vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Центр «Досье» опубликовал историю внештатного сотрудника ФСБ, который занимался «революционерами» в 2017 году

Вадим Майоров

Вадим Майоров. Кадр из видео Константина Зеленина на YouTube

Центр «Досье» опубликовал историю человека, который называет себя Вадимом Майоровым — бывшим внештатным сотрудником ФСБ, сбежавшим из России. Большую часть фактов из его рассказов подтвердили независимые источники.

Вадима Майорова завербовали в 2016 году в Набережных Челнах. До этого он подавал документы в Пограничную академию ФСБ, но не был принят туда из-за судимых родственников. Внештатному сотруднику ФСБ платили 15 тыс. рублей ($208) в месяц. Он должен был внедряться в местные бандитские группировки.

Справка

Вячеслав Мальцев — лидер «Артподготовки». Блогер-националист покинул Россию в 2017 году. Оппозиционер обещал устроить революцию 5 ноября 2017 года. Несмотря на его эмиграцию, десятки сторонников Мальцева и его движения «Артподготовка» стали фигурантами уголовных дел и были приговорены к тюремным срокам.

В 2017 году он связался с активисткой общественно-политической организации «Артподготовка» (признана экстремистской, запрещена на территории России) Надеждой Беловой. Она рассказала Майорову о революции, запланированной Вячеславом Мальцевым на 5 ноября 2017 года. Эту информацию внештатный сотрудник ФСБ передал своим коллегам. Его куратор Рустам Галиакберов сказал вступить в эту организацию. Сам Майоров уточняет:

«Москве не нужен был никакой Галиакберов, пока не появилась “Артподготовка”. Это было громкое дело, всем хотелось отличиться, получить медальки. Движением занимались на уровне генералов — татарстанские договаривались с московскими о том, как мне вести разработки. Чтобы вы понимали, как плохо работает ФСБ: москвичи даже не знали, что Надежда Белова из Челнов. А наши вообще не были в курсе, что она планирует революцию, не проводили по ней никаких мероприятий. Только когда она позвонила, мы стали ее разрабатывать, трясти ее близких, пытаться склонить их к сотрудничеству».

Благодаря общению с Надеждой Беловой внештатный сотрудник ФСБ сообщал коллегам все подробности: какие города посещает активистка, какие цели преследует организация, почему участники этой группы хотят свергнуть путинский режим. Больше внимания в региональной ФСБ уделяли тем, кто планирует ехать на «революцию» в Москву.

В конце октября Вадим Майоров приехал в Москву, чтобы оценить, сколько сторонников Вячеслава Мальцева прибыли в столицу. Вместе с Беловой он жил в квартире «революционеров» в Подмосковье. Ее снимали Олег Дмитриев из Альметьевска (Татарстан) и Сергей Озеров из Арзамаса (Нижегородская область). Они планировали делать коктейли Молотова, но позже отказались от этой идеи. В ФСБ заявили, что в квартире что-то должно быть обнаружено, и когда к активистам присоединился Олег Иванов, Майоров спровоцировал его на изготовление подобия этого оружия:

«Фактически это была провокация ФСБ. <…> В бутылках из-под “Тархуна” и “Дюшеса” был залит бензин с маслом. Считать их коктейлями Молотова было невозможно. Иванов даже не осознавал, что он этим бензином будет поджигать, что он вообще будет делать — он не рассуждал об этом. И мне было понятно, что он не будет эти коктейли использовать. А еще я понимал, что, по сути, они говорят правду. И про коррупцию, и про то, что творится в стране, — их тяжело было упрекнуть в этих мыслях. Но у меня был приказ, и мне его надо было выполнить в любом случае».

Сам Иванов утверждал, что именно Майоров принес в квартиру бутылки.

В день, когда Майоров пришел с докладом к курировавшему его в Москве сотруднику ФСБ, в России начались массовые зачистки сторонников Вячеслава Мальцева. Революционеров задерживали по всей стране, их пытали. На следующий день, 1 ноября 2017 года, в подмосковной квартире «революционеров» прошел обыск. Олега Дмитриева, Сергея Озерова и Олега Иванова доставили в ОВД, арестовали на 15 суток. Позднее они стали фигурантами дела о терроризме и были приговорены к срокам от шести до восьми лет.

Суд над «Артподготовкой»

Сергей Озеров, Олег Дмитриев и Олег Иванов, активисты движения «Артподготовка», обвиняемые в подготовке теракта и участии в террористическом сообществе, в суде во время оглашения приговора. 22 января 2019 года. Фото: Антон Новодержкин / ТАСС / Forum

Майоров же после якобы задержания сбежал от сотрудников ФСБ. Он добежал до точки, где ждал сотрудников Федеральной службы безопасности. Ему передали ключи от квартиры, где прошел обыск. Там он и переночевал.

На следующий день мужчина позвонил Надежде Беловой и заявил, что после побега ночевал в лесу. Они встретились один раз. 5 ноября, в день запланированной революции, на которую ее организатор Вячеслав Мальцев в Россию так и не вернулся, Майоров встретился с Надеждой на Манежной площади. В этот день активистку задержали. По всей стране 5 ноября задержаны были около 400 человек, 300 из них – в Москве. При этом силовики забирали не только членов «Артподготовки», но и случайных прохожих.

Справка
Вадим Майоров на кадрах оперативной съемки

Олег Иванов, Сергей Озеров, Вадим Майоров и Олег Дмитриев во время обыска в квартире. Источник: оперативная съемка / Центр «Досье»

Сначала Белову отпустили как свидетельницу, затем задержали и оштрафовали за мелкое хулиганство – якобы она нецензурно выражалась. Из здания суда женщина сбежала, две недели она пряталась в заброшенном психдиспансере в Подмосковье.

9 ноября Надежда Белова стала фигуранткой уголовного дела. Женщину обвинили в том, что с другим активистом «Артподготовки» Андреем Толкачевым она якобы разрабатывала план теракта на линиях электропередач в день «революции», чтобы организовать энергетическую блокаду Москвы. При этом, по версии следствия, некие боевые группы по указке активистов должны были поджечь здания органов власти, нападать на силовиков, заложить в метро муляжи бомб и организовать ложные звонки о минировании жизненно важных объектов. Белова говорит, что ничего из того не планировалось, Толкачев свою вину в этом тоже не признал. Силовики объединили несколько дел, назвали активистов «устойчивым террористическим сообществом» и обвинили в его создании Вячеслава Мальцева. После возбуждения дела против себя Надежда Белова покинула Россию.

Вадима Майорова за успешную операцию наградили премией – 40 тыс. рублей ($555). Он рассказал:

«Это был мой первый раз с политикой, и я понимал, что они невиновны, и это все, по сути, провокация. Когда я вернулся, я должен был сдать в челнинское управление доклад. И мы тогда обсуждали, что это не методы — вот эти все пытки и коктейли Молотова, я даже не буду их коктейлями называть, это были бутылки с бензином. На этом не должны строиться уголовные дела».

Начальство сначала пообещало Майорову разобраться, а потом куратор внештатного сотрудника ФСБ заявил:

«Слушай, ну они же враги, враги нашей страны, так что не парься».

После этого задания ФСБ часто использовали мужчину. Например, перед президентскими выборами он должен был искать и срывать оппозиционную агитацию.

Позднее Майорова отправили во Францию, чтобы выяснить адреса Надежды Беловой и Вячеслава Мальцева. Он поселился в арендной квартире, где на несколько дней остановились Белова, ее муж и несколько других активистов «Артподготовки». Майоров вновь вошел в доверие к бежавшим революционерам. К тому моменту Вячеслав Мальцев получил во Франции статус беженца и новое жилье, и узнать его адрес у сотрудника ФСБ не получилось.

После возвращения в Москву Майорова допросили как засекреченного свидетеля по делу Дмитриева, Озерова и Иванова. Он уверяет, что на суде были зачитаны слова, которые ему не принадлежали. Затем показания Майоров дал и по делам других активистов «Артподготовки».

Когда внештатного сотрудника ФСБ вызвали в суд по делам активистов, которых он не знал, он решил уволиться. Из службы его не отпустили и вынудили поехать на суд. На нем, по словам мужчины, было много поддельных свидетельских показаний. При этом многие приговоры основывались именно на показателях свидетелей из ФСБ.

За хорошую работу Вадиму Майорову предложили перейти в центральный аппарат ФСБ. Ему выдали новые документы на фамилию Бестужев.

Вадим Майоров

Сбежавший из России Вадим Майоров, называющий себя бывшим внештатным сотрудником ФСБ, с новым паспортом. Фото: Центр «Досье»

Позднее мужчина с семьей уехал в отпуск в Турцию и не вернулся. Сейчас Майоров скрывается в другой стране. Мужчина рассказал журналистам:

«“Артподготовка” раскрыла мне глаза. Когда занимаешься ОПГ, это другой мир. К террористам и бандитам справедливости больше, чем к политическим. Там никто внаглую не фабрикует дела — там есть за что сажать, ведется разработка, собираются доказательства, выглядит все честно, нет таких провокаций. А когда я столкнулся с политикой… Я никогда раньше не верил в истории с фабрикацией дел — думал, если и сфабриковали, значит, человек в чем-то другом был виновен точно. Но я ошибался. Когда попадаешь в политотдел, долго не видишь этого, потому что собираешь доказательства. А вот когда доходит дело до судов, понимаешь, что пипец как все устроено. Все вообще по-другому. И единственный выход, единственный способ борьбы с этим — это просто рассказать правду».

Новости
ЕСПЧ обязал Россию выплатить компенсацию фигуранту «ростовского дела»
21.01.2021 17:33
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное