vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Год непростых решений для Украины: от чего зависит судьба на поле боя и в тылу

2024 год рискует оказаться во многом решающим для Украины. Страну ждет сразу несколько непопулярных, но назревших решений, от которых будет зависеть ее судьба на поле боя и в тылу.

Не соприкасаться с войной больше нельзя

Война редко бывает временем популярных шагов. Военная логика требует от власти решений, которые нередко идут вразрез с общественными ожиданиями. Первые два года официальному Киеву удавалось избегать подобного, но третий год войны рискует внести свои коррективы.

Первый непопулярный шаг — ужесточение правил мобилизации. До войны украинская армия насчитывала около 260 тысяч военнослужащих. В первые недели войны под военкоматами стояли очереди из добровольцев. Благодаря им Украине удалось нарастить общую численность Сил обороны (армия, Нацгвардия, пограничники и прочие силовые ведомства) до почти миллиона человек.

Солдаты-добровольцы на улицах Киева. 28 февраля 2022 года. Фото: Diego Herrera / Zuma Press / Forum

В отличие от периода АТО, когда срок мобилизации составлял 14 месяцев, сейчас мобилизованные украинцы служат бессрочно. Волна недовольства этим фактом нарастала, и в итоге в парламент был внесен законопроект, который предусматривает возможность демобилизации военнослужащих после 36 месяцев службы.

Правда в законопроекте уточняется, что демобилизация будет временной — на два года, после чего ветерана снова могут призвать в армию. Кроме того, решение о демобилизации будет приниматься исходя из оперативной обстановки на фронте. Условно говоря, если после президентских выборов в РФ Москва объявит свою массовую мобилизацию и ситуация на фронте резко обострится, то демобилизации в украинской армии может и не случиться.

Анализ
Похожи на российские и с коррупционными рисками. Что важно знать об украинских поправках к законам о мобилизации и военной службе
27.12.2023 19:30

Кроме того, законопроект предлагает ужесточить ответственность для всех, кто сегодня в Украине пытается избежать призыва в армию. Предлагают резко увеличить штрафы, ввести уголовную ответственность и даже ограничить гражданские права «уклонистов». Пока непонятно, какие именно из предложенных норм переживут первое и второе чтение, поэтому о финальной редакции ограничений можно будет говорить лишь через несколько недель.

Всего же в 2024 году Украина планирует призвать в армию несколько сотен тысяч человек. Это количество позволит доукомплектовать бригады и теоретически открыть возможность для демобилизации в 2025 году тех, кто пришел в армию в 2022-м. Социальные сети на повышенных тонах обсуждают законопроект. Те, кто привык за два года вторжения к мысли, что можно жить в стране и с войной не соприкасаться, критикуют нововведения. Те, кто защищают страну на фронте, законопроект поддерживают.

Украинский солдат на линии фронта возле оккупированного Россией украинского города Горловка. Донецкая область, 14 декабря 2023 года. Фото: Анатолий Степанов / AFP / East News

Для того чтобы массовая мобилизация заработала, украинские военкоматы должны получить доступ к государственным базам данных. Та база данных, которой они пользуются сегодня, имеет множество недостатков и большинство потенциальных призывников попросту «не видит». Обсуждается идея дать военным доступ к налоговой системе или к реестру избирателей, что позволит отказаться от практики вручения повесток прямо на улицах.

Законопроект вряд ли добавит очков действующей власти. Но особенность в том, что его появление продиктовано военной необходимостью. Изъятие из экономики полумиллиона мужчин теоретически может быть компенсировано возвращением в экономику тех, кто уже два года находится на фронте. А потому ситуация вокруг мобилизации будет общественным тестом на справедливость, ответственность и солидарность.

Украинский тыл станет тылом

Впрочем, не мобилизацией единой. Еще одна тема, которая рискует стать краеугольной для Украины в этом году, — это изменение внутренней экономической политики. Дело в том, что последние два года функцию тыла для украинского фронта выполняет коллективный Запад. Именно он финансирует содержание украинской экономики. Именно европейский и американский налогоплательщики содержат бюджетную сферу Украины — Киеву остается отправлять все собранные им деньги на финансирование армии.

С начала полномасштабного вторжения Украина не вводила дополнительные налоги (если не считать косметического 1,5%-го военного сбора). Не повышала тарифы (многие из которых до сих пор ниже себестоимости коммунальных услуг). В стране не были введены лимиты на потребление, и украинский гражданин может покупать любой импорт без каких-либо дополнительных пошлин.

Справка
В конце 2023 года правительство Украины опубликовало документ, который называется Национальная стратегия доходов до 2030 года. Он предполагает постепенное повышение налогов. Налоговую ставку для юрлиц со временем планируют увеличить с 3 до 18%. При этом для физлиц-предпринимателей введут диверсифицированные ставки от 3 до 18% от дохода в зависимости от вида деятельности. Кроме того, предлагается повысить акцизы на алкоголь, топливо и табачные изделия до минимального уровня в ЕС, а также реформировать таможню и налоговую службу.

В стране нет карточной системы. Нет дополнительных налогов на покупку предметов роскоши. Украинская экономика подключена к внешней системе жизнеобеспечения, а потому в куда меньшей степени ощущает на себе тяготы и лишения военного времени. Для тех людей, которые живут в глубоком украинском тылу, война практически незаметна на уровне бытового потребления. Все те логистические сложности, которые возникли в Украине сразу после вторжения, исчезли примерно к лету 2022 года.

Девушки делают селфи на смотровой площадке в центре Киева. Украина, декабрь 2023 года. Фото: Oleksii Chumachenko / Zuma Press / Forum

Но в том и штука, что подобная ситуация вовсе не обречена быть константой. Никто не застрахован от победы Дональда Трампа на выборах в США и соответственно от сценария, в котором Вашингтон перестает помогать Киеву. Нельзя исключать, что страны Евросоюза решат сократить свои вливания в экономику Украины — и это потребует от страны поиска внутренних резервов.

Даже если Запад сведет свою помощь Киеву к одним лишь оборонным поставкам и уменьшит количество финансовой крови, которая ежемесячно вливается в кровеносную систему украинской экономики, это потребует от Украины серьезных изменений. Придется увеличивать налоги и акцизы. Увеличивать тарифы на электроэнергию и газ. Включать печатный станок. Фиксировать валютный курс и проедать золотовалютные резервы. Все это приведет к подорожанию импорта и топлива. Государство вынуждено будет проводить жесткую ревизию статей расходов.

Мнения
Еще один год войны
31.12.2023 06:01

Первые отголоски будущей дискуссии уже начались. Власти спорят о налоговой нагрузке. Об упрощенной системе налогообложения (сохранять или ликвидировать). О социальных издержках и взаимоотношениях с бизнесом. Эта дискуссия обречена быть непопулярной, но она не могла не возникнуть. Ее просто удалось отсрочить во времени благодаря помощи западных партнеров. Но если западный налогоплательщик устанет и потребует изменить подходы, лучше к этому быть готовыми заранее.

Все эти дискуссии рискуют сделать 2024 год довольно напряженным с точки зрения атмосферы внутреннего украинского диалога. Страна ведет самую масштабную войну на континенте за последние 80 лет. Война требует от Украины трех ресурсов — денег, оружия и людей. И если прежде предметом дискуссии становился лишь объем и количество поставляемого Украине оружия, то теперь поиск денег и человеческого капитала тоже могут стать насущной проблемой.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное