vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Томича приговорили к 3 годам ограничения свободы за использование «хакерской программы». Прокуратура и суд запутались, что это за приложение

Мужчина с открытым на телефоне VIPole. Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС / Forum

Октябрьский районный суд Томска назначил 3 года ограничения свободы местному жителю Георгию Белоусу за использование приложения, скрывающего пользователя и его трафик. В приговоре идет речь о мессенджере VIPole. Однако в томской прокуратуре сказали, что суд перепутал название.

«Вот Так» рассказывает, в чем обвинили Белоуса, как приговор может отразиться на пользователях и причем тут VPN.

Что известно о деле

Белоуса признали виновным в использовании вредоносных компьютерных программ (ч. 1 ст. 273 УК). «Вредоносность» приложения, согласно решению суда, состоит в том, что через него нельзя идентифицировать пользователя и его сетевую активности.

Из приговора следует, что осужденный установил программу в 2018 году, чтобы скрыть следы своей деятельности в сети интернете. Он пользовался ей до 2020 года.

Белоуса приговорили к 3 годам ограничения свободы с условием не покидать Томск, не менять место жительства и раз в месяц отмечаться в полиции. Дело вело ФСБ, его рассматривали в особом порядке, то есть без оценки доказательств, поскольку осужденный признал виду.

Других подробностей дела неизвестно, однако IT-специалист, с которым поговорила «Тайга.инфо», предполагает, что приложение могло собирать личные данные других пользователей.

О таком приложении идет речь

В приговоре суда вредоносной программой назвали болгарский защищенный мессенджер VIPole. Создатели VIPole называют программу «защищенным мессенджером для личного общения, команд и компаний». Его шифрование, по словам разработчика, не позволяет раскрывать данные пользователя посторонним.

VIPole чаще всего используется для координации на черном рынке, например в торговле наркотиками. Сама компания зарегистрирована в Болгарии в городе Пловдив, но работает в основном на российском рынке.

При этом, предположительно, мессенджер может быть связан с ФСБ. В 2011 году в Москве было зарегистрировано одноименное ООО, принадлежащее Андрею Ощепкову — соучредителю компании «Киберника», получившей лицензию ФСБ на разработку шифровальных систем.

Несмотря на информацию в приговоре, в томской прокуратуре заявили, что VIPole не имеет отношения к этому делу. Программа, о которой действительно идет речь в деле, по словам прокурора, популярна среди хакеров и в открытом доступе найти ее нельзя. Название приложения в ведомстве не раскрыли поскольку, как пишет «РИА Томск», тогда пользователи смогут найти программу можно найти в даркнете.

Vtomske.ru пишет, что прокуратура не смогла объяснить, как так вышло, что в приговоре оказалось неверное название. На запрос о комментарии в пресс-службе Октябрьского районного суда изданию пока не ответили.

Первый приговор за VPN?

Некоторые СМИ начали подавать решение томского суда как приговор за «использование VPN». Однако это не так. Адвокат и старший партнер проекта «Сетевые Свободы» Станислав Селезнев объяснил «Вот Так», что VIPole предлагает исключительно услуги по передаче и хранению данных между своими пользователями — то есть это мессенджер, а VPN-приложения обеспечивают шифрование всего трафика от устройства до сервера, то есть используются для доступа к любым интернет-сервисам и ресурсам.

С ним согласен технический эксперт Privacy Accelerator Станислав Шакиров. По его словам, данное дело выбивается из практики по вредоносным ПО. «Например, когда кто-то присылает вирус, чтобы украсть у жертвы деньги, то понятно: ПО вредоносное. Оно что-то делает на компьютере другого человека и это наносит хозяину компьютера вред», — говорит Шакиров. Неясно, почему мессенджер охарактеризован как вредоносносный: возможно, в этом случае правильнее говорить не о прецеденте, но о казусе, то есть очевидной ошибке, считает Селезнев.

Чего ожидать пользователям других мессенжеров

В «Сетевых свободах» считают, что использованная в приговоре формулировка позволяет обвинять по ст. 273 УК РФ любого пользователя WhatsApp, Telegram, Viber и других приложений.

Юрист «Роскомсвободы» Евгений Кравченко уверен, что данное дело выбивается из массива дел по этой статье, поэтому риск обвинения пользователей других мессенджеров маловероятен. В разговоре с «Вот Так» он отметил, что в основном юридическая практика строится на осуждении за вирусы и неправомерный доступ к информации, количество дел по данной статье невелико. Согласно статистике судебного департамента, за первое полугодие 2022-го по ст. 273 осуждены 32 человека, а по первой части — той, что вменяют Белоусу — всего девять.

Алёна Лобанкова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное