vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Степь посреди города. Как и для чего Саратов почти догнал по площади Москву?

Главная цель создания агломерации – привлечение в Саратов федеральных денег, в которых нуждается городская инфраструктура. На снимке – спасатели у разрушенного моста на реке Медведица в Саратовской области в апреле 2021 года. Фото: Дмитрий Черненков / ТАСС / Forum

С начала 2022 года Саратов стал вторым по площади среди всех российских городов. На протяжении последних полутора лет в Саратове идет территориальная реформа, в результате которой в состав областного центра уже вошли почти 80 населенных пунктов. Город увеличил свою площадь более чем в пять раз, и теперь солидная часть его территории – приволжская степь. Местные власти утверждают, что изменения позволят городу претендовать на большие деньги из федерального бюджета. Впрочем, несмотря на расширение, Саратов с населением в 900 тысяч человек так и не смог стать миллионником.

1 января 2022 года вступил в силу региональный закон, в соответствии с которым территория всего Саратовского района одноименной области становится частью муниципального образования «Город Саратов». Кроме того, мэрия уже анонсировала, что в ближайшее время к областному центру присоединяют еще и часть соседнего Татищевского района. Если в 2020 году территория города составляла чуть менее 400 квадратных километров, то теперь она выросла до 2100 – это на 460 квадратных километров меньше, чем площадь Москвы, и на 660 больше Санкт-Петербурга.

«Это такая старая советская тема – укрупнение. Было же несколько городов, которые вдруг решили сделать миллионниками за счет окрестных деревень. То, что сейчас называется агломерациями. Так сделала Пермь, так сделал Новосибирск. Ничего нового Саратов не выдумал, – говорит в беседе с корреспондентом «Вот Так» политолог и автор телеграм-канала «Давыдов. Индекс» Леонид Давыдов. – В принципе, это заявка на проект. Давайте делать миллионник. Ты можешь делать какие-то общие рекреации, у тебя много жителей, у тебя соответственно много потенциальных трудящихся, ты можешь приглашать фирмы, бизнес открывать и так далее. То есть переломить эту судьбу, когда злобные писатели XIX века писали про саратовскую глушь».

В 2007 году кандидат в депутаты Саратовской областной думы Александр Сидоренко предложил присоединить к Саратову крупнейший город-спутник – Энгельс – и назвать новый город Путин или Гагарин. В городе эту идею не поддержали. На снимке – памятник Гагарину на набережной Космонавтов в Саратове. Фото: Филипп Кочетков / ТАСС / Forum

В свою очередь, саратовский политолог Игорь Семенов уверен, что территориальная реформа свидетельствует в первую очередь о кризисе управления.

«Расширение города не обосновано ничем. Саратов – вымирающий город. Последние два десятилетия никаких намеков на развитие нет, но в это время идет расширение. Оно не вызвано объективными экономическими или социальными причинами. Причины исключительно политические: нужно показывать руководителям успехи, а когда их нет – начинаются “потемкинские деревни”. В руководстве страны есть идея: строить агломерации в Сибири. Решили посмотреть, как это выйдет у Саратова. Пускай набьют шишки, если им так надо», – считает Семенов.

Яндекс.Карты

Протесты в селах

Еще во времена Советского Союза к Саратову хотели присоединить крупнейший город-спутник – Энгельс. По замыслу, общее население должно было достигнуть миллиона человек, что привело бы к лучшему снабжению товарами и строительству метрополитена. В 2007 году с этой же идеей выступил кандидат в депутаты Саратовской областной думы Александр Сидоренко, который предложил назвать новый город Путин или Гагарин. Впрочем, каждый раз эта инициатива сталкивалась с сопротивлением как рядовых жителей Энгельса, так и местных элит – города так и не объединили.

Нынешнее расширение началось летом 2020 года, когда мэрия Саратова опубликовала письмо жителей поселка Калашникова, граничащего с городом на юге. Сельчане, судя по заявлению властей, попросились в областной центр сами, когда встретиться с ними вдруг приехал заместитель главы Саратова Максим Сиденко.

В течение следующих месяцев с аналогичной просьбой в адрес городских властей от имени жителей обратились депутаты сельских советов муниципальных образований Багаевка, Александровка и Красный Текстильщик, а затем и сел Рыбушки и Синенькое. Процедура присоединения предполагала проведение общественных слушаний, а затем – голосование сельских депутатов. Именно тогда инициаторы расширения Саратова столкнулись с самыми серьезными трудностями.

Сельчане приходили на общественные слушания и в резких выражениях объясняли чиновникам, что они против объединения с городом, а представители КПРФ, которые присоединились к протесту, обвиняли организаторов мероприятия в подвозе бюджетников и фальсификации итогов голосования. Депутаты сельского совета муниципального образования Александровское проголосовали против вхождения в состав областного центра. Однако в администрации Саратовского района заявили, что если весь район станет частью города, то выбора у Александровки не останется.

Жители поселка Усть-Курдюм, в свою очередь, узнав о присоединении к Саратову, решили провести референдум, однако областная избирательная комиссия отказала им, сославшись на ошибки в оформлении документов.

Будущие жители обновленного Саратова боялись, что после присоединения к городу они лишатся льгот, а налоги и тарифы вырастут. Чтобы успокоить людей, мэр Михаил Исаев подписал постановление, согласно которому за каждым новым населенным пунктом сохранится сельский статус и связанные с ним преференции. Это обещание повлияло на конечную редакцию закона о Саратовской агломерации.

«Есть муниципальное образование город Саратов, в состав которого входит 80 населённых пунктов. Это сам город Саратов, еще два городских и 77 сельских населенных пунктов. Это прямо прописано в законе Саратовской области, а стало быть, гарантирует сохранение сельских льгот для жителей», – сообщил в разговоре с «Вот Так» министр по делам территориальных образований правительства Саратовской области Сергей Зюзин.

Мост через Волгу в Саратове. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС / Forum

Село Багаевка и поселок Красный Текстильщик уже год находятся в составе Саратова, рассказывает Зюзин. С тех пор, по его словам, финансирование этих территорий выросло в 14 раз.

«Если раньше бюджет муниципальных образований Багаевское и Красный Текстильщик в общей сложности составлял чуть больше десяти миллионов рублей, то сейчас за счет участия в разных программах на эти территории за прошлый год было выделено 140 миллионов рублей», – говорит Зюзин.

«Без внимания не остаются»

После того как властям удалось включить в агломерацию первые муниципальные образования, дело пошло легче. Во второй половине 2021 года за присоединение к областному центру проголосовал весь Саратовский район. Правда, это потребовало некоторых изменений в управленческих структурах. Так, целая администрация Саратовского района, которая была структурным подразделением регионального правительства, превратилась в Комитет по развитию территорий мэрии Саратова, а все сельские администрации стали его территориальными подразделениями.

«По новым территориям у граждан было опасение, что власть удалится от жителей и будет сложнее решать какие-то вопросы. Территориальные подразделения появились там, где в каждом населенном пункте были сельские администрации. Они также продолжают решать текущие вопросы, но только как подразделения департамента администрации Саратова», – объясняет Зюзин.

Строительство жилого комплекса «Ямайка» в Саратове. 27 июня 2017 года. Фото: Артем Геодакян / ТАСС / Forum

Кроме органов исполнительной власти, все населенные пункты Саратовского района насчитывали в общей сложности 140 депутатов сельских советов. С ними поступили просто: все полномочия депутатов прекратили, а вместо сельсоветов создали новые представительские органы – общественные координационные советы. В них, как заявляют городские власти, предложили войти и тем жителям, которые активно сопротивлялись присоединению к Саратову.

В то же время интересы граждан новой агломерации на городском уровне стали представлять депутаты Саратовской городской Думы, шестой созыв которой был избран минувшей осенью. Кто из них теперь отвечает перед жителями новых территорий – пока не ясно.

Зачем расширяли?

На протяжении долгого времени с начала территориальной реформы истинные причины создания Саратовской агломерации оставалась загадкой для широкой публики, а ответы чиновников зачастую звучали абстрактно. Пока с официальных трибун слышались высказывания о неких инвестиционных или инфраструктурных проектах, горожане гадали, зачем в действительности расширяется Саратов. Так, некоторые предполагали, что на новых территориях появится опасное производство, другие говорили, что теперь квартиры для детей-сирот и переселенцев из аварийного жилья будут строить за десятки километров от центра. Впрочем, со временем чиновники прояснили свою позицию. Стало ясно, что главная цель создания агломерации – привлечение в город федеральных денег.

Вид на Саратов. Июнь 2017 года. Фото: Артем Геодакян / ТАСС / Forum

В свою очередь, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич не разделяет уверенности руководства Саратовской области.

«Денег у Саратова нет. У региона – Саратовской области – тоже особо нет. Прокукарекаешь чего-нибудь, тогда, может, выбьют тебе какой-то инфраструктурный проект. В Саратове в жутком состоянии вся коммуналка, трубы рвутся на улицах. Если дадут денег хотя бы на ремонт коммунальных сетей, уже будет хорошо. Но Минфин скажет: “Вас много, а я одна”. Если вдруг министерство ЖКХ выделит для проектного финансирования Саратов – значит, повезло. Но мы не знаем, по каким критериям будут распределяться деньги на инфраструктурные проекты», – рассказала «Вот Так» Зубаревич.

Между тем политолог Леонид Давыдов считает, что попытка саратовских властей может увенчаться успехом.

«Есть теоретический шанс получить деньги, чтобы их освоить. У нас нет другого инвестора, только государственный бюджет. И таких “саратовов” у нас в России десятки, если не сотни. Нужно хоть с чем-то прийти. Теперь скажут: “А вот у нас земли много!” Все территории, которые в состоянии что-то изобрести, предлагают себя как точку для инвестиции из Фонда национального благосостояния. Вот Саратов тоже думал, чего может предложить. Такое придумали, молодцы. Как говорится: упал в молочко – шевели ножками. Сможешь взбить сметану – вылезешь как-то», – говорит он.

Василий Лопата для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное