vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Катастрофа внутри катастрофы. Сирия одновременно борется с последствиями войны, эпидемии и землетрясения

Пострадавший от землетрясения проводит ночь на улице. Идлиб, Сирия. 9 февраля 2023 года. Фото: Muhammed Said / Anadolu Agency / Forum

Разоренная многолетней гражданской войной Сирия пострадала от сильнейшего землетрясения. Страна находится под санкциями. Россия и Иран — фактические хозяева режима Башара Асада — не могут оказать Сирии помощь в требующихся объемах.

Самый худший год

Удар землетрясения приняла на себя северо-западная часть Сирии — одна из самых многострадальных территорий страны. Сирийская гражданская война идет уже почти 12 лет. В последние годы армии Башара Асада при помощи россиян и иранцев удалось вернуть контроль над большей частью страны, но боевые действия еще тлеют. И северо-западня Сирия — главный очаг боев. Здесь расположена провинция Идлиб — оплот оставшихся в Сирии повстанческих группировок, а также другие граничащие с Турцией районы, подконтрольные враждебным Асаду протурецким отрядам.

Это районы перманентной гуманитарной катастрофы, до сих пор они являются мишенью для российской военной авиации и правительственной артиллерии. Теперь они пережили еще и сильнейшее за последние десятилетия землетрясение.

Поисково-спасательные работы после землетрясения в Идлибе, Сирия. 9 февраля 2023 года. Фото: Muhammed Said / Anadolu Agency / Forum

Впрочем, подконтрольные Дамаску земли, подвергшиеся удару стихии, тоже годами находились в кризисном положении. Например, в зоне землетрясения оказалась провинция Алеппо, разоренная в ходе боев 2012–2016 годов. Сам город Алеппо — когда-то процветающая экономическая столица Сирии — был ареной сражения, которое дамасская пропаганда называла «матерью всех битв». Теперь руины, оставленные войной, помножены на руины после землетрясения.

Режим Башара Асада уже долгие годы находится под международными санкциями из-за жесточайших репрессий, которые диктатор обрушил на сирийский народ. Таким образом организация крупномасштабной международной гуманитарной помощи стране оказалась невозможной. Пресс-секретарь Государственного департамента США Нед Прайс уже заявил, что США будут помогать Сирии через неправительственные организации без взаимодействия с режимом Асада, которого они не признают легитимным.

Фотография президента Сирии Башара аль-Асада возле обломков здания после землетрясения в Джаблехе, Сирия, 9 февраля 2023 года. Фото: Yamam Al Shaar / Reuters / Forum

«Было бы странно для нас, если не сказать контрпродуктивно, обратиться к правительству Сирии, которое в течение дюжины лет относится к своему народу крайне жестоко — травит его газом, убивает, остается ответственным за большую часть страданий, которые люди пережили», — цитирует Прайса «Настоящее время».

Прайс также отметил, что у США есть связь с работающими в Сирии некоммерческими гуманитарными организациями, которые «в отличие от сирийского режима, существуют для того, чтобы помогать людям, а не терроризировать их».

В стране действительно находятся представители некоторых НКО и гуманитарных миссий, и их оценки ситуации крайне пессимистичны. «Общественные службы [в Сирии] и так были на грани краха после 12 лет кризиса, — приводит Би-би-си слова Эммы Форстер, работающей в Дамаске менеджера по политике и коммуникациям Норвежского совета по делам беженцев. – Люди говорят, что это самый худший год, включая годы войны». Такие мрачные слова можно понять: в 2022 году в разрушенной войной Сирии началась эпидемия холеры.

Представитель Международного комитета спасения Марк Кайе призывает усилить помощь сирийцам: «В любом другом месте мира это было бы чрезвычайной ситуацией, но то, что в итоге случилось в Сирии — это чрезвычайная ситуация внутри чрезвычайной ситуации».

Насер аль-Вакаа, переживший землетрясение, на обломках своего дома держит в руках клочок бумаги с письмом своей погибшей дочери Хебы. Джандарис, Сирия, 9 февраля 2023 года. Фото: Khalil Ashawi / Reuters / Forum

Однако невозможно наладить доставку помощи сирийцам на подконтрольной Дамаску территории в обход асадовского правительства.

Россия и Иран — слабая надежда

Основываясь на предыдущем опыте, правозащитники отмечают, что все выделенные на помощь сирийцам деньги проходят через правительство в Дамаске и в конечном итоге помогают финансировать правительство, идут на помощь организациям, которые тесно связаны с семьей Асада.

Это стало совершенно ясно во время пандемии COVID-19, подтвердил Андре Банк, старший научный сотрудник Института ближневосточных исследований GIGA в Гамбурге. Во время пандемии правительство Асада пыталось контролировать импорт вакцин и стремилось распространять их только среди лояльных групп населения.

«Это просто показывает, насколько избирателен режим [Асада] и как он использует помощь для сохранения своего господства», — сказал Бэнк изданию Deutsche Welle.

Ребенок, пострадавший от землетрясения, на полу в мечети. Идлиб, Сирия. 9 февраля 2023 года. Фото: Muhammed Said / Anadolu Agency / Forum

В основном сирийцам остается надеяться на помощь России и Ирана — покровителей и фактических хозяев Башара Асада. Россия отправила в Сирию два самолета МЧС. Привезенные ими спасатели сейчас разбирают завалы в пострадавших городах. Самолет с 45 тоннами гуманитарной помощи отправил в Дамаск и Иран. При этом представители Израиля уже заявили, что если Иран начнет поставлять оружие своим региональным союзникам в Сирии под видом гуманитарной помощи, то израильская армия без колебаний нанесет удар по этим логистическим цепочкам.

Россия и Иран переживают нелегкие времена. Россия ведет кровопролитную и малоуспешную войну с Украиной, ее экономика тоже под санкциями. В Иране то затухают, то снова разгораются массовые протесты, ставящие под вопрос само будущее Исламской республики. Так что ни Москва, ни Тегеран не в состоянии предоставить целиком зависимому от них сирийскому государству необходимые объемы помощи.

Ситуация на неподконтрольных сирийскому правительству территориях еще тяжелее. Между ними и остальной Сирией даже не «линия разграничения», а настоящий фронт. Единственный способ доставить гуманитарную помощь — везти ее через северную сирийско-турецкую границу. Большая часть погранпереходов давно закрыта из-за войны, функционирует только один пропускной пункт — Баб эль-Хава. Возобновление работы всех погранпереходов и организация для поставок логистических маршрутов через территорию Турции, тоже разоренную стихийным бедствием — залог выживания для десятков тысяч сирийцев. 9 февраля туда смогла пробиться первая колонна ООН с гуманитарной помощью. Как сообщает Би-би-си, шесть грузовиков миновали этот пропускной пункт и въехали в Идлиб.

Роман Попков

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное