vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Получится ли у Лукашенко стать белорусским Назарбаевым?

В речи Александра Лукашенко на Всебелорусском народном собрании (ВНС) 11 февраля было много пропагандистской риторики (типа что во всех бедах виноват коварный Запад), но политизированная публика напряженно ожидала, что же скажет оратор о конституционной реформе и транзите власти.

В частности, к такой реформе после прошлогодних президентских выборов, спровоцировавших мощнейшие протесты, белорусского вождя стал вербально подталкивать Кремль. В экспертной среде пошли разговоры о «плане Путина — Патрушева», суть которого якобы — мягкий уход Лукашенко от власти с передачей ее некоему свежему лицу, устраивающему Москву.

лукашенко
Шестое Всебелорусское народное собрание, Минск, 11 февраля 2021 года.
Фото: president.gov.by

Вождь режима воспрянул духом

Был такой план или нет, но факт в том, что за полгода многое изменилось. Подавляя революцию (или, по его версии, мятеж), Лукашенко развязал невиданные по масштабу и жестокости репрессии.

В стране уже 246 политзаключенных. Готовятся еще более драконовские законы, чтобы можно было любого смутьяна в два счета надолго упечь за решетку. Даже бело-красно-белый флаг, символ белорусской революции, могут признать экстремистским.

Сами же протесты явно поутихли (сказываются и репрессии, и ковид, и психологическая усталость, и морозы). Режим резко взвинтил для недовольных белорусов цену выхода на улицу. И на сегодня Лукашенко, судя по всему, считает, что справился с революционной заразой.

Екатерина Андреева и Дарья Чульцова на суде. Фото: Белсат
Журналистки «Белсата» Екатерина Андреева и Дарья Чульцова находятся в заключении почти три месяца. Их задержали после стрима Марша смелых 15 ноября 2020 года. По версии белорусских властей, они руководили протестами непосредственно во время прямого эфира. Наказание по этому обвинению предполагает три года тюрьмы.
Фото: Belsat.eu

Это его первый козырь. Второй — протесты в России. Выступая на ВНС, Лукашенко не преминул примерить тогу провидца: я же, мол, предупреждал, что Беларусь — это лишь трамплин для атаки на Россию.

Белорусский вождь, видимо, считает, что тамошние протесты поубавят спеси у российского руководства, которое позволяло себе менторский тон по отношению к ранее попавшему в политический переплет союзнику. Теперь Кремлю и впрямь как-то неловко давить на Лукашенко, чтобы менял конституцию и т.д. В России ее в прошлом году поменяли — и разве это уберегло Путина от, как их презрительно называет Лукашенко, «протестунов» на улицах?

Торопись медленно

Короче, белорусский правитель решил не торопиться с новой конституцией. И Москва, похоже, смирилась с такой перспективой. Анонсирована встреча Лукашенко с Владимиром Путиным в феврале, Москва может дать новый кредит в 3 млрд долларов.

Хотя Лукашенко для Кремля весьма сложный (а теперь еще и токсичный) партнер, но российскому руководству важно не допустить победы, как они там выражаются, цветной революции по соседству. И это соображение рулит. К тому же у Москвы, судя по всему, пока нет на примете подходящей замены человеку, правящему Беларусью 27-й год.

И если раньше предполагалось, что нынешнее ВНС может утвердить концепцию новой конституции, то сейчас Лукашенко всего лишь пообещал, что ее проект будет готов к концу 2021 года, а в следующем году пройдет референдум по этому вопросу. Когда пройдут новые выборы, непонятно.

Он также предложил придать конституционные полномочия самому ВНС. По его мысли, оно «должно быть стабилизатором, зонтиком всей страны на какой-то промежуток времени. Чтобы сохранить страну».

О перспективах своего ухода с президентского поста Лукашенко рассуждал очень туманно. Назвал два условия: первое — «в стране мир, порядок, никаких протестных действий, не переворачивать страну, высказывать в рамках закона мнение»; второе — «ни один волос с вас, сторонников нынешнего президента, упасть не может».

Но как установятся в стране мир и благодать, если сейчас идет, по сути, беспощадная война против тех, кто дерзнул выступить за перемены? К тому же Лукашенко в упор не признает, что белорусские протесты были вызваны внутренними причинами. Мол, всему виной происки внешних врагов, а те, кто поддался на их провокации, — это «заблудшие».

Задержание силовиками участницы одного из женских маршей в Минске.
Фото: Ирина Ареховская / «Белсат» / Vot Tak TV

Если же власть не видит или не хочет признавать внутренних причин глубочайшего кризиса, то как она его разрешит? Репрессии могут запугать недовольных, но не всех и не навсегда. И уж тем более репрессии не переубедят тех, кто считает, что анахроничная, жестокая система Лукашенко должна быть сломана.

Так что внутреннее напряжение, раскол общества никуда не денутся, страну и впредь будет лихорадить. А значит, у Лукашенко останется повод заявлять, что уходить не время, поскольку нельзя, как он сегодня выразился, отдать страну на поругание.

Кризис не рассосется

Однако сказав «а», Лукашенко вынужден говорить «б», то есть очерчивать сроки конституционной реформы. Впрочем, если страну охватит новая революционная волна, то эти сроки запросто могут отодвинуть: мол, не время.

При этом сути реформы Лукашенко толком так и не объяснил. Было туманно заявлено о перераспределении полномочий от президента другим ветвям власти. Но вряд ли оно будет радикальным. Лукашенко хочет сохранить президентскую республику (хотя ныне она больше напоминает самодержавие).

И очень похоже на то, что вождь режима делает особую ставку на конституционные полномочия Всебелорусского собрания. Само оно формируется по непрозрачной процедуре. Делегатов нынешнего шестого собрания избирали на сессиях райсоветов и собраниях провластных общественных организаций. То есть по сути номенклатура выдвигала делегатов из собственных рядов (с примесью рядовых лоялистов). Это орган, который, вопреки названию, формируется без участия народа.

История
Делегаты Всебелорусского собрания восторгают Зюганова и злят оппозицию
10.02.2021 19:12

Лукашенко, вероятно, рассматривает будущее постоянно действующее ВНС с могучими полномочиями, закрепленными в конституции, как некий запасной аэродром для себя. Если обстоятельства прижмут и доведется-таки пойти на транзит власти, то можно будет, например, возглавить президиум ВНС. Стать этаким духовным отцом нации на манер аятоллы. Или, если хотите, аналогом генсека ЦК КПСС. Можно провести параллель и с тем вариантом, который избрал для себя Нурсултан Назарбаев.

Но фишка в том, что в Казахстане транзит власти происходил в спокойной обстановке, а сам Назарбаев сохранял и, видимо, сохраняет высокий авторитет. Лукашенко же, как показали прошлогодние события и как подтверждает независимая социология, растерял изрядную часть народной поддержки.

Значительной части белорусов тесно и душно в рамках жесткого, заточенного на репрессии авторитарного режима. А он между тем окончательно превращается (да, пожалуй, уже превратился) в полицейское государство. Идти на диалог с оппонентами, на подлинные реформы Лукашенко — и это подтвердила его сегодняшняя жесткая речь — явно не готов.

А это означает, что политический кризис не рассосется. И не факт, что вождю удастся воплотить в жизнь сложную схему с новой ролью ВНС. Со ссылкой на угрозу развала страны Лукашенко может и впредь отодвигать свой уход из власти, повторяя излюбленный слоган, который и сегодня прозвучал с трибуны ВНС: «Любимую не отдают». При этом чувства самой «любимой», похоже, не слишком берутся в расчет.

Александр Класковский, политический обозреватель — для vot-tak.tv

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное