vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Сентябрь — самый опасный месяц». Армения и Азербайджан приближаются к войне?

Армянские военные добровольцы во время боевых действий между Арменией и Азербайджаном недалеко от Нагорного Карабаха, 1 ноября 2020 года. Фото: Karen Minasyan / AFP / East News

Никол Пашинян заявил, что Азербайджан стягивает войска к границе с Арменией и Нагорным Карабахом. Напряженность в регионе растет, а наблюдатели не исключают, что конфликт перерастет в горячую фазу. Ереван идет на беспрецедентные шаги, демонстрируя Москве свое недовольство.

7 сентября на заседании правительства армянский премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Азербайджан «на протяжении последних дней скапливает войска вдоль линии соприкосновения с Нагорным Карабахом и границы с Арменией». Кроме того, по его словам, со стороны Баку «усилилась антиармянская риторика». Международное сообщество должно принять меры для предотвращения нового взрыва, заявил Пашинян.

Накануне, 6 сентября, министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов говорил о «военных провокациях на земле» со стороны Армении. «Серьезным источником напряжения в регионе является присутствие в Карабахе незаконных военных формирований численностью около 10 тысяч человек», — заявил Байрамов.

Баку пока не переходит к прямым угрозам. Однако слова Байрамова об армянских вооруженных формированиях в Нагорном Карабахе рифмуются с тезисом, который время от времени озвучивают азербайджанские обозреватели, о том, что Баку вправе провести в регионе контртеррористическую операцию.

С начала сентября на границе Армении и Азербайджана регулярно происходят вооруженные столкновения. Стороны обвиняют в обстрелах друг друга. В результате, по официальным данным, погибли уже не менее трех человек.

Угроза военной эскалации после окончания войны 2020 года «есть всегда», говорит директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян. Сейчас, по его словам, ситуация приближается к одному из пиков напряженности, но это происходит не первый раз. Например, в сентябре прошлого года, напоминает Искандарян, на армяно-азербайджанской границе начались бои и только по официальным данным погибли более 300 человек. Баку и Ереван тогда тоже обвинили друг друга в агрессии.

Житель села Сотк, который подвергся азербайджанскому обстрелу. Армения, 14 сентября 2022 года. Фото: Karen Minasyan / AFP / East News

Намерения Азербайджана не до конца ясны, соглашается журналист, политический обозреватель из Еревана Аршалуйс Мгдесян. «Баку задействует весь инструментарий, который у него есть: это и воинственная риторика, и демонстрация силы, и возможное применение силы — все для того, чтобы заключить мирный договор до конца года», — отмечает эксперт и добавляет, что сентябрь в регионе традиционно считается самым опасным месяцем. В сентябре началась война 2020 года и самое крупное обострение после ее окончания в 2022 году тоже случилось в сентябре. «В том числе из-за [благоприятных] климатических условий, этот месяц — самый тревожный в году», — добавляет эксперт.

Осложнение отношений с Москвой

На фоне роста напряженности в регионе в самой Армении растет недовольство действиями России. Особенно это заметно в последнюю неделю. Армяно-российские отношения сейчас находятся на самой низкой точке за всю постсоветскую историю, считает Мгдесян.

Никол Пашинян 3 сентября в интервью итальянской газете La Repubblica заявил, что при выстраивании своей безопасности Еревану не стоило рассчитывать только на Москву.

«Архитектура безопасности Армении на 99,999% была связана с Россией, в том числе по части оружия, приобретения вооружения. Но сегодня, когда сама Россия нуждается в оружии, вооружении, понятно, что при желании она не сможет обеспечить потребности Армении в сфере безопасности», — сказал премьер.

Отвечая на заявления Москвы о том, что западные страны подталкивают Ереван к вытеснению России из региона, Пашинян заявил, что это «Россия сама уходит из региона», а не наоборот. Премьер также задался вопросом, почему Россия не контролирует Лачинский коридор, заблокированный сейчас азербайджанскими силами, — единственную связывающую НКР с Арменией дорогу, свободный проезд по которой должны обеспечивать российские миротворцы. «Причин может быть две: либо Российская Федерация не может, либо не желает сохранять контроль над Лачинским коридором», — заявил Пашинян.

В Москве с Пашиняном не согласились. Дмитрий Песков напомнил, что Россия считает себя «абсолютно неотъемлемой составной частью» Южного Кавказа, и добавил, что «из Армении уходить Россия не может» и Москва продолжит быть гарантом стабильности в регионе.

Пустые полки в магазине из-за блокады Нагорного Карабаха. Село Степанакера, 1 февраля 2023 года. Фото: Marut Vanyan / Zuma Press / Forum

Нагорный Карабах с декабря прошлого года — уже более восьми месяцев — находится в полной блокаде. Гуманитарный кризис в регионе усугубляется с каждым днем — продовольствие не всегда удается привезти даже Красному Кресту. О том, как армяне живут в блокаде, ранее писал «Вот Так»:

История
«В очередной раз Москва предала и продала меня». Как выживает Нагорный Карабах после девяти месяцев блокады
07.09.2023 14:55

Правительство Армении 1 сентября отдало на ратификацию в парламент Римский статут Международного уголовного суда (МУС), который в марте 2023 года выдал ордер на арест президента России Владимира Путина. 5 сентября представитель российского МИДа Мария Захарова заявила, что Москва запросила разъяснения на этот счет.

Еще один символический жест — рабочая поездка супруги премьер-министра Армении Анны Акопян в Киев. Она привезла первую с начала войны армянскую гуманитарную помощь Украине.

В завершение 6 сентября Ереван сообщил, что в стране пройдут совместные армянско-американские учения Eagle Partner 2023. Они состоятся в рамках подготовки местных военных к участию в международных миротворческих миссиях.

Это при том, что в 2023 году Армения отказалась от совместных учений по линии Организации Договора о коллективной безопасности — ОДКБ (в организацию также входят Беларусь, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан— Ред.). По данным с сайта Минобороны Армении, последний раз военнослужащие страны принимали участие в совместных с российскими силами маневрах только в прошлом году. За день до анонса совместных с американцами учений Ереван отозвал своего постпреда при ОДКБ Виктора Биягова.

Вечером 8 сентября МИД России обвинил Армению в «серии недружественных шагов». Среди них – запуск процесса ратификации Римского статута МУС, поездка в Киев супруги Пашиняна «с передачей гумпомощи киевскому нацистскому режиму», а также проведение на армянской территории военных учений с участием США, говорится в заявлени.

Кроме того, на Смоленскую площадь вызвали посла Армении в России Вагаршака Арутюняна, ему было «сделано жесткое представление».

Если говорить об истории с ратификацией Римского статута, то она началась задолго до того, как МУС выдал ордер на арест Путина, напоминает Мгдесян. Ереван поднял эту тему осенью 2022 года — после того как азербайджанские военные во время эскалации расстреляли безоружных армянских пленных. Руководство страны тогда увидело в МУС дополнительный международный механизм привлечения Азербайджана к ответственности.

Паспорта, полиция и международные институты

Рост напряженности в регионе совпадает с беспрецедентной дипломатической активностью — в переговоры вовлечены и Россия, и США, и ЕС. В мае этого года Никол Пашинян заявил, что Ереван готов признать Нагорный Карабах в составе Азербайджана, тем самым нарушив самое важное табу, мешавшее сторонам договориться.

Однако камнем преткновения на переговорах остается будущее армянского населения Нагорного Карабаха. Ереван хотел бы, чтобы в случае установления над регионом полного контроля Азербайджана, проживающие в нем армяне получили гарантии безопасности. Этого можно было бы добиться с помощью международных организаций.

Армянские жители в селе Менц Шен. Нагорный Карабах, 2023 год. Фото: Gilles Bader / Zuma Press / Forum

Но на это не согласен Баку. Позиция Азербайджана — все вопросы, связанные с Нагорным Карабахом, являются внутренними. Там считают, что армяне, если они согласятся жить в составе Азербайджана, ничем не будут отличаться от других нацменьшинств страны, например талышей или лезгин.

Для полноценной интеграции Нагорного Карабаха действительно нужно решить ряд проблем: речь идет о паспортах, об организации работы полиции и органов местной власти, о правах на собственность, об использовании языка и о системе образования, отмечает старший научный сотрудник центра Карнеги Том де Ваал. «Потребуется много времени и грамотная помощь международного сообщества», — пишет он и добавляет, что азербайджанский президент Ильхам Алиев тем не менее спешит как можно скорее покончить со всем этим. Потому что сейчас на него не давят ни Россия, ни западные страны, которые настроены к Баку благожелательно.

По мнению Александра Искандаряна, проблема с заключением мирного договора состоит также в том, что страны по-разному смотрят на вопрос собственной безопасности. «Армения видит гипотетический договор как гарантию остановки или снижения любых военных акций», — говорит он, указывая при этом, что Азербайджану такого рода гарантии не нужны. Просто потому, что Баку не испытывает угрозы со стороны Армении или Карабаха, отмечает Искандарян.

Александр Астахов

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное