vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Египетская сила противодействия. Семьи жертв катастрофы над Синаем пять лет ищут справедливости

Обломки на месте крушения российского самолета на Синайском полуострове, 1 ноября 2015 года.
Фото: Максим Григорьев / ТАСС / Forum

С момента авиакатастрофы над Синаем прошло более пяти лет. Египетские власти до сих пор не признали произошедшее терактом. Более того, следователи африканской страны не передают российским властям необходимую для расследования информацию. Суды Египта и вовсе отвечают семьям погибшим, что не могут установить, кто именно находился в разбившемся самолете, а также ставят под сомнение родственные связи пассажиров с их семьями. На фоне этого в России все больше говорят о возможном возобновлении чартерных рейсов на Красное море, а также выделяют Египту $25 млрд.

Родственники погибших пассажиров самолета Airbus A321 компании «Когалымавиа» рассказали “Вот Так” о том, что обратились к президенту Египта Абдуле-Фаттах Ас-Сиси с требованием признать авиакатастрофу над Синаем терактом. Их письмо несколько недель назад передали по дипломатическим каналам сотрудники МИДа России. Ответа на это обращение пока нет, как нет ответов от египетских силовиков на запросы российских следователей. Именно из-за отказа передавать данные россиянам застопорилось расследование, рассказал источник “Вот Так” в МИДе РФ. Об этом же следователи сообщили Ирине Захаровой (ее дочь Эльвира Воскресенская погибла в том самолете).

Впрочем, вероятность того, что ситуация изменится, есть. По словам адвокатов, участвующих в деле, 16 марта состоится, возможно, одно из решающих судебных заседаний.

Как не признать теракт терактом, а жертв – жертвами

В египетские суды обратились порядка 70 родственников погибших. Самих исков, а соответственно и дел, которые рассматриваются, еще больше – свыше сотни. Основное требование – выплатить компенсации семьям в размере $3 млн. Процессы тянутся несколько лет. «Для Египта это политическая и экономическая история», – считает один из адвокатов, представляющих интересы россиян Давид Кухалашвили: «Для выплаты компенсаций власти должны подтвердить, что это был теракт. Если признать произошедшее терактом, придется платить не только родственникам, но и возмещать страховым компаниям понесенные расходы в виде страховых выплат, речь будет идти о сотнях миллионов долларов». Похоже, что платить эти деньги, а соответственно признавать вину и передавать следственные материалы, власти Египта не хотят, поэтому называют произошедшее “аварией”.

Люди держат портреты погибших в авиакатастрофе над Синаем во время акции «Живой самолет» в Санкт-Петербурге, 28 октября 2018 года.
Фото: Петр Ковалев / ТАСС / Forum

В связи с этим суды, которые, по словам адвокатов, ведущих дела о компенсациях, практически полностью подчиняются воле чиновников, зацепились за видение ситуации российскими компаниями «Ингосстрах» и «Когалымавиа». Часть дел в египетских судах касаются именно их, порядка 30 семей также требуют от них компенсации в размере $3 млн. Корпоративные юристы, чтобы не платить, придумали такой ход: они настаивают на том, что невозможно установить, кто именно был на борту, а также доказать, действительно ли истцы являются их родственниками. Суд согласился с такими аргументами.

Впрочем, в конце февраля апелляционный суд Каира велел пересмотреть одно из решений. Это может оказаться поворотным моментом.

Переломный момент

Родственники погибшего Ильи Сакерина потребовали от премьер-министра Египта, глав МВД, Минфина и Министерства гражданской авиации компенсаций. «Так принято в Египте. Иск подается не к ведомству, а к руководителям, но ответственность берет на себя вся структура», – объяснил адвокат Михаил Загайнов. Изначально суд отказал в удовлетворении требований как раз на основании того, что произошедшее не признано терактом. Но апелляционный суд Каира постановил пересмотреть это решение (документ есть в распоряжении редакции). «Это может быть признаком того, что ситуация изменилась, что Египет, возможно, готов признать произошедшее терактом», – надеется Загайнов. “Дел в судах много, но до настоящего момента решения в пользу родственников погибших не выносились. Надеемся, что это может быть знаком того, что процессы вернуться в правовую плоскость”, – добавляет адвокат. По словам Загайнова, для его клиентов главное не деньги, а справедливость – чтобы Египет признал произошедшее терактом, принял ответственность за необеспечение безопасности туристов и наказал виновных.

Каков будет результат, пересмотрит ли суд свое решение – будет понятно после 16 марта. Именно тогда начнется новое рассмотрение иска родственников погибшего Ильи Сакерина.

Председательница совета фонда «Рейс 9268» Ирина Захарова, которая потеряла дочь в той катастрофе, надеется, что влияние смогут оказать российские дипломаты: «Мы с ними находимся в постоянном контакте, знаю, что один человек работает в Египте». Впрочем, оценить действия российского МИДа она не может: «Мы все задаемся вопросом, достаточно ли делают наши власти для того, чтобы Египет признал произошедшее терактом. Я не знаю. Знаю, что какая-то работа ведется. Но мы все это делаем, чтобы другие люди не оказались на нашем месте и не прошли через тот ад, через который прошли мы».

Родственники погибших в авиакатастрофе над Синаем в аэропорту Пулково. Санкт-Петербург, Россия. 31 октября 2015 года.
Фото: Сергей Коньков / ТАСС / Forum

Близкие друзья и союзники

Несмотря на то что Египет официально не признает авиакатастрофу над Синаем, в которой погибли 224 человека, терактом, отказывается передавать все необходимые для расследования материалы, усомнился в том, что на борту были именно те люди, которые погибли, Россия продолжает относиться к этой стране как к близкому союзнику.

В 2018 году Россия предоставила Египту кредит в $25 млрд на строительство атомной электростанции. В том же году президент Владимир Путин подписал договор о взаимном стратегическом партнерстве с Египтом. Россия также собирается поставить 25 млн доз вакцины от коронавируса «Спутник V» этому государству.

Российский посол в Египте в письме местной газете упомянул, что Россия хочет открыть чартерное сообщение с курортами на Красном море, которое было прекращено после теракта. Впрочем, посол отметил, что власти Египта не предоставили компенсаций российским гражданам, а также что Россия не может быть до конца уверена в безопасности пребывания туристов в этой стране. Несмотря на это, российские СМИ уже написали, что возобновление полетов не за горами.

Будет ли здесь учитываться позиция Египта относительно теракта и связан ли с авиасообщением пересмотр дела, пока не понятно.

Плакат с изображением президента Египта Абдулы Фаттаха ас-Сиси и президента России Владимира Путина в Каире с надписью: “Мы рады приветствовать Президента Российской Федерации и истинного друга Египта Владимира Путина в Стране Мира”. 2017 год.
Фото: Mohammed Abd El Ghanky / Reuters / Forum

Суды и компенсации в России

В египетские суды некоторые родственники погибших обратились неслучайно. Кроме требования о признании теракта и компенсациях к африканским властям, они направили иски и к российским компаниям. Дело в том, что, рассматривая иски в Египте, можно добиться гораздо больших компенсаций, нежели в России, считают юристы. На родине всем семьям погибших администрация Петербурга перечислила по миллиону рублей, страховая компания «Ингосстрах» заплатила по 2 миллиона рублей тем, у кого остались семьи на иждивении. Осталась еще компенсация морального вреда. Те, кто пошел на мировое соглашение с «Ингосстрахом» получили порядка 500–600 тыс. рублей. Решившие требовать больших сумм в российских судах получили 150–200 тыс. За большими деньгами люди и пошли в египетские суды. «Если мы выиграем дела, мы сможем получить деньги с российских компаний. У России и Египта есть договор о правовой помощи, поэтому решения одного суда будут исполнены в другом», – объяснил адвокат Давид Кухалашвили.

31 октября 2015 года

Самолет A 321 авиакомпании «Когалымавиа» разбился над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года. Он летел из египетского курорта Шарм-эш-Шейх в Санкт-Петербург. Все 224 человека, которые находились на борту, погибли. Ответственность на себя сразу же взяла запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ. Теракт назвали местью за то, что Россия начала военные действия в Сирии. Российские власти признали произошедшее террористической атакой только спустя две недели. По версии следствия, взрывное устройство было заложено в хвосте самолета.

Арсений Веснин / “Вот Так”

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное