vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Работают одинаково, а получают в два раза меньше. В Казахстане месяц бастуют нефтяники: некоторых уволили с работы, протест признали незаконным и завели уголовное дело

Протест работников West Oil Software в Мангистауской области. Казахстан, 15 декабря 2023 года. Фото: Sania Tolken / RFE / RL

С 11 декабря в Мангистауской области Казахстана проходит забастовка работников нефтесервисной компании West Oil Software. Раньше ее сотрудники работали на госпредприятии, но пять лет назад их уволили оттуда, трудоустроив взамен в частную фирму, из-за чего зарплаты сократились вдвое. Сейчас нефтяники требуют снова включить их в состав госкомпании, где зарплаты за такую же работу существенно выше. «Вот Так» рассказывает, почему власти отказываются идти навстречу рабочим, признали забастовку незаконной, но при этом не задерживают ее участников.

8 января, на 29-й день своей забастовки, сотрудники нефтесервисной компании West Oil Software (WOS), перевозящей сотрудников и грузы на нефтегазовые месторождения госкомпании «КазМунайГаз», записали очередное обращение к властям. В нем они обратились к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, требуя решить их проблему.

«Уже 29 дней мы, работники West Oil, находимся на забастовке, в ходе которой выдвигаем законные требования. В течение этого времени [на нас] оказывается всяческое давление с целью разогнать людей. Аким Мангистауского региона Нурлан Ногаев безмолвствует. Стоящие в этом месте люди не террористы, не преступники, а граждане Казахстана, которые требуют справедливости и будущего», — заявили бастующие на видео.

Предыдущее обращение нефтяников вышло 1 января. В нем бастующие обвинили власти республики в нежелании встречаться с их представителями в Астане и пообещали не прекращать забастовку, пока их проблема не будет решена.

Протест длиною в месяц

Забастовка рабочих West Oil Software началась 11 декабря на месторождении Жетыбай. Участвуют в ней около 500 сотрудников, то есть почти весь коллектив предприятия. Протестующие выдвигают три требования: вернуть их в структуру национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаза», оплачивать их работу по единой системе оплаты труда и заменить устаревшую технику, на которой им приходится работать с риском для жизни. По словам бастующих, большая часть машин, на которых они перевозят грузы, не прошла техосмотр.

Справка
Единая система оплаты труда (ЕСОТ) — система, созданная в АО «КазМунайГаз» в 2013 году по поручению правительства. Она содержит единую методику начисления заработной платы и единый расчетный алгоритм-механизм с учетом доплат, надбавок и премиальных выплат во всех дочерних структурах компании.

В государственной инспекции труда Мангистауской области заявили что два первых ультиматума «не являются основанием для трудового спора», а третье будет удовлетворено. По мнению чиновников, раз одно из трех требований принято, то протестная акция считается незаконной.

Основываясь на этом руководитель, частной компании West Oil Software обратился в суд: 12 декабря на закрытом заседании без участия работников забастовку признали незаконной.

«Требуют, чтобы мы разошлись, что мы тут незаконно стоим. Нас окружили полиция и СОБР. Но мы закон не нарушаем. На улице –12, с ветром ощущается как –20. Люди стоят на холоде. Если мы поедем домой, то нас задержат. 24 часа бастуем. Нам не дали палатки развернуть, не дают развести огонь. В машинах спим, на улице ходим. Говорят, что земля в частной собственности, тут нельзя вот это всё делать», — рассказывал в первые дни забастовки один из рабочих.

Одиночный пикет в поддержку бастующих нефтяников на месторождении Жетыбай сервисной компании West Oil Software около посольства Казахстана в Москве, 19 декабря 2023 года. Фото: соцсети

В решении суда утверждается, что сотрудники не предупредили работодателя о продолжительности забастовки. Кроме того, приостановка работы компании связана с тяжелыми и опасными последствиями. Сами же сотрудники считают, что используют свое конституционное право и действуют в соответствии с законодательством — больше месяца перед забастовкой они вели переговоры с работодателем, а сам конфликт длится не уже первый год.

В конце лета 2021 года сотрудники West Oil Software уже проводили 18-дневную забастовку с почти аналогичными требованиями — повысить зарплату и улучшить условия труда, а также не вмешиваться в работу созданного ими профсоюза. Тогда они не добивались трудоустройства в госкомпанию. В итоге работникам повысили зарплаты на 36%. До протеста в 2021 году, по словам нефтяников, самая высокая зарплата у них составляла 180 тыс. тенге (примерно $473). Забастовку тогда также признали незаконной, а нескольких сотрудников привлекли к административной ответственности.

Одна и та же работа за разные зарплаты

Госкорпорация «КазМунайГаз» включает в себя множество дочерних фирм, в которых зарплаты регулируются по ЕСОТ. Одна из таких компаний — «Ойл Транспорт Корпорейшэн». Ее генеральный директор Ербол Турниязов в интервью блогеру Азамату Сарсенбаеву озвучил зарплаты бастующих сотрудников частной подрядной организации West Oil Software. По его словам, они зарабатывают от 300 тыс. тенге ($660) до 700 тыс. тенге ($1540). При этом, откуда у Турниязова данные о зарплатах в частной компании, он не объяснил. В комментарии «Вот Так» правозащитник Галым Агелеуов со ссылкой на источники сообщил, что зарплата в государственной компании «КазМунайГаз» и у сотрудников ее дочерних структур, таких как «Ойл Транспорт Корпорейшэн», в среднем около 1 млн тенге ($2200).

По данным Мониторинговой миссии по трудовым правам в Центральной Азии, разница в заработной плате и социальном пакете между работниками в аутсорсинге и в штате «КазМунайГаз» составляет 30–40% при равном объеме работы. Частные компании заключают с сотрудниками краткосрочные контракты, которые не позволяют им уходить в отпуска и быть уверенными, что по окончании договора они не лишатся работы, объясняют члены Мониторинговой миссии.

Реакции

«КазМунайГаз» 13 декабря выпустил официальное заявление касательно забастовки рабочих West Oil Software, которая является ее частным подрядчиком. В нем руководство госпредприятия заявляет, что два из трех требований рабочих исполнить «не представляется возможным». К тому же в «КазМунайГаз» подсчитали, что день забастовки стоит частной компании 25 млн тенге ($55 000). Если эти данные верны, то West Oil Software за месяц протестной акции ее сотрудников потеряла 1,7 млн долларов.

В этот же день, 13 декабря, West Oil Software уволила семерых бастующих работников. 15 декабря лишились работы еще 19 бастующих.

Справка
В 2011 году протесты работников дочерних компаний «КазМунайГаз» вылились в крупные беспорядке в городе Жанаозен. В результате погибли 15 человек, сотни были ранены и арестованы. По данным ряда СМИ, в протестной акции и столкновениях с силовиками участвовали от 1 до 3 тысяч человек.

Прокурор Каракиянского района 20 декабря сообщил бастующим, что в отношении них расследуется уголовное дело по статье о «действиях, провоцирующих к продолжению участия в забастовке, признанной судом незаконной». За месяц, по словам протестующих, власти и руководители госпредприятия на диалог с ними так и не вышли.

В комментарии казахстанскому отделению «Радио Свобода» директор «Ойл Транспорт Корпорейшэн» Ербол Турниязов также заявил, что принятие работников в дочернюю структуру КМГ может обернуться убытками. При их увольнении в 2018 году «КазМунайГаз» потратил около 44 млрд тенге (около $97 млн) на выплаты по программе «5/50» в качестве компенсации всем уволенным из госкорпорации и дочерних структур.

«Если мы примем их в штат [обратно], их зарплата увеличится. Придется платить зарплаты по EСOT. Убытки значительно возрастут. Вырастут тарифы на наши услуги или нет — неизвестно», — объяснил руководитель «Ойл Транспорт Корпорейшэн».

Из производственных филиалов — в частные компании

Согласно документам, ТОО West Oil Software — подрядчик ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшэн» — дочерней компании «КазМунайГаз». В West Oil Software работают более 500 человек, она оказывает транспортные услуги на двух месторождениях. Однако до 2018 года почти все эти люди выполняли аналогичные задачи в подразделении «КазМунайГаза». Согласно официальному заявлению госкомпании, в 2018 году часть ее сотрудников «расторгла трудовые отношения с работодателем по собственному желанию» по программе «5/50», подразумевающей компенсацию в размере 50% от пятилетней заработной платы уволившегося сотрудника.

Сами же нефтяники рассказывают, что в 2018 году многих из них уволили без их ведома из «Ойл Транспорт Корпорейшэн» (входящей в состав «КазМунайГаз») и трудоустроили в частную компанию West Oil Software, которая также получила в пользование из госкорпорации технику. После чего их зарплаты снизились, договоры стали краткосрочными, а условия работы ухудшилась. Полученная компенсация позволила покрыть разницу в зарплатах лишь на некоторое время.

«Я был на работе на месторождении Алатобе [в 2018 году], когда поступили деньги. Когда я спросил, что это, мне сказали: “Оттуда уволился, устроился сюда”. Это то, что мне сказали. Я нигде не ставил подпись, что согласен [с увольнением]», — рассказал корреспондентам «Азаттык» (местная служба «Радио Свобода»), побывавшим на месте забастовки 9 января, начальник автоколонны WOS Алибек Кощанов.

Обзор
«Масштабная демократизация» Токаева. Почему в Казахстане отправляют под арест активистов
05.01.2024 10:00

По словам профсоюзного лидера Амина Елеусинова, некоторых сотрудников в 2018 году ввели в заблуждение. Переход в частную компанию им объясняли как временную меру. Кроме того, в течение пяти лет нефтянников обещали вернуть на работу в «КазМунайГаз». Однако до 2024 года этого так и не случилось.

Как объяснил «Вот Так» казахстанский правозащитник Галым Агелеуов, в 2018-м для многих нефтяных и нефтесервисных предприятий ситуация изменилась лишь на бумаге. По его словам, те же рабочие продолжили выполнять те же задачи, только теперь бывшие филиалы, перешедшие в частную собственность, для выполнения работ выигрывали тендеры, а их работники лишались социального пакета и установленной госпредприятием заработной платы. Таким образом крупные компании снимали с себя ответственность за найм и увольнение оказывающих услуги работников.

«За эти пять лет мы узнали на себе, что значит частное предприятие. <…> Что бы мы ни просили, в нашей компании говорят: “Не можем этого позволить”», — заявили протестующие 9 января.

Почему участников акции не задерживают

Несмотря на то что с 12 декабря акция признана незаконной, задержания не проводятся. По мнению эксперта Агелеуова, причина в том, что в Казахстане сильно развиты профсоюзы и взаимная поддержка трудящихся. В случае активных действий полиции забастовка может вырасти в массовую акцию.

Бывшие сотрудники нефтесервисной подрядной компании «Берали Мангистау Company» у здания Министерства энергетики в Астане, 2023 год. Фото: Ulysmedia

Это подтверждают и реакции работников других предприятий. В конце декабря поддержку работникам West Oil Software выразили сотрудники другой нефтесервисной ТОО «Бузачи Транс Курылыс» и работники химизации нефтедобычи. Они направили обращения властям, в котором поддержали требования бастующих и призвали прекратить преследования работников из-за трудовых споров.

Справка
Весной 2023 года с подобными требованиями выступали рабочие другой сотрудничающей с «КазМунайГаз» (точнее ее дочерней компанией АО «Озенмунайгаз) организации — нефтесервисной компании «Берали Мангистау Company». После проигранного тендера они отправили делегацию из 200 человек в Астану, где те несколько дней ночевали у здания Минэнерго. Подавить протест тогда попытались с помощью силовиков. В ответ на это на акции вышли нефтяники всего региона. Остановить волну недовольства удалось только после освобождения всех задержанных.

Жители сел Жетыбай, где работали сотрудники West Oil Software, и Мунайши заявили, что готовы перекрыть автодорогу Актау — Жанаозен — Курык — Шетпе в знак солидарности.

«Мы поддерживаем рабочих, потому что большая часть жителей села безработные. Мы требуем ликвидировать вопросы тендеров, приватизации и передать West Oil Software на баланс “КазМунайГаза”, как это было пять лет назад», — заявили местные жители в видеообращении к президенту Касым-Жомарту Токаеву, главе «КазМунайГаз» Магзуму Мирзагалиеву, депутатам и акимам Мангистауской области и Каракиянского района.

Поддержали бастующих нефтяников даже в Москве. Там у здания посольства Казахстана прошли одиночные пикеты, организованные активистами ОКП, Трудовой России, Рабочего компаса и Евразийского бюро Всемирной федерации профсоюзов. Их участники предостерегли правительство Казахстана от применения насилия, призвали восстановить на работе всех уволенных бастующих и выполнить требования нефтяников West Oil Software.

Валерия Микаева

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное