арон, Луми Видела — это только самые медийно известные дела, по которым полковник в отставке Мигель Краснов признан виновным. Суды над ним продолжаются, и срок наказания все увеличивается и увеличивается. Экс-агент DINA не признает вину ни по одному из дел.

По словам Краснова, по адресу Лондон 38 он был лишь один раз, а о существовании «Виллы Гримальди» вообще не знал. Работал аналитиком, помогал ловить террористов. Спасал Чили от красной чумы коммунизма. Арестованных пальцем не трогал. Просто обладал таким врожденным даром убеждения, что они сами ему все рассказывали.

«Во время кратких визитов в эти места лейтенанту Краснову никогда не случалось видеть мертвых или избитых людей, о чем он всегда заявлял. Он утверждает, что никогда не видел ни зарешетчатых камер, ни инструментов для пыток», – это цитата из книги «Казак М.С. Краснов. Пленник за службу Чили» 2007 года.

Ее автор — чилийская правая писательница Жизела Сильва Энсина. В 2010-ом книгу опубликовало на русском языке издание Мемориала «Донские казаки в борьбе с большевиками». Она основана на интервью Краснова, подробно рассказывает его биографию и представляет полковника не убийцей, а мучеником, героем и спасителем отечества.

Свою работу в пиночетовском DINA военный считает продолжением борьбы с большевиками, которую в 1917 начали его родственники: двоюродный дед, атаман Всевеликого войска Донского Петр Краснов и отец Семен Краснов, командир личного конвоя барона Врангеля. Оба эмигрировали в Германию и воевали на стороне Гитлера против СССР. После победы союзников находились в Австрии, на оккупированной англичанами территории. Казаков выдали Москве, судили и повесили на Лубянке в январе 1947 года.

Армия о нем не забывает

Мигель Краснов родился 15 февраля 1946 года и отца никогда не видел. Его матери и бабушке с помощью знакомого дипломата удалось избежать выдачи в Советский Союз и уехать в Чили. Мать Краснова Дина Марченко была переводчиком, много работала и пыталась устроить на новом месте личную жизнь. В детстве Мигель большую часть времени проводил с бабушкой Марией.

Краснов отлично говорит на русском. Мария Марченко водила его в православную церковь и много рассказывала про дореволюционную жизнь, казаков, гражданскую войну, про то, как коммунисты разрушили ее жизнь. Это она вдохновила внука на поступление в военное училище, несмотря на то, что его мать была категорически против.

До 1970 года Краснов политикой не интересовался, ездил по гарнизонам. С Пиночетом, кстати, он познакомился, когда служил на севере страны, за несколько лет до переворота. Когда казак вернулся в столицу, Чили переживала глубокий кризис, как политический, так и экономический.

«На улицах любого человека в военной форме — матроса, летчика или карабинера — напрямую забрасывали вопросами, большей частью сводившимися к одному, наиболее актуальному для тех дней — чего ждут Вооруженные Силы и почему не свергают правительство?» – пишет Жизела Сильва Энсина.

Краснов с радостью присоединился к Пиночету и принял военный переворот почти с религиозным трепетом. Диктатор ценил преданность казака. В декабре 1974-ого лейтенант Краснов за свою работу в DINA получил от военной хунты медаль “За мужество”, а годом позже в составе официальной делегации сопровождал Пиночета в Испанию, на похороны Франсиско Франко.

Генерал Аугусто Пиночет.
Фото: Claudia Daut / Reuters / Forum

Про свою службу в DINA он рассказывает не особенно много. Ему там вроде как не особенно нравилось. С начальством не поладил. Просил о переводе. Никого не пытал и не убивал. Левые наговаривают. Против него существует чуть ли не всемирный коммунистический заговор. Все свидетели — подставные. Все обвинения – абсурдны.

«Моя фамилия прославлена моими предками, которые на других географических широтах боролись и отдали свои жизни за то же дело…несмотря ни на что, я не считаю себя побежденным и не чувствую себя сломленным чилийским офицером, тем более — поверженным и лишенным достоинства казаком», – заявлял Краснов в одном из открытых писем.

Демократия вернулась в Чили в 1990 году. После этого экс-агент DINA спокойно дослужился до полковника, в 1995 году его чуть было не назначили военным атташе посольства в Москве, и только в 1998 году ушел в отставку с отличным пособием — 3700 долларов в месяц (по данным за 2017 год, сидя в тюрьме). Краснов получает почти в 15 раз больше, чем обычные гражданские пенсионеры. Армия о нем не забывает. Предоставляет адвоката и лечит в лучшем военном госпитале.

Мигель Краснов в суде, 2019 год.
Фото: EFE

Выйти из “деликатной ситуации”

Тучи правосудия стали сгущаться над Мигелем Красновым после выхода в отставку. В 2000 году, как рассказывает в своей книге Жизела Сильва Энсина, назначенный российским послом в Чили Владимир Чхиквадзе пригласил Краснова с женой на ужин, передал привет от казаков, а потом предложил в ускоренном режиме сделать ему российское гражданство и таким образом выйти невредимым из «деликатной ситуации». Так дипломат назвал суды по преступлениям против человечности.

Казак был готов согласиться, второй паспорт ему бы не помешал. «Вы претендуете на двойное гражданство? Наше законодательство не предусматривает такую возможность. Россиянин должен быть россиянином и точка!» – возмущенно заявил посол Чхиквадзе. Отказываться от чилийского паспорта Краснов не захотел, а исключения в посольстве для него не сделали.

В Россию экс-агент «гестапо Пиночета» никогда не ездил и вряд ли отправится. Он сидит за решеткой с 2005 года, и родственники убитых агентами DINA готовы на все, чтобы он оттуда никогда не вышел.

  • По последним данным Национального института по правам человека, жертвами диктатуры Пиночета стали больше трех тысяч чилийцев, более сорока тысяч считаются пострадавшими. На момент военного переворота 1973 года в стране проживало 10 миллионов человек.

Екатерина Базанова для Vot Tak TV

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное