vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Каждый день из-за ковида умирает от 2400 до 3000 человек». Демограф Алексей Ракша — о новой волне пандемии

Медик в защитном костюме

По данным Алексея Ракши, в июле в России коронавирусной инфекцией заболевали 150–180 тысяч человек. Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Forum

Какова реальная смертность от коронавируса в России? Сколько миллионов россиян столкнулись с вирусом за пандемию и как в стране идет новая волна эпидемии? Независимый демограф Алексей Ракша ответил «Вот Так» на эти и многие другие вопросы, а также поделился неопубликованными данными Росстата. Подробности — в нашем большом интервью.

Такой заболеваемости мы раньше не видели

Согласно государственной статистике, в России почти 6,5 миллиона человек заразились ковидом. Умерло более 165 тысяч. Независимые эксперты подвергают сомнению официальные данные. Алексей Ракша уверен, что ковидные показатели намеренно занижены, а структуры, которые их распространяют, рисуют статистику. Демограф приводит имеющиеся в его распоряжении данные и на примере помесячной заболеваемости в нескольких регионах объясняет, какие выводы из них можно сделать.

— Что показано на этих графиках? Человек, смотрящий на них впервые, что должен для себя понять?

— Понять, что такой пандемии, как ковид, не было с 20-х годов XX века. После Гражданской войны, разрухи, тифа, холеры и прочих таких инфекционных заболеваний. Что если ничего не делать и не вводить локдауны, не убеждать людей вакцинироваться, носить маски и прочее, то смертность может возрасти более чем в два раза. Как мы это видим на примере Новосибирской области, которая на днях опубликовала статистику по умершим в июле. Носить маски, стараться с незнакомыми людьми близко не общаться, с большим количеством людей тем более.

И конечно, уже надо было давно вакцинироваться. Ничто другое пандемию остановить не может. Наше поведение или вакцинация.

— Почему такой резкий рост числа умерших на графике Новосибирской области по сравнению с 2020-м, несмотря на то что у нас появилась вакцина? Что это за скачок?

— Видите, это осенний скачок в Новосибирской области, который там был в октябре, а вот это – июльский, который уже его превзошел. И в Бурятии тем более. Это новый штамм, он распространяется быстрее, чем раньше, а люди соблюдают все ограничения еще хуже, чем раньше. Вот и закономерный результат. Иммунной прослойки категорически недостаточно, потому что недостаточно людей вакцинировались, несмотря на то что переболело, по разным оценкам, от 35 до 50% населения. Этого тоже недостаточно, потому что после болезни иммунитет постепенно пропадает.

Да и, к сожалению, после прививки иммунитет бывает не в 100% случаев, но все равно после прививки, видимо, иммунитет держится дольше, он лучше защищает, чем после болезни, потому что всё больше и больше людей болеют по второму и третьему разу.

— На данных каких ресурсов основаны эти графики?

— Это неопубликованные данные Росстата по числу умерших. На них вы видите зимние всплески, но, как правило, у нас зимой умирает людей больше, летом – меньше, но они не идут ни в какое сравнение с ковидом. Мы видим прекрасно, что у ковида нет сезонности как таковой, потому что предпоследний всплеск в России – с октября по декабрь.

А последний всплеск был в июле, это разгар летнего сезона, когда ОРЗ, ОРВИ, пневмонии вообще не должно быть почти. То есть заболеваемость такими болезнями обычно практически минимальная в это время года. Сейчас она такая, какую мы раньше никогда не видели ни у какого другого вируса респираторного, который передается именно таким путем.

Статистика и манипуляции

— Вы наверняка читали недавние расследования “Медузы”*, “Медиазоны” и “Холода”. Главное, что вы оттуда узнали?

Справка

Авторы расследования, опубликованного 20 июля, изучили выданные сервисом “Госуслуги” сертификаты и нашли в регистре Минздрава, где отслеживается число заболевших коронавирусом, 29 миллионов записей, то есть примерно в пять раз больше официальной статистики заболеваемости COVID-19 в России, которая на момент публикации насчитывала порядка 6 миллионов случаев. В Минздраве назвали выводы журналистов “фантазиями”.

Спустя две недели издания выпустили продолжение (а скорее, уточнение) расследования, в котором, применив другой метод, пришли к выводу, что лишь десятая часть записей в реестре Минздрава превращается в сертификаты переболевших. А с учетом того, что на “Госуслугах” зарегистрирована примерно половина россиян, получающаяся цифра “в грубом приближении совпадает с официальными сводками оперативного штаба (6,3 млн случаев на начало августа)”.

— Если вы про реестры Минздрава, то я, конечно же, подозревал, что у нас даже зарегистрированное число заболевших в разы больше, чем то, что нам пытается внушить Роспотребнадзор и “Стопкоронавирус.рф”. Но их оценки не очень точные. Судя по всему, в этой базе не только заболевшие, там, скорее всего, могут быть и просто какие-то ОРВИ, которые зимой вполне могут показать рост заболеваемости.

Есть, возможно, и пневмонии нековидные, но это всё не очень большие числа. И там если это либо 29 миллионов, либо даже 36 или сколько там сказал Минздрав (в ведомстве в ответ на расследование заявили, что в реестре на 21 июля было 39 миллионов записей и что это не только заразившиеся коронавирусом, но и больные пневмонией, а также вакцинированные. – Ред.), это не так важно, потому что в реальности, я думаю, в России с вирусом встречались примерно 65 миллионов человек на настоящий момент. Может быть, от 50 до 70 миллионов — это моя оценка.

Сколько из них обращались реально к врачам по этому поводу? Я думаю, что как раз около 20—30 миллионов — эта оценка близка к истине. И если бы у нас статистика была честной и тесты были бы хорошие, то, я думаю, что у нас было бы зарегистрировано примерно 40 миллионов случаев заболеваний. Потому что, допустим, в США соотношение именно умерших от ковида порядка 600 тысяч, а заболевших – 36 миллионов.

У нас от ковида умерло уже больше, чем в США. По моей оценке, избыточная смертность – около 640 тысяч, и я думаю, что ковидная не меньше.

Это означает, что у нас и переболело больше, чем 36 миллионов, ближе даже к 40 миллионам. И именно переболели так, что обращались к врачам, чтобы у них тесты зафиксировали это заболевание. Поэтому это уже гораздо ближе к истине, и, конечно же, мы прекрасно понимаем, что нам просто суют нарисованную от руки статистику по заболеваемости, да и по смертности тоже.

И конечно же, я призываю забыть, что у нас существует Роспотребнадзор и “Стопкоронавирус” — эти ведомства специально созданы, чтобы нам врать, чтобы искажать информацию. Это чисто политические какие-то ситуативные ведомства, которые бесполезны для того, чтобы понимать, что у нас происходит с пандемией.

Обзор
«Роса с листьев эдельвейса может быть спасением». Противники вакцинации и последствия их действий
27.07.2021 19:04

— Возможно ли вообще скрывать такую большую разницу в данных? Дело в намеренном сокрытии или еще в некомпетентности?

— Из 50—70 миллионов, столкнувшихся с вирусом, далеко не все обратились к врачу. Даже если бы у нас идеально работала система здравоохранения, все равно не все бы из них обратились к врачу, потому что эти люди даже не заметили, что они переболели. Они могли, конечно, кого-то заразить. Но реально у нас, я думаю, было бы около 40 миллионов зарегистрированных случаев. Разница получается почти в 6—7 раз. У нас сейчас по-моему 6 миллионов зарегистрировано? Я даже не слежу, мне вообще не интересно.

Ну в 7 раз, допустим, больше. А умерли 640 тысяч. Поэтому можете сравнить с нашими официальными цифрами, там только 160 тысяч умерших, да? Значит, по смертности разница ровно в 4 раза, а по заболеваемости примерно в 7 раз. В России, возможно, всё это – результат целенаправленных усилий. Вся система была построена в марте 2020 года и в начале апреля так, чтобы манипулировать, скрывать данные. Эти манипуляции вышли на максимум в мае, и с тех пор они на этом уровне и находятся. Система вот этого информирования создана для того, чтобы нам врать.

Анализ
«Все плохо, но лучше, чем было». Независимые аналитики о вакцинации в России
10.07.2021 17:13

— Как именно эта система манипуляций работает? Как фальсифицируют данные сейчас, есть ли разница с тем, как, допустим, год назад скрывали данные?

— Ну как они фальсифицируют? Представьте, что вы чиновник, который за это отвечает. Вы просыпаетесь и думаете, какую вам сегодня цифру нарисовать. Вот так они фальсифицируют. Причем, судя по всему, число умерших фальсифицируется сразу на федеральном уровне, а потом уже раскидывается по регионам, потому что это непреодоление планки в 800 умерших каждый день ярко свидетельствует о том, что это манипулируется централизованно. Либо регионы просто как-то отчитываются в центр, тоже фальшиво, а центр еще дополнительно как-то это все сглаживает, перераспределяет, перекидывает, сохраняет на следующие дни, потом вываливает, т.е. абсолютно рукотворная статистика. Как умеют рисовать, так и рисуют.

По заболеваемости, может быть, дело чуть сложнее, потому что, видимо, Москва докладывает все-таки более-менее правдоподобные цифры по заболеваемости. В целом по стране происходит то же самое, что и со статистикой смертности, но потом к ним прибавляют Москву, и таким образом вроде бы Москва по заболеваемости белая и пушистая, но по смертности Москва тоже абсолютно нарисована. Но, опять же, я призываю не тратить время на анализ этой очевидно заведомо фейковой статистики.

Врач с пациентом на ИВЛ

Медик возле пациента в отделении интенсивной терапии ковидного отделения клинической больницы № 2 в Краснодаре. 6 августа 2021 года. Фото: Юрий Козицкий / ТАСС / Forum

“Хуже уже не будет”

— Какая же сейчас все-таки правдивая, на ваш взгляд, статистика по умершим в сутки от коронавируса?

— Я думаю, что сейчас каждый день из-за ковида умирает от 2400 до 3000 человек, и это означает, что 2—3 недели назад заражалось 250—300 тысяч каждый день, из них примерно половина или 60% должны были обращаться в лечебное учреждение, им должны были делать тесты и обнаруживать у них вирус. Реальная статистика должна была бы быть в районе 150—180 тысяч заболевших каждый день в июле.

— Это можно назвать пиком?

— Да, это пик, хуже уже не будет, но это первое место в мире с отрывом. Это даже хуже, чем в Индонезии.

— Ждать ли нам осадки смертности после увеличения процента вакцинированных? И есть ли вероятность, что смертность после осадки вернется к прежним показателям через какое-то время? Если да, то через какое?

— Смотрите, осадка уже идет, но слишком медленно. Можно ожидать, что число смертей начнет медленно-медленно сокращаться, но мы об этом не узнаем, потому что статистика по общей смертности от всех причин существует ежесуточная, еженедельная, но это секретная статистика, от нас ее скрывают. Нам дадут только общую цифру за июль. Росстат будет обязан опубликовать это не позднее 15 сентября — прямо перед выборами.

Это будет очень плохая статистика, и существует вероятность, что Росстат просто ее не опубликует, а перенесет публикацию, нарушит сроки публикации, сделает после выборов, но ему за это ничего не будет.

Причем это будет не инициатива, конечно же, Росстата, ему просто прикажут статистику не публиковать. Я очень этого не хочу, но вероятность этого существует, потому что то, что начинает появляться за июль, пока я знаю только про два региона — Новосибирскую область и про Бурятию. И там и там смертность рекордная за всю историю этих регионов вообще в принципе. В Москве она уже рекордная за июнь и тоже за всю историю города Москвы соответственно.

— Какая смертность за июнь в Москве?

— В Москве сейчас 16 тысяч с чем-то, по-моему 16,2 тысячи умерли за июнь. В июне 2019 года умерли 9 тысяч, это плюс 75%.

— Как вы думаете, зачем скрывать смертность, если разумная цель — повысить уровень вакцинации?

— Они по-другому не умеют, они привыкли так, это способ их работы, они врут как дышат, по-другому просто эта система не работает.

— Мне кажется, что это противоречие. Почему не показать настоящую смертность? Может, тогда люди пойдут прививаться, а получается почему-то наоборот.

— Эта система вся соткана из противоречий, одна рука не знает, что делает другая. Они просто так привыкли, понимаете? Вся система под это заточена, и это можно изменить, только разрушив всю эту систему, просто закрыть все оперштабы, уволить всех людей, которые там работают, закрыть сайт “Стопкоронавирус.рф”, из Роспотребнадзора уволить всех, кто там работает и занимается этой статистикой, информированием. Просто заново набрать абсолютно новых людей, еще и в Минздраве поувольнять половину людей, кто фальсифицирует статистику. Начать с самого верха.

— Не идет ли еще в противоречие отмена некоторых ограничений, как в Москве, например, отмена обязательного ношения перчаток в метро? Заметно ли такая отмена отражается на данных? В конце концов, нужны перчатки в итоге или не нужны?

— Я думаю, что здесь противоречия нет. Доказано, что перчатки бесполезны давным-давно, еще в прошлом году. Просто у нашей системы нет заднего хода, и то, что Собянин вообще отменил, за это ему честь и хвала. Этот человек показывает признаки адекватности, это очень хорошо. Кстати, в Москве же реально заболеваемость снизилась, даже по этим запросам Москва опережала Россию хронологически, пик в Москве был в конце июля.

Горб, опять же, не люблю слово “пик”, горб ухудшения был в конце июня, и по настоящее время ситуация улучшилась почти вдвое, даже по запросам. И статистика Москвы по заболеваемости более-менее нормально отражает, поэтому я и считаю, что она похожа на правду. Но не по смертности. Поэтому да, ослабление ограничений я считаю адекватным, это в принципе соответствует тенденциям.

— Какие сейчас темпы вакцинации и достаточно ли их для борьбы с вирусом?

— Темпы вакцинации снижаются, мы точно не знаем этих темпов. Я призываю следить за статистикой на сайте, эти ребята делают хорошо свою работу. Они собирают данные по всем регионам по вакцинации и там показывают, что ее пик пришелся, по-моему, на конец июня — начало июля, т.е. тогда же когда и был пик волны, видимо.

Справка
Демограф Алексей Ракша

Алексей Ракша. Фото: RFE/RL

Сейчас вакцинация снижается, потому что отменяются решения об обязательности этой вакцинации с точки зрения посещения каких-то мест, с точки зрения продолжения работы в какой-то определенной профессии, под давлением общественного мнения, которое в прошлом году было науськано на то, что это все ерунда, что это грипп, что люди мрут от паники.

Под давлением искусно созданного общественного мнения государство дает задний ход. Люди понимают, что им идут навстречу в их пожеланиях, и таким образом темпы вакцинации снизились уже почти вдвое с их пика. Они все равно, конечно, выше, чем были весной, но этого недостаточно. Такими темпами мы получим какой-то коллективный иммунитет к новому году либо еще позже, если вообще такое случится.

Беседовал Александр Скрыльников / “Вот Так”

*Минюст РФ внес издание “Медуза” в реестр иностранных агентов
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное